Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Семья. Семейные традиции»

Татьяна Свяцкая
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Семья. Семейные традиции»

Тема: «Семья. Семейные традиции»

Цель: Формировать представление о семье и семейных традициях.

Программные задачи:

Образовательные:

- обобщать, систематизировать и расширять знания детей о семье, родственных отношениях;

- способствовать формированию у детей навыков составлять короткий рассказ о семье, называя имена и отчества родных;

- активизировать и обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

- развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о семейных традициях:

- развивать воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь;

- способствовать развитию детского творчества в процессе продуктивной деятельности;

- обеспечивать развитие умения обобщать и делать элементарные выводы.

Воспитательные:

- приобщать детей к духовно-нравственной традиции белорусского народа,

-формировать представление о прошлом нашей Родины,

- воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу;

- воспитывать доброе и заботливое отношение к членам своей семьи, интерес к семейным традициям;

- воспитывать желание активно участвовать в ходе занятия, умение смело отвечать на вопросы.

Предварительная работа: Беседы «Моя семья» Разучивание загадок, стихов, песен о семье. Рисование «Семья за столом». Иллюстрации по теме «семейные традиции», работа с родителями «Семейный фотоальбом»

Методические приёмы: словесные – беседа, вопросы, пояснения; наглядные - предметные картинки; игровые – создание игровой ситуации.

Под аудиозапись мелодии «Родительский дом» Л. Лещенко дети становятся полукругом.

Воспитатель:

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю

- Всех я Вас приветствую!

Вы друг к другу повернитесь

И дружочку улыбнитесь!

Воспитатель: Сегодня здесь собрались мы не зря. Сегодня мы узнаем, как нам важна семья. Наше занятие посвящено тому, что объединяет нас друг с другом – это семья. А что такое семья? Как появилось слово семья? Когда-то о нем не слыхала земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам: «Сейчас я тебе 7 вопросов задам: Кто деток родит мне, богиня моя?» И Ева тихонько ответила: «Я». «Кто платье сошьет, постирает белье, Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопрос мой, подруга моя.» «Я, я, я», - Ева молвила: «Я». Сказала она знаменитых семь «Я», И так на земле появилась семья»

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой –

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам, друзья,

Вместе вы – одна … (семья)

Дидактическая игра: «Назови правильно».

Вопросы:

1. Нет в квартире грязи, хлама,

Убрала всё чисто… (МАМА)

2. Кто любимей всех на свете?

И за всю семью в ответе?

От зарплаты до зарплаты

Что б мы делали без (ПАПЫ

3. Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша (БАБУШКА)

4. Он - мужчина, и он сед,

Папе - папа, мне он - … (ДЕД)

5. Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы - одна… (СЕМЬЯ)

Воспитатель:

-В семейном кругу мы с вами растем.

Основа основ — родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

-Так что же такое, дети, семья и зачем она нужна?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, у каждого из нас есть семья. Семья - это самое ценное в нашей жизни. Вы правильно сказали, что в семье люди заботятся друг о друге, помогают друг другу, трудятся и отдыхают вместе. Недаром в народе говорят: «Семья вся вместе и душа на месте».Семья — самое главное, что есть у человека, поэтому во все времена народ слагал пословицы и поговорки о семье. Посмотрите в гостях у нас вот такое красивое солнышко (на мольберте солнце) на его лучиках написаны пословицы и поговорки, мы их сейчас прочтем и вспомним, а некоторые выучим.

Игра: «Назови пословицы о семье»

(Дети поочередно подходят и берут лучик)

-Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

-Дети — цветы жизни.

-Дитя плачет — у матери сердце болит.

-При солнышке тепло, при матери добро.

-Учи дитя, пока оно поперек лавки лежит.

-Семья ладом полна.

-Вся семья вместе, и душа на месте.

-Яблоко от яблони недалеко падает.

-Детки хороши — отцу и матери венец, детки худы — отцу и матери конец.

Физкультминутка «Семейная зарядка» (координация движений со словами)

Осенью, весною, летом и зимой,

Мы во двор выходим дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку,

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает, папа бодро приседает.

Воспитатель:

-Молодцы ребята. А еще в каждой семье есть свои традиции. Традиции - это обычаи, действия, связанные с определенными событиями. Должно быть, в ваших семьях есть свои традиции, с которыми вас познакомили ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. Какие они, ваши семьи? Какие традиции у ваших семей? Мы можем многое узнать, посмотрев на вот этот семейный альбом.

Есть в доме любом семейный альбом

Как в зеркале, мы отражаемся в нём

Пускай не всегда мы красивы,

Зато эти фото правдивы

Хранится альбом в нашем доме,

И снимки хранятся в альбоме.

Их много и старых и новых –

У нас у семейства большого.

Посмотрите, какой большой фотоальбом и мы будем его смотреть. А кто увидит свою семейную фотографию, встанет и расскажет о своей семье, а ее традициях.

Кто живёт в вашей семье;

Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата или сестрёнку;

Где работают ваши родители;

Какие традиции у вашей семьи;

(дети составляют рассказ о своей семье)

Воспитатель приглашает детей к столу с предметными картинками.

Показывает картинку с изображением «Хлеб и соль».

Какая традиция, связанная с хлебом и солью, существовала на Руси? (ответы детей)

Воспитатель рассказывает:

- Раньше гостей встречали хлебом- солью, кланялись в пояс, показывая своё уважение. Гость отламывал небольшой кусочек хлеба, макал в соль и ел.

Воспитатель показывает картинку с изображением кошки.

- А какая была на Руси традиция, связанная с кошкой, кто-нибудь догадался? (ответы детей)

- Да, есть такая старинная традиция: при переезде в новый дом или квартиру первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что кошка оберегала и защищала дом.

Показывает картинку с изображением младенца.

- А какая могла быть традиция на Руси, связанная с ребёнком.

- Это очень интересно: когда ребёнка купали в первый раз, в таз с водой опускали уголёк, зернышко, монетку. Зачем? Попробуйте догадаться? (ответы детей).

Воспитатель:

Опуская предметы в воду приговаривали.

- Уголёк - Пусть всегда в доме будет тепло.

- Зерно - Будь всегда сыт.

- Монета - Будь всегда богат.

Показывает картинку с изображением праздника.

- Думаю, эту традицию вы сразу узнаете. (ответы детей).

- Праздников на Руси проводилось много.

- Что делали на праздниках? (пели, играли, плясали, хороводы водили). Предлагаю поиграть в интересную белорусскую народную игру «Адгадай, чый галасок»

Игра «Адгадай, чый галасок»

Дзеці ўтвараюць круг. Адзін з ігракоў становіцца пасярэдзіне яго і закрывае вочы. Дзеці гавораць:

Сталі ў круг, і – раз! два! тры!

Павярнуліся, сябры!

На апошнія словы ўсе паварочваюцца вакол сябе і спяваюць:

А як скажам — скок, скок, скок.

Словы «скок, скок, скок» — спявае ці гаворыць той, каму загадзя прапанаваў выхавальнік.

Адгадай, чый галасок?

Гэтыя словы спяваюць усе дзеці.

Дзіця, што стаіць у цэнтры з закрытымі вачамі, павінна адгадаць, хто праспяваў словы «скок, скок, скок».Той, каго пазналі, ідзе на сярэдзіну круга.

Воспитатель:

- А еще на праздниках люди играли на разных музыкальных инструментах, которые делали своими руками.

Игра на музыкальных инструментах.

Воспитатель приглашает детей к столу с музыкальными инструментами.

- Выберите себе инструмент. Подойдите ко мне (воспитатель расставляет детей).

- Вы – ансамбль народных инструментов, а я ваш руководитель. Мы будем играть на инструментах. Но чтобы у нас получилась красивая мелодия, необходимо смотреть на меня и выполнять следующие правила.

- Когда я покажу на задний ряд, играют дети на ложках, когда покажу на вас, ребята, начинаете играть вы, а дети с ложками - не играют. А вот, когда взмахну двумя руками, начинаем играть вместе. Сделаю круг в воздухе – игра закончилась. Понятны правила? (Играют)

Воспитатель приглашает детей к столу с карточками.

- У меня для вас очень интересное задание.

- На столе лежат карточки, выберите карточку и придумайте свою семейную традицию. Но так, чтобы этот предмет обязательно был в вашей традиции.

Творческое задание

Придумывание детьми семейной традиции.

Воспитатель:

— Спасибо, дети за интересные рассказы. Я надеюсь, что когда вы подрастете, то захотите еще больше узнать о своих предках, которые очень много сделали для нас с вами. Так кто же такие предки?

Ребенок читает отрывок из стихотворения «Кто такие предки?»

— Все, что видим мы сейчас,

Предки сделали для нас.

Лампа, туфли, телефон,

Поезд, стулья, даже дом.

Даже мяч, футбол, штаны

Предки нам изобрели.

Много — много лет назад

Предки начали писать.

От предков мы узнали,

В книгах предки рассказали,

Как возник наш род людской

И кто был до нас с тобой.

Сюрпризный момент: (тарелочка с наливным яблочком).

Воспитатель: Яблочко по тарелочке катится и возвращает нас в прошлое. Картина с обстановкой русской избы, самовар.

Рассказ воспитателя: Давным-давно в стране, где мы живем, не было огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. А были густые леса. По берегам рек стояли деревни, там жили люди, они были очень трудолюбивы, ходили на охоту, чтобы добыть себе пищу, обрабатывали землю, чтобы сеять урожай. Люди были дружные, гостеприимные. Каждая семья папа, мама и дети жили в отдельной избе (тогда так назывались дома). Это была дружная семья со своими обычаями и традициями. Днем они трудились, мальчики помогали папам в поле работать, а девочки - мамам по хозяйству и с младшими детьми нянчились. А вечером, когда вся семья собиралась вместе за столом и за семейным чаепитием они вели беседы, пели песни, рассказывали сказки, придумывали загадки, сочиняли пословицы и поговорки.

Воскресенье — вот везенье! Воскресенья так нужны! Потому что в воскресенье Мама делает блины. Папа к чаю чашки моет. Вытираем их вдвоем, А потом мы всей семьею Чай с блинами долго пьем. А в окошко льется песня, Я и сам запеть готов, Хорошо, когда мы вместе, Даже если нет блинов. (О. Бондура)

Воспитатель: У нашего народа было много традиций и символов счастья. У каждой семьи были свои приметы и домашние обереги.

Воспитатель выносит веник, предлагает ребенку его сломать, у него не получается, предлагает сломать ветку, получается с легкостью. Объясняет, что если человек одинок, как эта веточка, ему в жизни тяжело приходится. А если у человека есть близкие люди и родственники, то он силен и никакие трудности ему не страшны.

Воспитатель: Мы - воспитатели, вы и ваши родители– это тоже семья. А эта группа – наш общий дом, который тоже надо беречь, чтобы в ней был лад да уют. Я предлагаю вам сделать оберег для нашей группы, украсив вот этот веник. Пусть каждый добавит что-то своё, внесет частичку своего тепла в этот оберег.

Дети и воспитатель обсуждают символы украшений и выполняют работу.

Воспитатель: Можно прикрепить к венику искусственный цветок мака (исполняет желания) или подсолнуха (символизирует солнце). Вокруг веника повесить чеснок и сухой красный перец (пусть изгоняют нечистую, трава ромашки, тысячелистника, колосья, ягоды шиповника (несут благополучие, достаток и здоровье). Приклейте желуди и шишки как символы трудолюбия и достижения успеха, орехи как символы умственной силы, здоровья и крепости, семена кукурузы как символ здоровья. Прикрепляют веник – оберег к стене.

Подведение итогов

Молодцы, ребята. Вы рассказали много интересного о своих родных. А что вы расскажите дома своим мамам, папам, дедушкам, бабушкам? (ответы детей)

- Какая традиция больше всех вам запомнилась? Почему?

-Как вы поняли,что такое семья?

- И помните, ребята, и дома скажите «Хорошая семья – традициями крепка».

Задание на дом: попросите своих родных составить дома генеалогическое древо и мы с вами продолжим увлекательное путешествие по семейным и народным традициям.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что такое семья? Семейные традиции» Семья и семейные ценности Что такое семья? Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Моя семья» Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Цель: закреплять связную речь у детей среднего возраста. Задачи: формировать правильное.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Моя семья». Родственные отношения Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Моя семья» Занятие на тему «Моя семья».Зухра Алиева (для старшего дошкольного возраста.).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Моя семья» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Моя семья». Тема: «Моя семья». Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Семейные традиции» Конспект занятия «Семейные традиции» Задачи: Обогащать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные.

Конспект занятия «Семейные традиции» Конспект занятия «Семейные традиции» Задачи: Обогащать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные.

Конспект занятия «Семья и семейные традиции» для детей 6–7 лет дошкольного возраста Программное содержание: освоение представлений о семейных традициях, здоровом образе жизни, активизация у детей речевой и двигательной активности.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему «Семья» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в младшей группе (2-3 года). Тема «Моя семья». Основная образовательная область «Речевое.

Отчет по проекту «Семья. Семейные традиции» Уважаемые коллеги, мы представляем вам проект «Семья. Семейные традиции». Тип проекта: Познавательно- творческий Продолжительность проекта:.

Семейный проект «Моя семья: семейные традиции»Семейный проект «Моя семья: семейные традиции» Семья - самое ценное, что есть у ребенка, а когда родители рассказывают своему ребенку его родословную, это вклад в будущее. Но в современном.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Семья. Семейные традиции»
Опубликовано: 20 декабря 2017 в 20:19
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 декабря. День рождения великого историка Карамзина

12 декабря исполняется 253 года со дня рождения Николая Карамзина – автора фундаментальной «Истории государства Российского». Исторические труды были в России и до неё, но именно Карамзин, с его даром...

12 декабря. День рождения Владимира Шаинского

«Я не делаю в музыке различий между пионером и пенсионером» — говорил автор золотой коллекции советских песен. Сегодня, 12 декабря, исполняется 94 года со дня рождения Владимира Шаинского, жизнерадостного...

Конспект занятия «Заходите смело в дом»
Посмотрите: это дом - С крышей, дверью и окном И с крылечком, и с трубой, Цвет у дома – голубой. Заходите смело в дом! - Приглашаете? Войдем. ( Н. Голь)...
Сценарий праздника «Новогодние игрушки» для детей группы раннего возраста
Цель: Создать у детей праздничное настроение Задачи: Познакомить детей с праздником Новый год Развивать умение двигаться под музыку Развивать...
«Знакомим с буквой «Д» детей младшего дошкольного возраста». Фотоотчёт
На этой неделе мы познакомились с буквой "Д". На занятиях кружка "АБВГДЕЙКА", которые проходят два раза в неделю, мы два занятия посвящаем одной букве,...