Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к Хозяюшке»

Надежда Попова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к Хозяюшке»

Цели и задачи: Продолжать работу по закреплению знаний у детей произведений малых фольклорных форм, народных песенок, потешек, загадок.

Закреплять знания детей о домашних животных, их детенышей.

Дать детям первоначальное представление о посиделках; приобщать детей к народным традициям.

Развивать память, мышление, творческие способности детей, развивать выразительность речи, дикцию.

Воспитывать патриотические чувства и любовь к родному краю, через использование народных традиций, фольклора.

Материал: Зал оформлен в русском стиле. Русская печь. Горшки, ухваты, кочерга.

Игрушки: кот, собака, лошадь, корова. Инструменты: грабли, коса, вилы.

Ход занятия

Дети входят в зал с воспитателем, здороваются с гостями.

-Дети посмотрите, сколько у нас гостей, поздоровайтесь с ними!

-Сегодня у нас необычное занятие, нас в гости пригласила хозяюшка - показать свое хозяйство, рассказать, кто у нее живет, как она ухаживает за своими животными, заботится о них. Она вам не только будет рассказывать, но и у вас спрашивать, что вы знаете о животных и их детенышах, загадывать вам загадки, познакомит вас со своими помощниками, которые помогают ей в хозяйстве.

Звучит русская народная музыка, дети продвигаются по залу, навстречу выходит хозяюшка.

Воспитатель. А вот и хозяюшка! (уходит).

Хозяюшка. Здравствуйте ребятки-внучатки! Проходите, проходите! Рассажи-вайтесь, чтобы было удобно. Какие вы все, маленькие! Прямо-таки как мой дружочек. Мы с ним вместе живем. Вы хотите узнать кто мой маленький друг? Я сейчас вам расскажу о нем, а вы угадаете кто это? Слушайте внимательно.

Он живет со мной в доме, шубка у него серая, на мордочке большие глаза, усы, а еще у него длинный хвост, мягкие лапки, а в лапках царапки, когда он ласкается, закрывает глазки и песенку поет, любит пить молочко.

Дети. Кот.

Хозяюшка. Верно ребята.

(слышится на печке мяу, мяу).

А вот и он. Все на печке лежит, греется.

Ребенок. Бабушка, а хочешь, мы тебе расскажем про твоего кота?

Хозяюшка. Очень хочу послушать. (Дает ребенку котика).

Ребенок. Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

(дети гладят кота).

Хозяюшка. Спасибо вам, ребятушки! Как вы меня порадовали. Хорошую потешку рассказал Максим про моего котика. Идемте со мной. Я вам свое хозяйство покажу.

(подводит детей к собачьей будке, там спряталась собака).

Ребята, ну-ка отгадайте, кто здесь живет?

Гладишь - ласкается

Дразнишь - кусается?

Дети. Собака.

Хозяюшка. Правильно это собака. Зовут ее Жучка. Дом она мой сторожит. Идемте дальше. (Подводит детей к сараю там лошадь). А вот здесь живет мой самый хороший помощник. Кто это?

Дети. Лошадь.

Хозяюшка. А как лошадь еще называют? (Конь). А вы знаете, как лошадь мне помогает по хозяйству?

Дети. Лошадь перевозит грузы, вспахивает огород, сено привозит.

Хозяюшка. Да ребята много вы знаете о лошади. Хорошо она мне помогает, и сено летом привезти и огород вспахать. Русские люди придумали загадку про коня.

Не земледелец,

Не кузнец,

Не плотник,

А первый на селе работник.

А потешку о коне вы знаете?

Ребенок.

Ходит конь по бережку

Вороной по зеленому,

Он головушкой помахивает,

Черной гривушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает,

Все колечушки – то бряк, бряк, бряк,

Золотые они звяк, звяк, звяк.

Хозяюшка. Ай да молодец, Катя! Какая хорошая потешка. Идемте ребята я вас со своей кормилицей познакомлю. (Подводит детей к корове). Отгадайте загадку.

Голодна мычит,

Сыта – жует,

Малым ребятам

Молоко дает.

Дети. Корова.

Хозяюшка. Молодцы - это корова. Она наша кормилица на селе. Поэтому люди относятся к ней бережно и говорят: «Корова в тепле - молоко на столе», «Корову палкой бить - молока не пить». Корову зовут Буренушка. Посмотрите, какая она красивая. Давайте ее рассмотрим.

Хозяюшка. Что есть у коровы?

Дети. Голова, туловище, ноги, хвост.

Хозяюшка. А что у коровы на голове?

Дети. Глаза, уши, рога, нос, рот.

Хозяюшка. Ребятки! Вот я вам показала свое хозяйство. Много у меня животных живет: кошка, собака, лошадь, корова. А какие это животные? Как их зовут, одним словом?

Дети. Домашние животные.

Хозяюшка. А почему они домашние?

Дети. Живут дома, человек о них заботится, они приносят пользу людям.

Хозяюшка. Детки, какие вы молодцы. И у животных бывают дети - их детеныши. Давайте поиграем. Я буду называть домашних животных, а вы их детенышей.

У кошки – котята,

У собаки – щенята,

У козы – козлята,

У коровы – телята,

У овцы – ягнята,

У лошади – жеребята,

У свиньи – поросята.

(Корова мычит му–му).

Хозяюшка. (гладит корову). Ну что Буренушка, что милая? Кушать хочешь? Ребята никто не сказал, что у коровы есть вымя. Что там находится?

Дети. Молоко.

Хозяюшка. Да много молока дает моя Буренушка. Ребята, а вы знаете какие продукты, делают из молока?

Дети. Творог, сметану, сливки, масло, сыр кефир.

Хозяюшка. (показывает продукты на подносе). Ну-ка угадайте ребятки, чем я сейчас вас угощу? (дает детям ложечку творога, кефира, молока, масла). Дети называют продукты.

Хозяюшка. Молодцы, ребята! Умеете угадывать продукты, которые делают из молока.

(корова мычит му–му).

Хозяюшка. Ребята, а чем кормят корову?

Дети. Летом – травой, а зимой – сеном.

Хозяюшка. А где же берут сено?

Дети. Летом косят траву в поле, в лесу, сушат ее и зимой дают корове.

Хозяюшка. Умницы вы мои! Все знаете! Посмотрите, какое душистое сено я даю своей Буренке. Давайте вместе покормим ее.

(дети кладут сено вместе с Хозяюшкой корове)

Хозяюшка. Кушай Буренушка! Кушай - кормилица! (гладит корову). Ребята! У меня есть предметы, которые помогают мне заготавливать сено для Буренки. Русские люди придумали про них загадки. (Подводит детей к инструментам).

Отгадайте загадки.

Двенадцать деревянных коней

Одним поводом веду.

Дети. Грабли.

Блестит, сверкает

Всю траву срезает.

Дети. Коса.

Кто берет сено тремя зубами?

Дети. Вилы.

Хозяюшка. Молодцы! Все загадки отгадали. Ребята! Кто заботится о коровах?

Дети. Люди.

Хозяюшка. А как они заботятся?

Дети. Кормят, поят, летом пасут.

Хозяюшка. Да, ребята люди о коровах заботятся: ухаживают, чистят, кормят, поят. Летом весь день на зеленой траве пасут. На зиму коровам сено запасают, чтобы корове зимой сытно жилось. На пол кладут свежую подстилку из сена или соломы. Ляжет на нее Буренка и всю ночь спит отдыхает.

А чтобы коровы были здоровыми и не болели, есть такой старинный праздник, который называется Агафья-коровница. Агафья оберегает коров от болезней. Этот праздник бывает зимой 18 февраля.

Хозяюшка.

Я состряпаю калач,

Коровушку подою,

Молочком вас напою.

(берет подойник, садится доить корову).

Не дает Буренка молока. И поила я ее и кормила. Что же делать? Кто знает?

Дети. Надо ласково попросить у нее молочка.

Хозяюшка. Дашенька попроси ласково у Буренки молочка.

Ребенок. (Подходит к Буренке, держит крынку и ласково просит).

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку на донышке,

Дай нам сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

Хозяюшка. Ласково попросили молока у Буренушки и она сразу дала нам его. Сейчас я вас молочком угощу. Наливает в бокалы молоко и поет.

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Сытно пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя;

Чтоб сливочек Буренушка дала.

Хозяюшка. Ребята! Вкусное молочко? Давайте Буренушке спасибо скажем за молочко.

Дети. Спасибо, Буренушка!

Звучит русская народная мелодия, появляется пастушок, играет на свирели русскую народную песню «Хорошо пастух играет».

Пастушок здоровается с детьми и Хозяюшкой.

Здравствуйте детки, здравствуй Хозяюшка!

Здравствуйте гости дорогие!

Слышал, слышал, как вы говорили о Буренушке, как вы ласково молочка просили. Значит знаете, что бывает такой праздник Агафья-коровница. Летом у меня много работы: коров пасу с утра до позднего вечера, а сейчас с парнями да с девчатами на посиделках вечерами собираемся, лапти плетем, веревки вьем. Девушки прядут, да шьют. А за работой песни, частушки поем, небылицы рассказываем.

Хозяюшка. А где же твои друзья и подружки?

Пастушок. Да вот они идут.

Под музыку в зал вбегают дети подготовительной группы в русских костюмах и двигаются по кругу, кружатся, подбегают к лавочкам берут в руки бубны, колокольчики и поют песню «Ой ты зимушка – зима». После песни садятся на лавочки и начинают работать: вязать, вышивать, прясть, плести корзины, вить веревки.

1 ребенок.

Уж ты Коля-Николай

Сиди дома не гуляй,

В тепленьком местечке

С бабушкой на печке.

2 ребенок.

Там в печи сидит сверчок

Страсть певучий старичок

Он играет на свирели.

3 ребенок

Таракан из-под шестка

Тоже слушает сверчка.

Дети исполняют русскую народную песню «Ой вы ветры, ветерочки».

Выходят девочка и мальчик в русских костюмах.

Мальчик. Здравствуй барыня- государыня!

Девочка.

Сидит барин на скамейке,

Долбит, долбит три копейки,

Хочет сделать три рубля,

Чтоб купить себе коня.

Мальчик.

Барыня-сударыня, щеголиха

Без калача есть не садится,

Без подушки спать не ложится,

Без сладкого меда не встает.

Ха- ха-ха.

4 ребенок.

Коромысла берет,

Сама по воду идет.

Исполняется песня «По улице мостовой».

Исполняется танец «С коромыслами».

5 ребенок.

Вот те гребень, вот те лен,

Вот те сорок веретен,

Ты сиди попрядывай,

На дружка поглядывай.

6 ребенок.

А я встану с лавочки,

Возьму балалаечку,

Балалаечка играй

Всех на песню приглашай.

Русская народная песня «Подай балалайку».

В конце песни малыши играют на балалайках, старшие дети танцуют в присядку, девочки хлопают в ладоши.

Хозяюшка. Ох! и порадовали вы нас ребята и девчата!

(обращается к детям). Понравилось вам ребята у меня в гостях?

Дети. Да.

Хозяюшка. Не зря вы ко мне приходили. Хозяйство мое посмотрели, молочка попили, много потешек рассказали, узнали, чем на посиделках занимались. Всему свое время! Мне дела делать, а вам домой собираться. До свидания ребята.

Дети прощаются с Хозяюшкой и уходят.

Публикации по теме:

НОД «Знакомство с домашними животными» Программное содержание: продолжать учить детей узнавать и называть ранее знакомых домашних животных и птиц. Закрепит понятие об их внешнем.

Дидактическая кукла «Лола-маленькая актриса»Дидактическая кукла «Лола-маленькая актриса» Воспитатель: Сальникова С. В. Цели и задачи пособия: 1. Классификация диких и домашних животных; расширение знаний о животных и их детенышах,.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Игрушки
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к Хозяюшке»
Опубликовано: 9 января 2015 в 16:44
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Фотозарисовка. Вязаные ёжики
Уважаемыеколлеги, доброго времени суток! Уже показывала вам вязаных зайчиков, мишек, девочек. Сегодня хочу представить вашему вниманию вязаных ёжиков. Мои...
Фотоотчет о проведении Дня Государственного флага Российской Федерации в детском саду
Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага Российской Федерации. В нашей группе прошли мероприятия, посвящённые Дню рождения...
Детский мастер класс «Флаг России»
Программные задачи: Знакомить детей с символами страны:гербом, флагом, гимном. Учить наклеивать полосы в определенной последовательности-белая, синяя,...