Ильсия Фаткуллина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «На помощь к жителям сказочного леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "На помощь,к жителям сказочного леса".
Программное содержание:
Образовательная область: Речевое развитие,познавательное развитие,художественно-эстетическое развитие
Вид деятельности: Игровая,коммуникативная,познавательно-исследовательская,двигательная активность.
Методы и приемы реализации содержания НОД: Словесные,наглядные,игровые.
Словарная работа:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „На помощь к жителям сказочного леса“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Цель: Развитие коммуникативных навыков дошкольников
Задачи:Образовательные,развивающие,воспитывающие.
Н-р:
Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.
Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.
Упражнять детей в подборе антонимов — слов с противоположным значением.
Продолжить знакомство детей с многозначными словами.
Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.
Упражнять детей в суффиксальном образовании слов;
Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным.
Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
Планируемые результаты:
Сформированы представления детей о гласных и согласных звуках.
Сформированы навыки в произношении звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.
Способны формировать слова в подборе антонимов -слов с противоположным значением.
Сформированы представления с многозначными словами.
Способны самостоятельно определять родовую принадледность слов.
Испытывают потребность в умении отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
Организация среды для проведения НОД:
Цветы красного, зеленого и синего цвета, вырезанные из бумаги; иллюстрации, обозначающие антонимы; предметные картинки; посуда для чаепития; письмо, магнитофон.
Подготовка к образовательной деятельности:
Заучивание пословиц, физминутки; дидактические игры.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром,почтальон принес нам телеграмму. Я не стала ее читать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте прочитаем вместе. /вскрывает телеграмму/ читает ее детям.
"Дорогие ребята,в нашем Сказочном лесу,происходит не понятное. ,звери разучились правильно общаться между собою. Мы надеемся,что вы придете и поможите нам. А еще я приглашаю вас к себе в гости на чай с медом. Ваш Мишутка".
Воспитатель: Что же случилось в лесу? Ребята,попробуем помочь жителям Сказочного леса (Ответы детей).Скажите, кто же живет в лесу?
Дети перечисляют животных, которые живут в лесу.
Воспитатель:Правильно. Нам надо спешить. Для этого надо выбрать самый быстрый транспорт. (Дети выбирают транспорт.)
Воспитатель: Давайте поедем на сказочном транспорте. Пусть это будут наши стульчики. Мы скажем волшебные слова, и наши стульчики полетят на помощь животным.
Дети говорят волшебные слова: Раз, два, три, Стульчик мой лети. Дети закрывают глаза, имитируют движения стульчика, «приземляются» в лесу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает. Елочка,помоги нам с ребятами, к жителям леса пройти.
Елочка: Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухоморчику про его ножку.
Воспитатель: Конечно, расскажем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще иголки знаете?
Дети:У сосны, швейную, у ежа, медицинскую.
Воспитатель: А какие ножки вы знаете?
Дети:У детей, у стола, стула, кресла.
Елочка: Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием,вам нужно идти дальше по той дороге (указывает направление)
Дети:(благодарят елочку).
Воспитатель: Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.
Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может быть? /Белка/ Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две.
Белочка : Помогите мне справиться с моим трудным заданием, и я обезательно покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку. А задание такое:
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
День – ночь
сахар – соль
чистота – грязь
зима – лето
потолок – пол
узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
сильный – слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/
смеется – плачет /ребенок/
лежит – сидит /человек/
закрыть – открыть /книгу/
взлетает – садится /самолет/
надевает – снимает /свитер/
Воспитатель: Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше.
Воспитатель: Ой,ребята, а здесь Ежик грибочки собирает,попросим его дорогу показать к мишутке.
Ежик: Помогите мне справиться с язычком,и я вам обезательно помогу.
Воспитатель: Ребята,давайте покажем,как работать можно с язычком. Повторяйте за мной чистоговорки:
Ла-ла-ла – белочка спала;
Ло-ло-ло – у сосны дупло;
Лу-лу-лу – дайте нам пилу;
ля-ля-ля – вот моя земля;
ли-ли-ли – мы козу пасли;
лю-лю-лю – я вас всех люблю.
Ежик: Ребята, да с такими успехами вы все преодолеете. Спасибо. Дальше вам по той дороге. (указывает дорогу).
Воспитатель: Вперед, в дорогу! Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая: зеленая, вся в цветах. Посмотрите. а вот и лисичка. -Лисичка!может помочь тебе чем?
Лисичка:Да,конечно,совсем уж запуталась в цветочках-загадках.
Воспитатель: А цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета? что они обозначают?
Дети: Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные.
Воспитатель:Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой звук, который соответствует этой фишке. /дети называют/.
- А здесь кроме цветов еще что-то есть. Возьмите в руки картинки, назовите их и определите первый звук в этих словах.
Дети: бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек.
Воспитатель:Правильно ребята,теперь мы помогли и лисичке с загадками. Ребята,предлагаю вам отдохнуть.
Физминутка «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише
Притихнем, словно, в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.
Лисичка:Спасибо вам ребята,вот какие вы умные,вам по той дороге (указывает дорогу).
Воспитатель: Опять выполнили задание, идем дальше. Теперь уже не далеко осталось до мишутки и нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот зайка сидит, давайте у него и спросим.
Воспитатель: Зайка,как нам пройти к Мишутке?. Ребята, оказывается, он может перекинуть нам палку выручалку, если мы выполним его задание.
Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»
/иллюстрации/
медведь, лиса, солнце
волк, белка, окно
лось, сорока, дерево
аист, ворона, яблоко
Воспитатель: Ребята, мы опять справились с заданием, Зайке придется перекинуть нам палку выручалку. Идем дальше, уже недалеко находится мишуткин домик.
Воспитатель: Ребята, посмотрите,а вот и Барсучок. -Барсучок,покажи нам дорогу к Мишутке?
Барсук: Конечно помогу,но и вы мне помогите со словами,а то совсем запутался.
Воспитатель:Ребята,Барсучок дает нам задание. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы: «Какой?» и «Что делает?». А подбирать слова мы будем к слову «Мишка».
Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»
Мишка /какой?/ – большой, добрый, коричневый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый.
Мишка /что делает?/ – спит, ходит, бегает, кувыркается, пляшет, радуется, лапу сосет,играет, и т. д.
Настроение у мишки/какое?/ — радостное,веселое,счастливое.
А гости на дне рождения /что делают?/- веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т. д.
6. – Ребята, а как вы думаете, Мишутка уже накрыл стол к приходу гостей. /Да/
- Интересно, куда Мишутка положит хлеб?
- Как называется посуда для хлеба? /Хлебница/.
- Для сахара? / Cахарница/.
- Для конфет? /Конфетница/.
- Для салата? /Салатница/.
- Для салфеток? /Салфетница/.
- Для масла? /Масленка/.
- Для соли? /Солонка/.
Воспитатель:Молодцы! Справились с очередной задачей. Ребята мы помогли лесным жителям справиться с заданиями. Так славно потрудились.
Ребята, а какие пословицы про труд мы знаем?
«Терпение и труд все перетрут»;
«За всякое дело берись умело»;
«Жизнь дана на добрые дела»;
«Какие труды, такие и плоды» и др.
Воспитатель: А вот и Мишуткин домик. Теперь Мишутка приглашает вас за стол.
/проводится чаепитие/