Галина Витковская
Конспект занятия по развитию речи в средней группе с элементами ТРИЗ «Платье для Золушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Задачи на развитие познавательных способностей:
уточнить представления детей о профессии людей, изготовляющих одежду, об орудиях труда, нужных им для работы;
развивать логическое мышление, сообразительность, тонкую моторику рук, уверенность в своих силах;
развивать фантазию.
2. Задачи на развитие связной речи :
совершенствовать доказательную речь, умение обобщать, делать выводы;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе с элементами ТРИЗ „Платье для Золушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- «Золушка»
- Темочки
упражнять детей в согласовании существительных с местоимениями вроде, числе, подборе описательных прилагательных, в употреблении антонимов.
3. Воспитательные задачи:
воспитывать коммуникативные умения и навыки;
воспитывать доброту, заботливость, любовь, ласку к окружающим.
4. Обогащение словаря:
знакомство с загадками, народными пословицами.
Предварительная работа: чтение сказки Ш. Перро «Золушка», знакомство с разными видами тканей, знакомство с пословицами о труде, рассматривание иллюстраций к сказке на индивидуальных занятиях с детьми.
Материал: кукла Золушка, мешочек с предметами (подушечка с иголками, катушки с нитками, ножницы, утюжок, ширма, мяч, мисочка с фасолью и горохом и две пустые мисочки.
Ход занятия.
Дети стоят в кругу с воспитателем.
Воспитатель: Какие вы красивые, аккуратные, нарядные. А для чего людям нужна одежда? (ответы детей).
• Какую одежду носят девочки?
• Какую одежду носят мальчики?
Дидактическая игра «Мой, моя, мое»
Воспитатель бросает мяч ребенку, а он описывает свою любимую одежду.
Воспитатель:
Ты катись, веселый мячик,
Быстро, быстро по рукам…
У кого веселый мячик,
Все про свою любимую одежду быстро расскажет нам.
Раз, два, три – говори!
1-й ребенок: Моя любимая шапка голубая, шерстяная, пушистая.
2-й ребенок: Мое любимое платье…
3-й ребенок: мои любимые брюки…
Воспитатель: Ребята, давайте узнаем, зависит ли наше настроение от того во что мы одеты.
Этюд «Мое настроение»
Воспитатель: Попробуйте показать, что вы чувствуете, если на вас надеты… красивый сарафан или летний костюм, тесная маленькая одежда, мягкая пушистая шубка, рваная юбка или порванные брюки, бальное платье или костюм как у принца…
Воспитатель: Теперь, прямо в этих бальных костюмах мы с вами и отправимся в сказку.
Тише, тише, тишина…
Сказка к нам идет сама.
Ветерком прохладным вея,
В сказку дверь открыла фея.
Воспитатель взмахивает палочкой и из-за ширмы появляется кукла Золушка.
Золушка : Здравствуйте, ребята! Сегодня моя мачеха и сестры едут на бал во дворец. Мне так хочется хоть в окошко посмотреть как они будут веселиться. Но я не могу. Мачеха задала мне очень много работы, а я и так за весь день ни разу не присела.
Воспитатель:Знаем, знаем, Золушка, твою мачеху и знаем какая ты труженица.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Воспитатель: Мачеха злая, жадная, а Золушка…
Дети: добрая
Воспитатель: Мачеха грубая, а Золушка.
Дети: … вежливая, ласковая.
Воспитатель: Мачеха неряшливая. А Золушка…
Дети … аккуратная.
Воспитатель: Мачеха ленивая, а Золушка …
Дети… трудолюбивая.
Золушка : Спасибо вам за добрые и ласковые слова.
Воспитатель:А как ты, Золушка трудишься, что делаешь?
Золушка : Я буду говорить, что умею делать, а вы добавляйте.
Игра «Добавь словечко»
Золушка Я готовлю…
Дети…обед
Золушка : я чищу, я стираю, я глажу, я шью, поливаю, мою…
Воспитатель: Ребята, а какая пословица подходит Золушке?
Скучен день до вечера, коли делать нечего
Умелые руки не знаю скуки.
Физкультурная пауза «Поможем Золушке»
Воспитатель: А чем мы сейчас тебе можем помочь, Золушка? Что нужно делать?
Золушка : Нужно напилить дров.
Дети встают в пары и имитируют движения при пилке дров:
Пили, пила, пили дрова
На печечку, на банечку,
На теплую лежаночку.
Золушка : Молодцы! А теперь нужно разобрать фасоль от гороха.
Дети раскладывают перемешанные фасоль и горох.
Золушка :А теперь замесим тесто.
Дети с силой «месят тесто» - руки сжаты в кулаки, затем «формуют каравай» мягкими движениями рук.
Мешу, мешу тесто есть в печке место,
Пеки, пеки каравай, переваливай, валяй.
Золушка : Спасибо за помощь! Осталось только сшить платье для мачехи и сестер. Угадайте, ребята, какие предметы мне понадобятся для шитья.
Игра «Волшебный мешочек»
Дети отгадывают загадки, а Золушка достает предметы из мешочка.
Птичка-невеличка,
Носик стальной,
Хвостик льняной
(иголка с ниткой)
Инструмент бывалый,
Не больший, не малый,
У него полно забот,
Он и режет и стрижет.
(ножницы)
Кошка лапой меня катала,
На все нитки размотала.
(катушка с нитками).
Гладит все чего касается,
А дотронешься – кусается.
(утюг)
Словесная игра «Бесконечное предложение»
Воспитатель усаживает куклу так, как будто она шьет.
Что делает Золушка?
Дети: Шьет платье.
Воспитатель: Какая Золушка?
Дети: Ласковая, трудолюбивая, аккуратная.
Воспитатель: Ласковая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет что?
Дети: Платье.
Воспитатель: Ласковая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет какое платье?
Дети: нарядное, красивое, бальное.
Воспитатель: А для кого она шьет это платье?
Дети: Для мачехи и сестер.
Воспитатель: Зачем им нужно это платье?
Дети: Чтобы нарядиться на бал.
Воспитатель: ребята, посмотрите, Золушка так устала, что уснула за работой, и ей сниться очень необычный сон. В нем происходит все наоборот.
Игра «Нелепица»
Ножницы режут ткань. Золушка все видит наоборот : ткань режет ножницы.
Иголка шьет ниткой – нитка шьет иголкой.
Утюг гладит рубашку – рубашка гладит утюг.
Воспитатель: А теперь ей сниться, что она сама поехала на бал, ею все восхищаются и она танцует с прекрасным принцем на балу. Давайте мы не будем ей мешать, но перед тем как уйти, согреем ей чайник, чтобы когда она проснется, Золушка смогла выпить чаю и вспомнить нас добрым словом.
Психогимнастика «Чайник»
Потом дети берутся за руки и тихо выходят из группы.