Елена Новикова
Конспект занятия по развитию речи «Поздняя весна. Насекомые весной» в старшей группе компенсирующей направленности
Возраст: старшая группа компенсирующей направленности (6-7 лет)
Цель: создание условий для развития и совершенствования лексического состава языка и грамматического строя речи, развития связной речи и речевого общения по средствам беседы о насекомых и пауках.
Задачи:
Коррекционно-образовательная: активизировать и актуализировать словарь по теме «Насекомые и пауки»; совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов; формировать экологическое мышление.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Поздняя весна, Насекомые весной“ в старшей группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Весна. ВСЕ материалы о весне
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Педагоги компенсирующей направленности
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающая : развивать навык речевого общения, связной речи, мышления, творческого воображения, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.
Коррекционно-воспитательная: формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Методы и приё мы:
наглядные: наглядный материал, иллюстрация к сказке «Как кузнечик помогал слабым» предметные картинки с изображениями насекомых, аудиопроигрыватель, запись произведения В. Шаинского «Если с другом вышел путь», тетрадь № 1 по числу детей, контейнеры с карандашами, крутящийся модуль, игрушки-насекомые, плоскостные изображения бабочек
практические: штриховка.
Ход образовательной деятельности
Организационный этап:
1. Организационный момент. Логопед приглашает детей в группу, предлагает опустить руки в пальчиковый бассейн и нащупать по одному предмету, которые там находятся.
Дети достают насекомых и называют их (жук, стрекоза, бабочка, муравей, божья коровка, богомол, кузнечик, а так же паука)
-Коля, что ты достал? (Я достал бабочку)
-А тебе кто попался, Настя? (Мне попался жук….
-Сколько слогов в слове БАБОЧКА?
-Поделите слово ЖУК на части….
-Как вы думаете, в какое время года можно встретить всех этих насекомых? Когда они появляются?
-Какая сейчас весна?
-По каким признакам можно определить что сейчас поздняя весна?
-Хочу вам сказать, что насекомые есть не только в жизни, но есть много сказок про насекомых. Может быть вы вспомните кое-какие их них?
-Я тоже знаю одну интересную сказку про кузнечика. Вы хотели бы побывать в ней? Но для этого нужно выполнить задание!
Посмотрите вокруг, что вы видите? Подумайте, что нужно сделать.
(Дети видят бабочек и приходят к выводу что нужно выполнить с ними какое-то задание.)
-Вы совершенно правы, нужно пустить воздушную струю на бабочку так, чтобы она закружилась в воздухе и привела нас в сказку!
Основная часть:
-Молодцы. Вы отлично справились с заданием. Мы можем отправляться в сказку!
2. Рассказывание логопедом сказки С. Воронина «Как кузнечик помогал слабым». (Логопед рассказывает сказку, поместив на наборное полотно иллюстрацию к ней.)
- Весна была в разгаре. Пригревало солнышко. Зеленела травка. Уже появились первые одуванчики. В выходные Аришка вместе с мамой и папой поехала за город. Утром она вышла на лужайку перед домом и сразу же очутилась в сказке. Она увидела, как широкий листок одуванчика приподнялся, и услышала, как кто-то крикнул: «Пора вставать!» Как вы думаете, кто бы это мог быть? Ни за что не догадаетесь! Это был кузнечик. Он вскочил со своей зеленой постели и сразу стал заниматься зарядкой: приседал, прыгал, потом обтерся росой. Предлагаю поддержать кузнечика и тоже выполнить с ним зарядку!
3. Упражнение «Зарядка» :
1, 2, 3, 4,
Расправляем плечи шире,
На носочках покружились,
Низко-низко наклонились,
А потом поприседали,
От зарядки не устали!
-Потом он надел свой зеленый мундир, потому что это был не простой, а боевой кузнечик, и запел свою боевую песню.
У меня закон простой!
Побеждаю всех, кто злой!
Кто же слабый — помогу.
Я иначе не могу!
- И только он пропел песню, как увидел страшную картину: маленького зайчонка догнала лиса и уже открыла рот, чтобы им позавтракать. Но тут кузнечик закричал:
- Отпусти зайчонка, не то худо будет!
- Мне худо? Да я тебя одной лапой раздавлю! –засмеялась лиса.
- Ах так! Воскликнул кузнечик и отдал приказ своему адьютанту— комару.
Комар -затрубил, понесся к лисе и впился ей прямо в кончик носа. Лиса тотчас выпустила зайчонка, завопила и убежала. А зайчонка и след простыл. Вот как его спас боевой кузнечик.
-Если вы внимательно слушали сказку, то сможете отгадать загадки о насекомых :
4. Отгадывание загадки:
Звон весь день в ушах стоит,
Надо мною кто звенит?
Прилетел он со двора,
Длинный нос у ….(комара)
-Как вы догадались, что это комар?
Чемпион по прыжкам
Скачет, скачет по лужкам. (кузнечик)
-Только кузнечик спас зайчонка, как увидел, что совершается новое злодейство. Страшный жук-рогач обижает красавицу-бабочку. Он страшный лентяй и заставляет бабочек крылышками чистить его рога.
-Крылышки бабочек от этого портятся, и бабочки погибают. Увидев это, кузнечик вскочил на стрекозу — свой боевой вертолет — и полетел прямо на жука. Давайте и мы вместе с кузнечиком ринемся в бой.
5. Динамическое упражнение «Стрекоза».
Дети встают и делают знакомое упражнение.
Летит стрекоза,
Как горошины глаза.
Вверх-вниз,
Взад-вперед,
Как прозрачный самолет.
- Налетел кузнечик на жука, и закипел бой. Жук хотел поранить кузнечика рогами, но кузнечик был ловким. Он отпрыгнул в сторону, а рога жука застряли в трухлявом пне. Так тебе и надо, злой жук! Не обижай больше бабочек! И бабочки закружились вокруг кузнечика и стали его благодарить.
-Ребята, но к сожалению жук успел немного испортить крылышки бабочке! Как вы думаете, как мы можем ей помочь?
-Вы совершенно правы, мы с вами можем разукрасить её крылышки!
6. Работа на индивидуальных листах : упражнение «Бабочки-красавицы».
-Каких насекомых вы видите на картинке? Обведите их по контуру указательным пальцем.
-Заштрихуйте бабочкам крылышки цветными карандашами. Спасите этих бабочек!
- После боя кузнечик почувствовал, что очень устал. Он вернулся домой, снял мундир и прилёг отдохнуть.
7. Беседа по сказке «Как кузнечик помогал слабым?
-Девочке так понравилась сказка, что она и не заметила, как та закончилась. И девочка пошла домой.
-А мы вспомним, каких насекомых девочка встретила в сказке.
-Как вы думаете, чему учит эта сказка?
-Каким был кузнечик?
-Кто помогал кузнечику? Как их можно назвать (Ему помогали друзья.)
-Вы правы, когда у тебя есть друзья, то они всегда помогут и прийдут на помощь!
-А сейчас предлагаю вам вновь подуть на наших бабочек и вернуться обратно к себе в детский сад из сказки!
Заключительный этап:
-Чем мы занимались сегодня?
-Как называлась эта сказка?
-Какое задание вам понравилось больше всего?
-В какую игру вы бы хотели поиграть ещё?
-Какие испытали трудности?
- Вы очень хорошо работали сегодня, отвечали на вопросы. Молодцы!
Организация перехода к другому виду деятельности:
-На столе лежат счётные палочки, геометрические фигуры. Как вы думаете, для чего они нужны? Попробуйте сконструировать из них насекомых по замыслу или используя схемы. (Звучит музыкальное произведение В. Я. Шаинского «Если с другом вышел путь….»)