Федулова Елена Александровна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи «Дифференциация звуков [З] — [Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков З – Ж.
Ход занятия:
В. : Ребята, сегодня к нам на занятие обещали посетить гости, угадайте их! А подсказкой будет для вас загадки:
Словно гвоздик на магнит,
Он на нас бросается –
Без бубенчиков звенит,
Без зубов кусается. (комар)
Громко я жужжу, летая,
Мёд целебный собирая.
Всем полезна и мила
Хлопотливая (пчела).
Ответы детей.
В. : Ребята, это их звучание (последовательно звучит жужжание пчелы, затем комара). Скажите как звенит комарик?
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Звуковая культура речи „Дифференциация звуков [З] — [Ж]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Ответы детей (ЗЗЗЗ….)
В. : А как жужжит пчела?
Ответы детей (ЖЖЖ….)
В. : Сегодня у нас в гостях пчелка Жужа и комарик Звонарик, поздоровайтесь.
Ответы детей.
В. : Жужа и Звонарик очень хотят знать правильно ли вы умеете произносить звуки, которые они издают и предлагают выполнить задания. Выполним их?
Ответы детей.
В. : Ребята, давайте для начала вспомним особенности этих звуков
На доске помещается схема – перфокарта артикуляции звуков З и Ж
— песенка комарика З-З-З – губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка у нижних зубов, по языку проходит холодный воздух, горлышко работает
В. : Дима, повтори как поет комарик?
В. : Песенка пчелки Ж-Ж- Ж - губы бубликом, зубы слегка разомкнуты, язык чашечкой, по языку проходит теплый воздух, горлышко работает.
В. : Даша, как жужжит пчелка?
В. : Ребята, а давайте тоже превратимся в пчелок и комариков, так нам будет легче общаться с нашими гостями: девочки-пчелки, мальчики – комарики.
Игра «Комары и Пчелки».
Дети разбиваются на две группы, называя слова со звуками З-Ж. Одни изображают пчелок, другие —комаров. Один ребенок изображает сову.
В. : «Комары летят, комары гудят». Дети — комары — вылетают и гудят: «з-з- з». «Пчелки летят, пчелки жужжат». Дети — пчелки— вылетают и жужжат: «ж-ж- ж». Сова говорит: «Я — сова, большая голова, на суку сижу, во все стороны гляжу, пчел, комаров ловлю». Делает взмах руками, как крыльями, ловит детей. Пойманный становится «совой»
В. : Ребята, молодцы! А теперь следующее задание от наших гостей.
Задание «Слоговая песенка». Повторяйте за мной слоговую песенку:
за-жо- за, жы-зу- жы, зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы, за-жо- за, жы-зу- жы, зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы, за-жо- за, жы-зу- жы, зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы
В. : Новое задание «Четвертый лишний» внимательно рассматриваем карточки и отвечаем. Первая карточка «Жираф, ежик, жилет, береза»
Ответы детей.
В. : Ребята, все молодцы. Наши гости очень довольны нашими результатами и они предлагают поиграть.
Физминутка «Жираф»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
В. : Молодцы, Жужа и Звонарик приготовили вам загадки: (после того, как дети назовут правильный ответ, воспитатель выставляет картинки отгадок)
-У косого нет берлоги, не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, а от голода – кора.
(Зайчик)
-Под соснами, под елками ползет мешок с иголками.
(Ежик)
-Шурша травой, проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел
(Змея)
-У этой лошадки одёжка в полоску. Похожа одёжка её на матроску.
(Зебра)
-Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий.
(Жираф)
-Шесть ног без копыт, летит – жужжит.
(Жук)
В. : Какие звуки научились различать? Савелий, какие звуки ты запомнил?
В. : Вика, назови звуки с которыми мы сегодня познакомились.
В. : А сейчас для вас самое ответственное задание «Помоги животным найти свой домик».
В. : Предлагаю расселить лесных жителей по домикам: со звуком З в зеленый домик, с Ж в желтый (заяц, жираф, ежик, зебра, жук, змея)
В. : Артем, помоги жирафу найти свой домик.
Артем: Жираф будет жить в желтом домике.
В. : Артем, а почему в желтом домике?
Артем: Потому что слова жираф и желтый имеют звук «Ж»
Далее выполняется задание по образцу.
В. : Ну теперь нам пора прощаться с нашими гостями с Жужей и Звонариком. До свидания, Жужа и Звонарик, приходите еще к нам поиграем. Нам с вами очень весело было.
Итог занятия.
В. : Ребята, давайте вспомним. Как звали пчелку и комарика? Какие звуки учились различать? Что понравилось? Что было трудно? До свидания, Ребята!