Получи документы

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Насекомые»

Екатерина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Насекомые»

Цель: знакомство с разными видами насекомых.

Задачи:

Образовательные:

Расширять пассивный и активный словарь по лексической теме «Насекомые»

Совершенствовать навык образования имени существительных во множественном числе

Учить согласовывать имена существительные с именами числительными

Учить образовывать имена существительные в форме Р. п.

Закреплять умения образовывать существительные в И. п, мн. ч.

Закреплять употребления предложно-падежных конструкций с предлогом : на.

Развивать связанную монологическую речь

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Насекомые“» размещена в разделах

Скачать конспект

Коррекционно-развивающие :

Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления

Развитие зрительного и слухового внимания

Развитие долговременной память

Развитие мыслительных операций (синтез, анализ)

Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.

Развитие связной речи.

Ход занятия

1. Организационный момент. Упражнение «Найди гостя». (Создание эмоционального положительного фона. Уточнение и активизация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование навыка звукового анализа слов. Объявление темы занятия.)

Логопед приглашает детей в кабинет, где на столе на букете из цветов закреплены игрушки-насекомые на «липучках».

Логопед: Посмотрите, кто встречает вас сегодня на занятии.

Дети: Это насекомые.

Логопед: Верно. Сегодня мы ведем разговор о насекомых. Пользе или вреде насекомых для людей и растений. А сейчас выберите по одному насекомому вспомните их названия и определите первый звук в словах.

1-й ребенок. Жук. Первый звук [ж].

2-й ребенок. Бабочка. Слово начинается со звука [б].

3-й ребенок. Комар. Первый звук [к].

4-й ребенок. Пчела. Слово начинается со звука [п].

5-й ребенок. Кузнечик. Первый звук [к].

Логопед: Молодцы. Вы отлично справились с заданием.

2. Погода

В какое время года мы чаще всего видим насекомых?

Какое сейчас время года?

Какая погода сегодня?

Есть ли сегодня ветер? Какой он?

Есть ли сегодня осадки? Какие они?

3. Объяснение нового материала.

Расскажу вам секрет, насекомые маленького размера и прячутся в растениях. Давайте подружимся с ними. Чтобы с ними подружиться, надо в мошек превратиться.

Давайте скажем такие слова: «Эй, лесочек, раз, два, три – в крошек всех нас преврати!». Мы стали маленькими и можем увидеть насекомых близко.

Узнаем строение тела насекомых. Тело насекомых состоит из трех отделов головы, груди и брюшка. На груди располагаются три пары ног и две пары крыльев.

На голове расположены глаза, два длинных усика и рот.

Брюшко –основная часть насекомого.

Крылья- поднимают насекомое в небо.

Ножки-средства передвижения.

Логопед: Давайте с вами выясним, насекомые приносят вред или пользу?

Чем полезны насекомые?

Насекомые полезны тем, что перелетая с цветка на цветок, бабочки и пчелы собирают нектар и опыляют растения. Пчёлы дают не только мёд, но и такие продукты, как: цветочная пыльца, пчелиный яд, воск, прополис, маточное молочко (все это используется в медицине) и «пчелиный хлеб» — пергу.

Кузнечики питаются соком растений, нектаром цветов, насекомыми. Да, да, кузнечики — хищники! Они могут с аппетитом закусить неосторожной бабочкой, мухой или личинкой. Насекомые являются кормом для птиц и некоторых животных.

Чем насекомые вредны?

Насекомые вредны, потому что они комары разносят опасные болезни. На голове комара есть хоботок, которым комар прокалывает кожу и сосет кровь.

Летом бабочка откладывает яички. Через некоторое время из яичек появляются личинки — гусеницы. Гусеницы очень прожорливы: они грызут листья и стебли растений, поедают сочные плоды или питаются другими насекомыми, например, тлями.

Логопед: Ребята, насекомые приносят как вред, так и пользу. И все они нужны в природе!

4. Закрепление нового материала.

Логопед: Давайте подойдём поближе к полянке и подробнее рассмотрим каждое насекомое. Для этого необходим план, по которому вы будете составлять рассказ.

Кто это?

Из каких частей состоит?

Как передвигается?

Какую пользу или вред приносит людям?

Где живет (в лесу, на лугах, возле водоемов, рядом с человеком, на пасеке, в огороде)

Какой размер (большой маленький, цвет.

Чем питается?

Логопед: Подробнее рассмотрим каждое насекомое. Для этого необходим план, по которому вы будете составлять рассказ. Каждый из вас прикрепит к полянке то насекомое, которое каждый из вас выбрал в самом начале занятия и по схеме составит рассказ.

План рассказа о насекомом

Как называется насекомое?

Какие части тела есть у насекомого?

Какую пользу или вред приносит людям и растениям?

Почему оно вам нравится или не нравиться?

1-й ребенок. Это пчела. Пчела мне нравится, потому что она опыляет растения и производит мед. Живут пчелы в ульях на пасеках. Дикие пчелы строят свое жилище в дуплах деревьев в лесу. У пчелы полосатое мохнатое тело, овальная голова с большими глазами и маленькими усиками, две пары прозрачных крылышек, шесть мохнатых лапок. (И т. п.)

5. Динамическая пауза.

Прилетела к нам вчера, Руки в стороны, на носочках бегут по кругу

Полосатая пчела

А за ней шмель – шмелёк, Руки согнуты в локтях и разведены в стороны, выполняют присядку

И весёлый мотылёк Руки согнуты в локтях и разведены в стороны, кружатся на месте

Два жука и стрекоза Один хлопок – влево, один вправо

Как фонарики глаза Соединить в кольцо, указательные и большие пальцы и прижать к глазам

Полетали, пожужжали Машут руками и кружатся на месте

От усталости упали Приседают и руками закрывают голову

6. Закрепление нового материала.

Логопед. Ураганный ветер сдул всех наших насекомых. Помогите их собрать их так, чтобы пчела сидела на одном цветке с другими пчелами (бабочки, комары, кузнечики).

Логопед подходит к каждому цветку и говорит:

У меня пчела, а у тебя … (пчелы)

У меня комар, а у тебя… (комары)

У меня бабочка, а у тебя… (бабочки)

У меня кузнечик, а у тебя… (кузнечики)

Упражнение «Один – много» (употребление существительных в родительном падеже мн. числа.)

1 бабочка — много бабочек.

1 комар — много комаров.

1 пчела – много пчел.

1 кузнечик – много кузнечиков.

Дети становятся в круг.

Логопед: Я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение».

Логопед читает предложения, а дети заканчивают их, изображая движения насекомых :

-машут руками как крылышками (летает насекомое)

-перебирают пальчиками (ползает насекомое)

- прыгают (прыгает насекомое).

Гусеница ползает, а червяк… (ползает).

Кузнечик прыгает, а муравей… (ползает).

Бабочка порхает, а комар… (летает).

Муравей ползает, а бабочка. (порхает).

Комар летает, а кузнечик… (прыгает).

Шмель летает, а бабочка. (порхает).

Кузнечик прыгает, а стрекоза… (летает).

Божья коровка летает, а клоп. (ползает).

Паук ползает, а оса. (летает).

Игра с мячом «Закончи предложение». (Развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами «потому что»)

Я бросаю мяч и начинаю предложение. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение. Ваша часть предложения начинается со слов «потому что». Закончив предложение, вы повторяете его целиком.

- Бабочка красивая. (1-йребенок. потому что у нее расписные крылышки. Бабочка красивая, потому что у нее расписные крылышки.)

- Пчела мне нравится. (2-й ребенок. потому что она производит мед. Пчела мне нравится, потому что она производит мед.)

- Мне не нравится комар. (2-й ребенок. потому что он кусается. Мне не нравится комар, потому что он кусается.)

- Мне нравится кузнечик. (4-й ребенок. потому что он высоко прыгает. Мне нра-вится кузнечик, потому что он высоко прыгает.)

Упражнение «Игра в слова». Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее: бабочке (комару, пчеле, кузнечику). Объясните выбор каждого слова.

Словарь:

Муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивый, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, разносчик болезней, полосатый, рой, нектар, кровосос, пасечник, пыльца, рыжеусый, гусеница, силач, летает, хищник, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Домашнее задание.

Дома Вам надо будет нарисовать:

1-й ребенок. Бабочку.

2-й ребенок. Комара.

3-й ребенок. Пчелу.

4-й ребенок. Кузнечика.

Вы должны вспомнить песни и сказки в которых присутствуют эти насекомые. И составить рассказ по схеме.

Заключительная часть. Итог.

- О ком мы сегодня много узнали? Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? Какое насекомое прыгает?

-Мне было приятно с вами работать. Спасибо.

- Чтобы вы поближе познакомились с насекомыми, рассмотрели их, я оставлю в коррекционном уголке картинки с изображением насекомых, книгу о необычных насекомых и раскраски, чтобы вы могли раскрасить наиболее понравившихся вам насекомых.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Насекомые» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с характерными внешними признаками насекомых; расширять словарь детей за счёт слов, обозначающих.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Конспект занятия по познавательному развитию «Насекомые — муравьи», с детьми старшей группыКонспект занятия по познавательному развитию «Насекомые — муравьи», с детьми старшей группы Цель: создание условий для обогащения знаний детей о мире насекомых. Программные задачи: - Развивать познавательный интерес к окружающей.

Конспект занятия по развитию речи «О дружбе» в старшей группе Пр. содержание: формировать у детей представления о дружбе, пробуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Насекомые»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Насекомые» Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых. Уточнение и расширение словаря.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме «Насекомые»Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме «Насекомые» Фронтальное занятие в средней группе. Тема:" Насекомые" Цель:1. Работать над просодической стороной речи: дыханием, ритмом речи. 2. Работать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Новый год»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Новый год» Тема: «Новый год» в старшей группе. Задачи: продолжать знакомить с традициями праздника Новый год; учить описывать картинку, фантазировать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Насекомые»
Опубликовано: 19 мая 2022 в 02:29
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД