МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]»

Кутова Оксана Станиславовна
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»».

Цель: Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р (изолированно, в чистоговорках, в словах)

Задачи:

1. Продолжать упражнять детей в различении слов, начинающихся со звука Р, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.

2. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Звуковая культура речи, звук [р]“» размещена в разделах

3. Развивать фонематический слух, подвижность языка.

4. Воспитывать усидчивость, внимание.

Предварительная работа: артикуляционная гимнастика для подготовки органов артикуляции (языка, губ, щек, мягкого неба) к постановке сонорных звуков Р, РЬ; дидактические игры «Найди предмет», «Назови всё, что видишь», дидактическая игра «1,2,5», разучивание скороговорок и чистоговорок, отгадывание загадок, составление рассказа по картинке.

Материал: презентация на тему «Звуковая культура речи, звук «Р», интерактивная доска, мяч текстильный.

Методы: игра, беседа, вопросы детям, рассматривание игрушек, работа с интерактивной доской «Презентация на тему «Звуковая культура речи, звук «Р» ; дидактические игры, заучивание скороговорок.

Ход занятия

Все дети с воспитателем берутся за руки и вместе произносятся добрые, приветственные слова.

Слайд 2

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята всем доброе утро еще раз.

Дети проходят на стулья перед интерактивной доской, расставленные на экологичном расстоянии от экрана доски.

Слайд 3,4

-Ребята, а для чего нам служит язычок? Ведь, не секрет, что любая часть тела нам для чего-то и нужна. Например, глаза, для того чтоб ….(дети заканчивают мысль- «видеть, смотреть»), а уши, чтобы …. «слышать, слушать», а нос, чтоб …. «дышать, чувствовать запахи, нюхать», а язык -O- Ответы детей. Чтоб «говорить, чтоб чувствовать вкус…».

Верно, ребята, а чтобы красиво говорить и правильно произносить все звуки и слова, мы язычок потренируем. Проводится артикуляционная гимнастика.

Сейчас я загадаю Вам загадку, а Вы попробуете ее отгадать. Слушайте внимательно. Слайд 5

Убегайте поскорей!

Ходит, рыщет царь зверей.

Рычащий, жёлтый сыщик,

С хвостом и гривой хищник.

Все сидят, присмирев,

Потому что бродит…

Ответы детей.

Слайд 6

- Верно ребята. Это лев. Посмотрите какой хищник.

- А кто мне скажет как подает голос лев?

- Да, верно, лев произносит р-р-р, это значит он …. Как мы назовем это действие?

Ответы детей

Да, лев рычит. Давайте все вместе порычим.

Все повторяют рычание льва несколько раз.

Давайте еще раз произнесём звук «Р» вместе. И попытаемся определить, где находится кончик языка при произнесении звука «Р» (за верхними зубами) и что происходит с языком (струя воздуха заставляет язык дрожать).

-У меня для Вас припасена еще одна загадка. Приготовьтесь слушать внимательно.

Слайд 7

Во дворе я - королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна. (Ворона).

Слайд 8

-Какие умные дети, правильно, это хитрая птица - ворона.

- Скажите мне ребята, пожалуйста, как подает голос ворона? Ответы детей.

- Да, ворона каркает, давайте вместе покаркаем. Все вместе произносят «ка-рр, ка-рррр». Повторяют несколько раз.

- Ребята, а сейчас помогите мне, пожалуйста, прочитать скороговорку «Ворона».

Слайд 9.

По моему знаку вы будете четко проговаривать кар-р-р, а я буду называть слово.

Кар-ета, кар-тошка,кар-ман, кар-тон, кар-авай, кар-амель, кар-апуз, кар-андаш, кар-тина.

Хорошо, ребята, молодцы.

Слайд 10

А сейчас внимание на доску, назовите слова, в которых есть звук «Р». Дети смотрят на картинки, изображенные на слайде презентации и отвечают.

Ответы детей. При произнесении слова, содержащего звук «р», повторить протяжно слово, произнеся каждый звук и спросить где находится звук «Р», вначале слова, в середине или в конце.

Слайд 11.

Физкультминутка «Часы»

Тик-так, тик-так —

Все часы идут вот так:

Тик-так. (Наклоните голову то к одному, то к другому плечу.)

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.)

Налево — раз, направо — раз,

Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики.)

Тик-так, тик-так.

Молодцы!

Слайд 12

Ребята сейчас мы поиграем с Вами в игру «Не ошибись». В этой игре нам поможет мяч. Я буду произносить слова и бросать этот мягкий мяч кому то одному в руки, а вы, услышав слово, со звуком «Р», будете ловить мяч, а если звука «Р» в слове нет, то легонько отбивать его

Ромашка, утро, дерево, работа, радость, стол, шапка, рюкзак, розетка, радио, рука, кровать.

Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами закрепили звук Р, Рь; узнали ещё больше слов со звуком Р, Рь

Слайд 13

Задание для автоматизации звука Рь «Рита рисует…»

Автоматизируем Рь во фразе

-Расскажи, что рисует Рита.

Начни со слов «Рита рисует красками …». Дети поднимают руку и отвечают по одному, если ребенок затрудняется ответить, воспитатель помогает.

Слайд 14

Дидактическая игра «У Егора в коробке»

Цель: Автоматизация звука Р в словах и фразах (в середине слова).

- А сейчас, познакомьтесь, это мальчик по имени Егор. Есть в имени этого мальчика звук «Р»? Ответы детей. - Да,верно, есть этот рычащий звук в имени.

- Егору нужно помочь и назвать все предметы, которые лежат у него в коробке.

СЛОВА: ФАРА, ТАРАКАН, БАРАБАН, ПИРАТ, ПАРОХОД, ПАРОВОЗ, БУРАТИНО, БУМЕРАНГ, ОРУЖИЕ, ФУРА

Ребята, все умницы, справились с заданием, Предлагаю произнести чистоговорки и подвигаться.

Слайд 15

Проводится подвижная игра с произнесением чистоговорок, содержащих звук «Р» при произнесении совершать хлопки ладоней, далее поочередно прикасание ладонью плеча- хлопок - плечо-хлопок –плечо-хлопок - бедро-хлопок- бедро, и заново.

Слайд 16

Прекрасно подвигались и повеселились, еще и звук «Р» поучились произносить. Присаживайтесь, а мы с Вами рассмотрим одну картинку, и превратимся в рассказчиков. Ребята, смотря на эту картинку, нужно придумать и произнести нам предложение с «рычащими» словами. Какие слова можно назвать «рычащими»? Ответы детей…

-Верно, назовем так, те слова, в которых при произнесении слышится звук»Р». «Раз, два, три, начни»

Дети поочередно поднимают руку и отвечают.

Рефлексия.

Вот какие молодцы, встаем в круг и поиграем в игру «Поймай и назови». Воспитатель задает вопросы по пройденной теме занятия, дети ловят мяч и отвечают.

Примерный список вопросов :

1. Какое занятие сейчас у нас было?

2. Что мы делали на занятии?

3. Какой звук учились произносить?

4. Какие слова мы называем «рычащими»?

5. О ком мы отгадывали загадки?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Звук [М]» во второй младшей группеКонспект НОД «Звуковая культура речи. Звук [М]» во второй младшей группе Цель: Упражнять в четком и правильном произношении звуков «М» и «Мь». Задачи: Обучающие: Закреплять умение правильно произносить звуки «м».

Конспект ООД «Звуковая культура речи «Звук А» в младшей группе Конспект организованно – образовательной деятельности. ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. «Звук А» (младшая группа) Цель:Закрепление звука «а»; упражнять.

Конспект открытого занятия «Путешествие на луг» (Звуковая культура речи). Вторая младшая группа .

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [Ц]»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [Ц]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Звук [Ц] Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение звука [Ц] в изолированном.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [ч’]» Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение звука [ч'] в изолированном виде, в словах и фразах; активизировать словарь детей;.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [щ’]» Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение звука [щ'] в изолированном виде, в словах и фразах; активизировать словарь детей.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа) Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа). Цель: Развитие фонетического.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]»
Опубликовано: 7 апреля 2021 в 15:34
+127Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД