Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Рассматривание картины «Ранняя весна»

Марина Потькалова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Рассматривание картины «Ранняя весна»

Занятие по развитию речи нацелено на формирование у детей умения составлять связный рассказ по картине с использованием слов, отражающих весенний пейзаж.

Задачи:

1. Формировать у детей умение правильно воспринимать и чувствовать настроение, отражённое художником в пейзаже, передавать его словом.

2. Продолжать учить детей составлять связный рассказ по картине, обогащать их словарь за счёт слов проталина, первоцветы, веснушки, набухают, журчит.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе „Рассматривание картины „Ранняя весна“» размещена в разделах

3. Развивать у детей произвольное зрительное внимание и фантазию, умение составлять распространённые предложения и подбирать определения, синонимы и антонимы в процессе рассматривания пейзажа картины.

4. Воспитывать интерес к изменениям в природе родного края, бережное отношение к первоцветам.

На занятии используется мольберт для демонстрации картины и картина М. Г. Пишвановой «Ранняя весна» (Изд-во «Детство-Пресс», СПб, 2005 г.).

В занятии прослеживается интеграция пяти образовательных областей:

- художественно-эстетическое развитие (закрепление представлений о пейзаже как жанре живописи);

- физическое развитие (проведение физкультминутки и пластического этюда);

- познавательное развитие (закрепление знаний о зимующих и перелётных птицах, образное восприятие содержания и придумывание названия картины);

- речевое развитие (организация словарной работы, развитие связной речи при описании весеннего пейзажа);

- социально-коммуникативное развитие (осознание детьми эмоционального состояния детей).

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Воспитатель привлекает к себе детей:

- Ребята! Я сегодня принесла вам новую картину. Это пейзаж, который нарисовала художник Мария Григорьевна Пишванова. С её картинами мы уже ранее с вами знакомились.

- Подскажите, если это пейзаж, то значит, что мы с вами должны сейчас увидеть на картине? ( Ответы детей: изображение природы)

- Давайте посмотрим на картину! (Воспитатель демонстрирует детям репродукцию картины М. Г. Пишвановой)

- Ребята, хотите её внимательно рассмотреть? (согласие детей). Тогда поместим картину на мольберт, а сами присядем на стульчики, чтобы всем было хорошо её видно (дети рассаживаются полукругом).

II. Основная часть:

1. Анализ с детьми признаков весны, изображённых на картине :

- Ребята, какое время года изображено на картине?

- Как вы думаете, что художница хотела вам рассказать своей картиной? ( ответы детей: она хотела рассказать нам о весне)

- Что ей показалось интересным? ( ответы детей: изменения в природе, чем заняты дети на прогулке)

- Мария Григорьевна Пишванова назвала свою картину «Ранняя весна». Как вы думаете, почему? ( ответы детей: потому что на картине изображена весенняя пора, показаны признаки ранней весны : на земле ещё ледит снег, в некоторых местах видны проталины и первоцветы, деревья стоят голые). Правильно ребята, художница задумала показать нам своей картиной раннюю весну.

2. Словарная работа:

- Ребята, придумайте определения к слову весна. Она какая? ( ответы детей: тёплая, красивая, ранняя, солнечная)

- А какие слова можно образовать от слова весна ( ответы детей: весенняя, веснушки и пр.)

- Про что, глядя на картину, можно сказать весенняя? ( ответы детей: проталина, одежда, погода)

- А что такое проталина? Это место, где протаял снег и стала видна земля.

- Про что можно сказать весенний? ( ответы детей: воздух, ветер, снег, ручеёк)

- Про что можно сказать весеннее? ( ответы детей: дерево, солнце, небо)

- Давайте с вами вспомним, какое солнце было зимой и какое сейчас весной стало? ( ответы детей: солнце было зимой тусклое, холодное, а сейчас тёплое, яркое, ласковое, блестящее, весеннее, искристое, лучистое)

- Какое небо было зимой и какое сейчас весной стало? ( ответы детей: небо было зимой серое, хмурое, холодное, пасмурное, а сейчас голубое, яркое, высокое, голубое).

- Ребята, а какие деревья весной? ( ответы детей: голые, тонкие) Обратите внимание на деревья, изображённые на картине. Солнце весной пригрело и на деревьях набухли почки. На берёзе птицы свили гнездо и готовятся выводить птенцов.

- Как вы думаете, что это за птицы? ( ответы детей: грачи, так как они первыми ранней весной прилетают из тёплых стран).

3. Рассматривание картины :

- Ребята, кого вы ещё видите на картине? ( ответы детей: на картине изображены дети, которые гуляют на участке детского сада).

- Что делают дети на участке? ( ответы детей: дети рассматривают первоцветы, играют с куклой, пускают бумажный кораблик в ручейке).

- Ребята, а как вы думаете, какое настроение у детей? А почему вы так решили? ( ответы детей: у детей радостное настроение, им весело и интересно, потому что они улыбаются и радуются приходу весны).

- Кого вы видите на картине справа? ( ответы детей: на картине справа изображена девочка)

- В чём она одета? ( ответы детей: девочка одета в красное пальто и в шапке с помпоном, на ногах у неё тёплые колготки и жёлтые сапожки)

- Что делает девочка? ( ответы детей: девочка сорвала на проталинке первоцветы и рассматривает их)

- Ребята, а что такое первоцветы? ( ответы детей: первоцветы – это цветы, которые появляются первыми).

- Кто из вас знает, как называются эти первоцветы? ( ответы детей: это цветы мать-и-мачехи; если дети их не называют или называют неправильно, то название цветов говорит воспитатель).

4. Пластический этюд:

- Ребята, давайте с вами покажем, как появляются первоцветы (дети изображают пантомимикой появление цветов).

- Вот как постепенно появляются у нас весной цветы. Поэтому рвать их не стоит, а лучше ими любоваться.

5. Продолжение рассматривания картины :

- Ребята, а кого мы видим на картине слева? ( ответы детей: на картине слева мы видим мальчика в синей куртке и тёплой шапке).

- Что делает мальчик? ( ответы детей: мальчик развязал тёплый шарф и расстегнул куртку, потому что ему стало жарко).

- Посмотрите, а что это у него на носу и на щеках? ( ответы детей: у мальчика веснушки, которые появляются у него весной).

- Ребята, что делают дети на картине в центре? ( ответы детей: дети, которые нарисованы в центре картины, играют. Девочка, одетая в зелёное пальто и оранжевую шапочку, сидит на скамейке с куклой. Возле неё лежат формочки и ведёрко, чтобы лепить снежные куличики. У мальчика, который пускает бумажный кораблик в ручейке, красивая шапочка с шарфом в полоску).

- А как вы думаете, почему мальчику захотелось пустить кораблик по воде? ( ответы детей: ему было интересно поиграть с водой)

Конечно, ребята. Ручеёк журчит между снега и привлекает к себе детей.

- Скажите, а почему дети на картине ещё одеты в тёплую одежду? ( ответы детей: дети одеты в тёплую одежду, потому что ещё солнце светит слабо и на улице прохладно).

6. Дыхательная гимнастика:

Лёгкий ветерок раскачивает верхушки деревьев и дует в лицо детям. Давайте покажем, как дует сильный ветер и слабый ветерок (2-3 раза).

7. Проведение физкультминутки:

Ребята, давайте представим, что мы, как дети на картине, вышли погулять. Покажите, как бы нам в лицо дул лёгкий весенний ветерок.

- Ветер дует нам в лицо (дети двигают ладонями по направлению к лицу,

Закачалось деревцо (дети делают наклоны в сторону).

Ветерок всё тише, тише (дети приседают,

Деревцо всё выше, выше (дети поднимаются и вытягивают руки вверх).

Затем присаживаются на стульчики.

8. Развитие фантазии детей :

- Ребята, а если бы вы не знали названия картины, которое дала ей художница Мария Григорьевна Пишванова. Как бы вы её назвали? (возможные названия картины, предложенные детьми: «Весенняя пора», «Весенние денёчки», «Дети на прогулке», «Дети весной играют на улице»).

- Подумайте, а чем всё закончилось… (дети отвечают свои варианты).

9. Составление рассказа по картине :

- Ребята, давайте с вами составим рассказ по этой картине. Сначала расскажите, когда и где происходит действие, опишите весенние признаки, затем – о том, кто на ней нарисован и чем занят, а потом придумайте интересный конец, чтобы рассказ был законченным. Постарайтесь рассказать так, чтобы всем детям было понятно, что вы увидели на картине что-то красивое, интересное и вас это радует.

10. Самостоятельное составление и рассказывание детьми рассказов по картине (3-4 ребёнка).

11. Анализ рассказов детей :

- Ребята, понравились ли вам рассказы детей?

- Кто из детей интереснее всего рассказал?

- Чем вам больше всего запомнился его рассказ?

12. Вопросы к детям:

- Ребята, а сорока с вороной тоже прилетают к нам с весною? ( ответы детей: нет, сорока и ворона зимуют рядом с человеком). Правильно, эти птицы зимуют рядом с нами. Мы постоянно видим их в городе и слышим их голоса. Особенно весной сорока любит тараторить и спорить с вороной.

13. Разучивание скороговорки:

Послушайте скороговорку, которую говорят о данных птицах: «Сорока с вороной весной спорила, тараторила, тараторила, ворону переспорила».

Давайте повторим скороговорку медленно, затем в умеренном темпе и быстро, но отчётливо. Затем скажем громко, тише и шёпотом.

III. Заключительная часть:

- Ребята, сегодня мы рассмотрели картину Марии Григорьевны Пишвановой «Ранняя весна» и вы научились составлять по ней рассказ. Вы увидели, что у детей все рассказы получились разные, потому что они при описании картины использовали интересные выражения, передавали с помощью слов настроение, отражённое художником в пейзаже.

- Что вам сегодня больше всего понравилось на занятии?

- Что бы вы хотели повторить?

- Ребята! Я предлагаю вам дома нарисовать свой весенний пейзаж и сделать у нас выставку ваших картин под общим названием «Ранняя весна».

Спасибо за занятие!

Публикации по теме:

Занятие по развитию речи и коллективной аппликации в средней группе «Ранняя весна»Занятие по развитию речи и коллективной аппликации в средней группе «Ранняя весна» Цель: Закрепить представления детей о весне, ее признаках. Задачи: - Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны,.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Рассматривание сюжетной картины «Кошка с котятами»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Рассматривание сюжетной картины «Кошка с котятами» Цель: Помочь детям понять содержание картины. Задачи: - учить детей отвечать на вопросы воспитателя, составлять небольшой рассказ по картине;.

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Рассматривание картины «Семья» Образовательная область: речевое развитие Тема: «Рассматривание картины семья» Цель: создание условий для развития умения составлять описательный.

Конспект открытого занятия НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зима. Зимние забавы» Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме «Зима. Зимние забавы» Задачи: Образовательные: – учить детей согласовывать имена существительные.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группе Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни насекомых, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группеКонспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках.

Конспект занятия по развитию речи с элементами синквейна в подготовительной к школе группе «Приключения Капельки»Конспект занятия по развитию речи с элементами синквейна в подготовительной к школе группе «Приключения Капельки» Конспект непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи с использованием дидактического синквейна в подготовительной к.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказки А. С. Пушкина»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказки А. С. Пушкина» Цель: обобщение знаний детей о сказках А. С. Пушкина. Задачи: - развивать связную речь, внимание, мышление, активизировать словарь детей;.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Звуки [с] — [ц], буквы С — Ц»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Звуки [с] — [ц], буквы С — Ц» Цель: учить дифференцировать буквы с-ц при чтении; учить дифференцировать звуки с-ц в слогах, словах и предложениях. Развивать слуховую.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Рассматривание картины «Зима» и беседа по ней» Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Рассматривание картины «Зима» и беседа по ней»Цель: развитие речи дошкольников. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Рассматривание картины «Ранняя весна»
Опубликовано: 25 февраля 2023 в 14:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД