МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с] и [ц]»

Наталья Синягина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с] и [ц]»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: дифференциация звуков [с] и [ц].

Образовательные задачи: закрепить правильное произношение звуков [с] и [ц]; учить детей дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи; упражнять детей в произношении чистоговорок и скороговорок.

Развивающие задачи: развивать у детей звуковую культуру речи, мыслительную деятельность.

Воспитательные задачи: воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать друг друга.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с] и [ц]“» размещена в разделах

Оборудование: игрушки – сова и цапля, предметные картинки (с изображениями со звуками [с] и [ц], рабочие тетради: Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет / Сост. Н. А. Гоголева, Л. В. Цыбирева / Под ред. М. Д. Маханёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.

Ход занятия.

1. Вводная часть. Игровая мотивация.

Поспорили Сова и Цапля. Сова доказывает, что слова «сова» и «цапля» начинаются на один и тот же звук, а Цапля не согласна с ней. Попросили они нас, чтобы мы их рассудили. Давайте поможем им.

2. Основная часть.

1. Сравнительная характеристика звуков [с] и [ц].

– Послушайте внимательно и скажите, с какого звука начинается слово «сова»? (Со звука [с].)

– А с какого звука начинается слово «цапля»? (Со звука [ц].)

Давайте посмотрим, чем похожи эти звуки? Почему Сова их путает?

Когда мы их произносим, губы растянуты в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами, посередине языка идет воздушная струя.

А теперь посмотрим, чем эти звуки отличаются. При произнесении звука [с] воздушная струя плавная, а при произнесении звука [ц] – отрывистая, толчкообразная.

2. Игра «Повтори за мной».

Подружились Сова с Цаплей, а звук [с] со звуком [ц]. Стали эти звуки водить хороводы из цепочек слогов. Давайте и мы устроим «звуковой» хоровод, повторяйте за мной:

ца-са-ца цо-со-цо ца-са-ца

са-ца-са со-цо-со сы-цы-сы

ас-ац-ас уц-ус-уц оц-ос-оц

ыц-ыс-ыц

3. Игра «Добавь слоги».

Сова и Цапля принесли нам слова со своими любимыми звуками, но слова по дороге рассыпались. Давайте поможем их собрать, будем добавлять слоги.

-ца или -са: больни., ли., рукави., сини., пти., поло., ко., ро,., ули. ;

-цы или -сы: бу., леден., ве., пти., у., паль. ;

-со или -цо: коле., коль., ли., про.

4. Игра «Доскажи словечко».

Принесли сова и цапля загадки, попробуем их отгадать, досказав словечко.

Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка,

Капнет с клюва капля.

Кто же это?. (Цапля.)

Ночью не спит,

Громко кричит,

Круглая голова.

Кто же это?. (Сова.)

Грянул гром, веселый гром,

Засверкало все кругом!

Рвутся в небо неустанно

Разноцветные фонтаны,

Брызги света всюду льют!

Это праздничный. (салют).

Цапля, стоя на крыльце,

Написала букву. («ц»).

5. Игра «Четвертый лишний».

Сова и Цапля предлагают нам послушать слова и сказать, какое слово лишнее среди них:

– сорока, ласточка, соловей, курица (курица; [ц]);

– блюдце, полотенце, хлебница, поднос (поднос; [с]);

– куница, волчица, овца, барсук (барсук; [с]).

– Вы хорошо слышите и различаете звуки [с] и [ц]. Все правильно угадали.

6. Многократное повторение словосочетаний с четким проговариванием всех звуков: сломанная спица, узкое кольцо, садовый цветок, высокая лестница, носатая цапля, вкусный голубец, ласковое солнце.

7. Повторение чистоговорок с четким произнесением всех звуков.

Су-су-су – воду я несу;

цы-цы-цы – поспели огурцы;

са-са-са – у девицы коса;

цо-цо-цо – у девочки кольцо.

8. Повторение скороговорок с четким произнесением всех звуков.

У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

Заглянет солнце

И к нам в оконце.

Цапли танцевали вальс,

Удивить хотели нас.

Снятся Соне сны о птицах,

О цветах и о лисицах.

У всех сплетниц для гостей

Много всяких новостей.

8. Закрепление.

Работа с тетрадью: Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет /

Сост. Н. А. Гоголева, Л. В. Цыбирева / Под ред. М. Д. Маханёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 64 с. (С. 29, с. 59)

3. Заключительная часть.

– Кому мы сегодня помогли?

– Какие звуки учились произносить и различать?

– В какие игры играли с Совой и Цаплей?

Литература

1. Шевченко И. Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 128 с.

Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет /

Сост. Н. А. Гоголева, Л. В. Цыбирева / Под ред. М. Д. Маханёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ц]»Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ц]» Тема: «Звуковая культура речи: звук ц». Цель: Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект открытого занятия «Путешествие на луг» (Звуковая культура речи). Вторая младшая группа .

Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]»Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]» Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы. Тема: «Звуковая культура речи: звук «Ш»» Программные задачи: Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с] и [ц]»
Опубликовано: 2 ноября 2024 в 21:05
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с] и [ц]»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Синягина (УИ 1634397) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД