Валентина Кузьменко
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие к Сказочной горе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : Максимальное использование разнообразных языковых средств в процессе организации речевой деятельности.
Задачи:
1. Формировать умение выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой: составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок.
2. Учить детей связной монологической речи.
3. Учить понимать образные сравнения с помощью загадок.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Путешествие к Сказочной горе“» размещена в разделах
4. Развивать речь детей разными языковыми средствами : освоение звуковой культуры речи, обогащение словаря, использование образной речи, построение содержательного и логичного монолога.
5. Развивать элементарные формы знакового мышления.
6. Воспитывать у детей умение слушать друг друга не прерывая; воспитывать интерес к художественному слову.
Материал к занятию : Сюжетные картинки «Как щенок нашёл друзей», картинки гор и весеннего луга, карточки для лото, фишки, фланелеграф, магнитная доска, диск с музыкой к занятию.
Предварительная работа: 1. Беседа о весне.
2. Игры на обогащение словаря ребёнка существительными, определениями («Наоборот», «Какой предмет?», «Что таким бывает?», «Закончи фразу», «Скажи по-другому»).
3. Игры на формирование грамматического строя речи («Кузовок», «Чьё всё это?», «Домики», «Подбираем рифмы»).
4. Игры на развитие звуковой культуры речи («Строим дорожку», «Придумай слово», «Поймай слог», «Ловушка»).
5. Игры на формирование умений правильно определять последовательность действий («Что сначала, что потом», «Разложи картинки», «Что напутал Буратино»).
Ход занятия:
Дети входят в группу и садятся на стульчики. (звучит музыка «Весна в горах»
Воспитатель:
- Какое время года? (ответы детей).
- Весна бывает какой? ( ответы детей: ранней, тёплой, солнечной, зелёной, цветущей и т. д).
- Какую весну вы больше любите? (ответы детей).
- Цветущая весна посылает нам гостя.
- Послушайте загадку, если вы её отгадаете, то узнаете, кто же это?.
Бежал по тропке луговой-
Кивали маки головой,
Бежал по речке голубой -
И речка сделалась рябой (ветер)
- Да, к нам сегодня в гости прилетел легкий весенний ветерок, и приглашает в гости к весне, к цветущему лугу с красивыми цветами. Но ветерок мне шепнул, что путь к цветущему лугу проходит через «Сказочную гору». Вы согласны отправится в это необычное путешествие? (ответы детей). Тогда в путь!
Идём, шагаем по траве
По склонам и по кочкам.
Шагаем к сказочной горе
По рощам и лесочкам!
Спешим и летом, и весной,
Под дождиком и в снег.
Играть под сказочной горой
Зовём с собой мы всех!
(Помещаю на фланелеграф первую картинку, на которой изображена гора с пещерой) .
- Дети, а кто живёт в горах? (ответы детей).
- Да, в пещерах горы живёт эхо, и ветерок любит с ним играть. А давайте покажем ветерку, как мы умеем играть в эхо.
Игра «Эхо»
- Один из вас будет петь песенку «большого колобка», а мы все будем эхом отвечать песенкой «маленького колобка». (Поиграть два раза).
- Молодцы! Вот как дружно играли. Ветерку тоже понравилась наша игра.
- Мы можем шагать дальше! (Ставлю на фланелеграф картинку горы с горной тропой).
- «Сказочная гора» пропустит нас дальше по этой тропе лишь в том случае, если мы правильно будем играть в «Лото», соблюдать все правила, и мы узнаем, что нам встретится на нашем пути.
Игра «Лото»
Детям раздаются карточки с открытыми слогами и согласными буквами. Воспитатель называет слог, а дети ищут его у себя на карточке и тот ребёнок, у которого есть такой же, ставит пальчик на этот слог и говорит: «У меня такой же». Воспитатель даёт фишку ребёнку, правильно показавшему слог, которой он закрывает этот слог. По ходу игры воспитатель ставит по - порядку на наборное полотно все прочитанные слоги. Дети читают вместе с воспитателем следующие слова: гора, трава, река, озеро, мак, луг.
- Дети, ветерку очень понравилось, как вы играли и всё выполняли правильно. Молодцы! Я очень довольна вами. А сейчас ветерок хочет с вами поиграть, вставайте в круг.
Физминутка: «Песенка Ветерка»
- А сейчас я загадаю вам загадки, которые дала нам «Сказочная гора». У вас на столах лежат «отгадки». Вам их нужно прочитать, и тот ребёнок, у которого есть слово – отгадка, ставит это слово на наборное полотно.
Тихо ночью он придёт,
За собою уведёт,
И до самого утра
Отдыхает детвора. (Сон)
Он бывает тёплым очень
Мягким, легким, полосатым.
Спят на нём и днём и ночью
Все щенки и все котята. (Коврик)
Эта мебель мягкая
На ней сидят, лежат и спят.
На ней играю часто я,
Читаю книжки для ребят. (Диван)
От дождя он всех спасает
И от ветра защищает.
Он имеет форму круга,
А для нас нет лучше друга. (зонт)
Она, как зеркало блестит,
Она волнуется, журчит.
Но только солнце пригревает
Она вдруг сохнет, исчезает. (лужа)
Платьица красивые,
Бантики воздушные,
Носики курносые
И всегда послушные. (Подруги)
Он без устали играет,
Быстро бегает и скачет,
Кость зубами он кусает,
А без мамы громко плачет. (Щенок)
Его весной и летом Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки.
Но зимние метели В меха его одели. (Дерево)
Люди ждут меня, зовут,
А пойду- все прочь бегут. (Дождь)
Что на свете всех белей,
Всех приятней и вкусней?
Это жидкая еда
Для всех маленьких детей. (Молоко)
Щенки, котята к ней бегут
И молоко, и супчик пьют,
А для взрослых кошек
В неё мы бросим крошек. (Миска)
Он каждый день со мной играет,
Меня в обиду не даёт.
Я без него всегда скучаю
И жду, когда же он придёт? (Друг)
- Ветерок мне шепнул, что эти слова не случайно загадала «Сказочная гора». Вам нужно к этим словам подобрать картинки и помочь несчастному щенку. А сейчас нужно эти картинки расставить правильно, чтобы получился рассказ. (Идёт подготовка к рассказыванию : дети расставляют картинки и объясняют, почему так расставили).
- Кого мы видим на этой картинке? (щенка).
- Что можно сказать про него? Какой он? (Маленький, мокрый, несчастный, беззащитный и т. д.).
- Как вы думаете, что с ним произошло? (потерялся, заблудился, промок, испугался и т. д.).
- Кого мы видим на следующей картинке? (подруг, щенка).
- Почему удивились подруги? (Потому что увидели одинокого щенка, сидящего в луже).
- Что делает щенок? (Скулит, плачет, дрожит и т. д.).
- Что сделали подруги? (Взяли щенка домой).
- Кого мы видим на следующей картинке? (подруг, щенка).
- Почему девочки накормили щенка? (потому что он голодный, озябший).
- Что делает щенок на следующей картинке? (сладко спит).
- Какой щенок на этой картинке? (чистый, сухой, спокойный, довольный и т. д.).
- Какие подруги на этой картинке? (радостные, довольные, улыбающиеся, счастливые и т. д.).
Картинки мы расставили, а сейчас составим рассказ для «Сказочной горы».
(Один ребёнок рассказывает, а остальные внимательно слушают и продолжают рассказ дальше).
- «Сказочной горе» понравился наш рассказ и она очень рада, что щенок нашел себе таких хороших и добрых друзей, она теперь спокойна за него, а вам за вашу помощь она открывает дорогу на весенний луг, где много красивых цветов и можно еще поиграть с ветерком. (Поём один куплет песенки ветерка).
- А сейчас нам пора попрощаться со «Сказочной горой» и возвращаться в детский сад, а ветерок нас проводит.
Итог занятия :
- Вам понравилось путешествие?
- Чем мы занимались в этом путешествии?
- Что больше понравилось?
- Почему?