Марина Потькалова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Рассматривание картины «Ранняя весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи нацелено на формирование у детей умения составлять связный рассказ по картине с использованием слов, отражающих весенний пейзаж.
Задачи:
1. Формировать у детей умение правильно воспринимать и чувствовать настроение, отражённое художником в пейзаже, передавать его словом.
2. Продолжать учить детей составлять связный рассказ по картине, обогащать их словарь за счёт слов проталина, первоцветы, веснушки, набухают, журчит.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе „Рассматривание картины „Ранняя весна“» размещена в разделах
- Весна в картинах художников. Конспекты занятий
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Составление описательных рассказов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
3. Развивать у детей произвольное зрительное внимание и фантазию, умение составлять распространённые предложения и подбирать определения, синонимы и антонимы в процессе рассматривания пейзажа картины.
4. Воспитывать интерес к изменениям в природе родного края, бережное отношение к первоцветам.
На занятии используется мольберт для демонстрации картины и картина М. Г. Пишвановой «Ранняя весна» (Изд-во «Детство-Пресс», СПб, 2005 г.).
В занятии прослеживается интеграция пяти образовательных областей:
- художественно-эстетическое развитие (закрепление представлений о пейзаже как жанре живописи);
- физическое развитие (проведение физкультминутки и пластического этюда);
- познавательное развитие (закрепление знаний о зимующих и перелётных птицах, образное восприятие содержания и придумывание названия картины);
- речевое развитие (организация словарной работы, развитие связной речи при описании весеннего пейзажа);
- социально-коммуникативное развитие (осознание детьми эмоционального состояния детей).
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Воспитатель привлекает к себе детей:
- Ребята! Я сегодня принесла вам новую картину. Это пейзаж, который нарисовала художник Мария Григорьевна Пишванова. С её картинами мы уже ранее с вами знакомились.
- Подскажите, если это пейзаж, то значит, что мы с вами должны сейчас увидеть на картине? ( Ответы детей: изображение природы)
- Давайте посмотрим на картину! (Воспитатель демонстрирует детям репродукцию картины М. Г. Пишвановой)
- Ребята, хотите её внимательно рассмотреть? (согласие детей). Тогда поместим картину на мольберт, а сами присядем на стульчики, чтобы всем было хорошо её видно (дети рассаживаются полукругом).
II. Основная часть:
1. Анализ с детьми признаков весны, изображённых на картине :
- Ребята, какое время года изображено на картине?
- Как вы думаете, что художница хотела вам рассказать своей картиной? ( ответы детей: она хотела рассказать нам о весне)
- Что ей показалось интересным? ( ответы детей: изменения в природе, чем заняты дети на прогулке)
- Мария Григорьевна Пишванова назвала свою картину «Ранняя весна». Как вы думаете, почему? ( ответы детей: потому что на картине изображена весенняя пора, показаны признаки ранней весны : на земле ещё ледит снег, в некоторых местах видны проталины и первоцветы, деревья стоят голые). Правильно ребята, художница задумала показать нам своей картиной раннюю весну.
2. Словарная работа:
- Ребята, придумайте определения к слову весна. Она какая? ( ответы детей: тёплая, красивая, ранняя, солнечная)
- А какие слова можно образовать от слова весна ( ответы детей: весенняя, веснушки и пр.)
- Про что, глядя на картину, можно сказать весенняя? ( ответы детей: проталина, одежда, погода)
- А что такое проталина? Это место, где протаял снег и стала видна земля.
- Про что можно сказать весенний? ( ответы детей: воздух, ветер, снег, ручеёк)
- Про что можно сказать весеннее? ( ответы детей: дерево, солнце, небо)
- Давайте с вами вспомним, какое солнце было зимой и какое сейчас весной стало? ( ответы детей: солнце было зимой тусклое, холодное, а сейчас тёплое, яркое, ласковое, блестящее, весеннее, искристое, лучистое)
- Какое небо было зимой и какое сейчас весной стало? ( ответы детей: небо было зимой серое, хмурое, холодное, пасмурное, а сейчас голубое, яркое, высокое, голубое).
- Ребята, а какие деревья весной? ( ответы детей: голые, тонкие) Обратите внимание на деревья, изображённые на картине. Солнце весной пригрело и на деревьях набухли почки. На берёзе птицы свили гнездо и готовятся выводить птенцов.
- Как вы думаете, что это за птицы? ( ответы детей: грачи, так как они первыми ранней весной прилетают из тёплых стран).
3. Рассматривание картины :
- Ребята, кого вы ещё видите на картине? ( ответы детей: на картине изображены дети, которые гуляют на участке детского сада).
- Что делают дети на участке? ( ответы детей: дети рассматривают первоцветы, играют с куклой, пускают бумажный кораблик в ручейке).
- Ребята, а как вы думаете, какое настроение у детей? А почему вы так решили? ( ответы детей: у детей радостное настроение, им весело и интересно, потому что они улыбаются и радуются приходу весны).
- Кого вы видите на картине справа? ( ответы детей: на картине справа изображена девочка)
- В чём она одета? ( ответы детей: девочка одета в красное пальто и в шапке с помпоном, на ногах у неё тёплые колготки и жёлтые сапожки)
- Что делает девочка? ( ответы детей: девочка сорвала на проталинке первоцветы и рассматривает их)
- Ребята, а что такое первоцветы? ( ответы детей: первоцветы – это цветы, которые появляются первыми).
- Кто из вас знает, как называются эти первоцветы? ( ответы детей: это цветы мать-и-мачехи; если дети их не называют или называют неправильно, то название цветов говорит воспитатель).
4. Пластический этюд:
- Ребята, давайте с вами покажем, как появляются первоцветы (дети изображают пантомимикой появление цветов).
- Вот как постепенно появляются у нас весной цветы. Поэтому рвать их не стоит, а лучше ими любоваться.
5. Продолжение рассматривания картины :
- Ребята, а кого мы видим на картине слева? ( ответы детей: на картине слева мы видим мальчика в синей куртке и тёплой шапке).
- Что делает мальчик? ( ответы детей: мальчик развязал тёплый шарф и расстегнул куртку, потому что ему стало жарко).
- Посмотрите, а что это у него на носу и на щеках? ( ответы детей: у мальчика веснушки, которые появляются у него весной).
- Ребята, что делают дети на картине в центре? ( ответы детей: дети, которые нарисованы в центре картины, играют. Девочка, одетая в зелёное пальто и оранжевую шапочку, сидит на скамейке с куклой. Возле неё лежат формочки и ведёрко, чтобы лепить снежные куличики. У мальчика, который пускает бумажный кораблик в ручейке, красивая шапочка с шарфом в полоску).
- А как вы думаете, почему мальчику захотелось пустить кораблик по воде? ( ответы детей: ему было интересно поиграть с водой)
Конечно, ребята. Ручеёк журчит между снега и привлекает к себе детей.
- Скажите, а почему дети на картине ещё одеты в тёплую одежду? ( ответы детей: дети одеты в тёплую одежду, потому что ещё солнце светит слабо и на улице прохладно).
6. Дыхательная гимнастика:
Лёгкий ветерок раскачивает верхушки деревьев и дует в лицо детям. Давайте покажем, как дует сильный ветер и слабый ветерок (2-3 раза).
7. Проведение физкультминутки:
Ребята, давайте представим, что мы, как дети на картине, вышли погулять. Покажите, как бы нам в лицо дул лёгкий весенний ветерок.
- Ветер дует нам в лицо (дети двигают ладонями по направлению к лицу,
Закачалось деревцо (дети делают наклоны в сторону).
Ветерок всё тише, тише (дети приседают,
Деревцо всё выше, выше (дети поднимаются и вытягивают руки вверх).
Затем присаживаются на стульчики.
8. Развитие фантазии детей :
- Ребята, а если бы вы не знали названия картины, которое дала ей художница Мария Григорьевна Пишванова. Как бы вы её назвали? (возможные названия картины, предложенные детьми: «Весенняя пора», «Весенние денёчки», «Дети на прогулке», «Дети весной играют на улице»).
- Подумайте, а чем всё закончилось… (дети отвечают свои варианты).
9. Составление рассказа по картине :
- Ребята, давайте с вами составим рассказ по этой картине. Сначала расскажите, когда и где происходит действие, опишите весенние признаки, затем – о том, кто на ней нарисован и чем занят, а потом придумайте интересный конец, чтобы рассказ был законченным. Постарайтесь рассказать так, чтобы всем детям было понятно, что вы увидели на картине что-то красивое, интересное и вас это радует.
10. Самостоятельное составление и рассказывание детьми рассказов по картине (3-4 ребёнка).
11. Анализ рассказов детей :
- Ребята, понравились ли вам рассказы детей?
- Кто из детей интереснее всего рассказал?
- Чем вам больше всего запомнился его рассказ?
12. Вопросы к детям:
- Ребята, а сорока с вороной тоже прилетают к нам с весною? ( ответы детей: нет, сорока и ворона зимуют рядом с человеком). Правильно, эти птицы зимуют рядом с нами. Мы постоянно видим их в городе и слышим их голоса. Особенно весной сорока любит тараторить и спорить с вороной.
13. Разучивание скороговорки:
Послушайте скороговорку, которую говорят о данных птицах: «Сорока с вороной весной спорила, тараторила, тараторила, ворону переспорила».
Давайте повторим скороговорку медленно, затем в умеренном темпе и быстро, но отчётливо. Затем скажем громко, тише и шёпотом.
III. Заключительная часть:
- Ребята, сегодня мы рассмотрели картину Марии Григорьевны Пишвановой «Ранняя весна» и вы научились составлять по ней рассказ. Вы увидели, что у детей все рассказы получились разные, потому что они при описании картины использовали интересные выражения, передавали с помощью слов настроение, отражённое художником в пейзаже.
- Что вам сегодня больше всего понравилось на занятии?
- Что бы вы хотели повторить?
- Ребята! Я предлагаю вам дома нарисовать свой весенний пейзаж и сделать у нас выставку ваших картин под общим названием «Ранняя весна».
Спасибо за занятие!