Людмила Волосенкова
Занятие по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Зимние развлечения»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:"Составление рассказа по картине "Зимние развлечения"
Цель занятия :
1. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя, выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой. Формировать у детей лексически богатую и фонетически четкую речь.
2. Развивать связную речь с использованием игровых приёмов. Развивать коммуникативные навыки, связную монологическую речь.
Публикация «Занятие по развитию речи в средней группе „Составление рассказа по картине „Зимние развлечения“» размещена в разделах
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние праздники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
3. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и к окружающей обстановке,умения работать в коллективе. Воспитывать интерес к звучащему слову, желание заниматься.
Словарь: Снег, снежинка.
Предварительная работа:
Наблюдение за играми детей на прогулке.
Знакомство с загадками, пословицами, народными приметами о зиме.
Разучивание стихотворений о зиме.
Рассматривание картин, иллюстраций о зиме.
Ручной труд: изготовление снежинок.
Оборудование: костюмы “Снеговика”, яркое ведерко со снежинками по количеству детей и “снежный комочек
Ход занятия
Орг. момент:
1 Вводная часть
Воспитатель спрашивает детей, не холодно ли им было, когда они утром шли в детский сад. Он предупреждает о том, что наступили холода. Воспитатель спрашивает ребят, как можно спастись от холода, как не замерзнуть. Дети и воспитатель договариваются погреться. Проводится игра-разминка «Холодок».
Игра-разминка «Холодок»
Холод, холод, холодок, (Идут стайкой врассыпную, притопывая.)
Не пугай ты нас, дружок.
Будем вместе дружно топать
И в ладошки звонко хлопать.
Хлоп-хлоп, раз-два-три, (Хлопки, топающий шажок, кружатся.)
Нам не холодно, смотри
. Холод, холод, холодок, (Бегут врассыпную, сжав кулачки.)
Не пугай ты нас, дружок.
Побежим мы по дорожке,
Не замерзнут наши ножки.
Хлоп-хлоп, раз-два-три, (Хлопки, топающий шажок, кружатся.)
Нам не холодно, смотри.
Воспитатель спрашивает детей, согрелись ли они. Звучит музыка метели. Воспитатель предлагает детям спрятаться от метели в избушке (декорации). Проводится этюд-упражнение «Как воет ветер». Для этого дети складывают руки трубочкой и издают протяжные звуки, имитирующие вой ветра. Воспитатель «регулирует» звуки ветра, предлагая изображать то сильный, то слабый ветер.
Артикуляционная разминка “Путешествие язычка”
Народ придумал скороговорок и чистоговорок,которые учат детей говорить правильно,чисто, внятно и четко.
Воспитатель показывает буквы А, О, И, У и предлагает детям вспомнить чистоговорку:
И-и-и-и ты на небо посмотри,
У-у-у-у и увидим мы луну.
А-а-а-а рядом яркая звезда,
О-о-о-о как до неба далеко.
Детей встречает Снеговик (у него руках ведерко со снежинками)
. Снеговик:
Здравствуйте, дети!
Снеговик я не простой
Прихожу я к вам, зимой.
С ней мы давние друзья,
Вас приглашаю в сказку я.
Ребята, посмотрите, что у меня в ведерке? (показывает).
Снеговик: подставьте свои ладошки. Теперь у каждого из вас есть снежинка. Расскажите о снежинке, какая она?
Дети: белая, пушистая, блестящая, лучистая, легкая, воздушная…
Игра-импровизация «Снежинки»
Воспитатель.
Снежинки, снежинки на землю летят, (Снежинки летят.)
Искрится их белый красивый наряд.
Снежинки, снежинки, летите смелей, (Кружась, садятся.)
И тихо на землю ложитесь скорей.
Снежинки, снежинки, пора вам опять (Машут крылышками.)
Над полем кружиться и в небо взлетать.
Снежинки, снежинки, по ветру летят (Снежинки летят.)
И падают прямо на щечки ребят.
Снеговик:
А теперь поиграем в игру «Будь внимателен»
Найдите ошибку в моих словах:
«Зимой очень жарко»
«Сосульки можно есть»
«На санках катаются по травке»
«На улице поливает снег»
«Дети плавали на коньках».
После подбора действий предлагаю сказать, как нужно изменить слова.
. (Снеговик хвалит детей)
2 Основная часть
Воспитатель: Молодцы, ребята. Ой, посмотрите, а почему это наш Снеговик расстроен и плачет. Снеговик говорит, что зима подарила ему картину, но он не знает, как составить рассказ по картинке. .
Воспитатель предлагает помочь снеговику и продолжает:
— Зима — чудесное время года. Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. Можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега. Про это время года и книги написаны, и картины написаны. Вам не показалось странным, что я сказала «картины написаны»? Я не ошиблась — так принято говорить: художник написал (а не нарисовал) картину.
Демонстрируется картина «Зимние развлечения». (Детей следует усадить как можно ближе к мольберту.) Воспитатель задает ряд вопросов: Как можно назвать картину? Какое время года и время суток запечатлено на картине? Какая погода стояла в тот зимний день? Как вы определили, что день теплый и солнечный?
— Однажды в зимний теплый солнечный день детский сад вышел па прогулку. Всем нашлось дело по душе. Вы согласны со мной? Как вы можете это подтвердить?
Кто-то из детей начинает рассказывать о ребятах, катающихся с горы.
«Давайте повнимательнее рассмотрим, что происходит на горке— предлагает воспитатель. Выслушивает и оценивает высказывания детей. Просит ребенка пятого года жизни выйти к столу и рассказать о том, как дети катаются с горы. Сам начинает рассказ : «Однажды в теплый зимний день выбежали на участок дети. Многие из них сразу же побежали на горку»,— и передает слово ребенку.
Затем педагог привлекает внимание детей к снеговику. Они рассматривают этот фрагмент. Кто-нибудь из младших воспитанников обобщает результаты наблюдений в коротком рассказе.
«Посмотрите, не забыли ли малыши о своих пернатых друзьях»,— напоминает педагог. И дети рассказывают о том, какие птицы изображены на картине, кто их кормит.
Заслушиваются два рассказа. Воспитатель оценивает их. Хвалит ребенка, сумевшего избежать повторов. Подчеркивает, что это достигается последовательным описанием законченных частей картины (катание с горы; у снеговика; около кормушки для птиц). Обращает внимание детей на удачно найденные сравнения, описания.
Затем педагог вызывает еще одного ребенка и предлагает ему выбрать себе партнера для соревнования на лучший рассказ («Кто расскажет подробнее и интереснее?»).
В заключение воспитатель предлагает вниманию детей свой образец рассказа (если дети рассказывали хорошо, образец можно не давать) :
— В солнечный зимний день выбежали ребята на участок. Всем нашлось дело по душе. Особенно много детей оказалось на горке. Не всем удается благополучно скатиться с нее. У мальчика в черной шубке перевернулись санки! А сверху уже что-то кричат ему. Наверное, просят поскорее освободить путь!
Рядом с горкой — большой снеговик. Должно быть, стояла оттепель, потому и отвалились пуговицы, которые вновь приделывают мальчик и девочка.
Не забыли дети и о своих пернатых друзьях. Рябинки принесли и еще какой-то корм в ведерке. «Не бойтесь, птички, не обидим»,— говорит птицам мальчик в пальто с меховым воротничком, протягивая им ветку рябины.
Хорошее время года — зима!
Снеговик благодарит детей за рассказы, угощает их “снежками” (бизе, зефир, прощается и уходит
Заключительная часть
Работа по группам у стола Вы придумали интересные рассказы, долго смотрели на картинки, а теперь интересно узнать, как работала ваша память. Пожалуйста, сами разделитесь на две команды. Игра так и называется "Тренировка памяти". Я уберу все картинки, а вы должны вспомнить как можно больше предметов, героев, которые изображены на картинках. Каждая команда по очереди даёт ответ и выкладывает букву "П". У какой команды таких букв будет больше, значит, у членов этой команды память работала лучше, и, значит, они выиграли.
Итог занятия.
Cписок использованной литературы^
1. Воспитание детей в средней группе детского сада. - М. : Просвещение, 1999.-156с.
2. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. - М. : Вако, 2005.-160с.
3. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации. -М. :Вако,2007.-256с
4.«Радуга» программа и методическое руководство М, 1996.
5. Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении. – М., 2004.
6."Методика развития речи детей дошкольного возраста" ; М., "Владос", 2003.