Любовь Герасимова
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Наш земляк-серый журавль»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о жизни перелетных птиц-журавлей.
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания детей об изменениях в природе с приходом весны, уточнить названия перелетных птиц, формировать представления об образе жизни журавлей, их особенностях внешнего вида, повадках, издаваемых звуках. Способствовать развитию четкой артикуляции, следить за правильным произнесением поставленных звуков.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе „Наш земляк-серый журавль“» размещена в разделах
- Журавль, журавлик
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Перелетные птицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Учить составлять предложения с данным словом, сложноподчиненное предложение с союзом а; образовывать сложные прилагательные от словосочетаний, родственные слова, глагольные формы, противоположные слова с уменьшительно-ласкательным значением, развивать диалогическую и связную речь, внимание, мышление, память; общую и мелкую моторику
Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому, патриотические чувства, гордость за свою Малую Родину.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети сидят на ковре.
Послушайте стихотворение. (Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Весна»)
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
Скажите, пожалуйста, о каком времени года это стихотворение
Дети: Это стихотворение о весне. (слайд)
Упражнение «Составь предложение»
- Что происходит в природе с наступлением весны? Ваш ответ должен начинаться со слова ВЕСНОЙ….
Дети: Весной оживает природа.
Весной просыпается природа.
Весной много воды, потому что тает снег.
Весной солнце появляется чаще и оно лучше греет.
Весной появляется трава и цветы.
Весной просыпаются насекомые.
Весной звери меняют цвет меха.
Весной возвращаются птицы.
Введение в тему занятия
Молодцы ребята! Вы верно назвали изменения в природе с приходом весны. Садитесь на стулья и продолжим занятие.
Повторите за мной весеннюю скороговорку «Прилетели певцы – молодой весны гонцы».
(Произносят скороговорку все вместе, сначала в медленном, затем в быстром темпе, чётко артикулируя)
Что это за певцы? (птицы)
- Скажите, а как называют птиц, которые прилетают к нам весной?
Дети: Птицы, которые прилетят весной, называются перелетными.
Давайте сыграем в пальчиковую игру и вспомним перелетных птиц. (слайд)
- Молодцы.
- Я хочу вас познакомить поближе с птицами, которые находятся под охраной и занесены в Красную книгу. Это журавли (слайд)
- Посмотрите, как они красивы.
В нашем Талдомском районе есть заказник «Журавлиная родина» .(слайд)
Этот заказник расположен на болоте, там и живут журавли. (слайд)
Журавли прилетают весной, их полет всем знаком, если высоко в небе вы увидите галочку, это летят журавли. (слайд)
Их полет называют клином. В полете они вытягивают шею и ноги. (слайд)
Журавль- крупная птица. Размах его крыльев больше, чем стол, за которым вы сидите.
(слайд)
Упражнение «Образование сложных слов»
Скажите, если у журавля длинная шея, как мы его назовем?
Дети: длинношеей
А если, длинные ноги? (длинноногий)
Длинный клюв.
Короткий хвост-…
Длинные крылья-…
Длинные перья-…
А цвет его серый с черным (серочерный журавль)
- Спасибо, вы мне очень помогли с описанием журавля.
Серые журавли живут и строят гнезда на болотах, около рек, озер с высокой растительностью, в самых глухих, заросших местах.
Из года в год они занимают одно и то же место. Иногда журавли строят гнездо прямо посреди воды: получаются плавучие домики, которые они очень старательно охраняют. (слайд)
Уже в начале мая в гнезде журавля появляются яйца зеленоватого цвета с коричневыми пятнышками. (слайд)
Яиц бывает два, реже одно. Яйца журавля почти в 2 раза крупнее куриных. Через месяц появляются 2 маленьких птенчика, которые почти сразу покидают гнездо и вместе с родителями начинают шагать по земле. А еще через 2 месяца птенцы вырастают и начинают летать. (слайд)
Упражнение «Образование родственных слов»
Журавли живут семьей, мама, папа и дети. (слайд)
Как их можно назвать, папу этого семейства? (журавль)
А маму? (Журавушка, журка)
А детей? (журавленок, журавлик)
- Эти слова между собой похожи и образуют одну семейку.
Журавли собираются на определенных местах целыми компаниями, образуют круг и по очереди парами или поодиночке проделывают различные движения: прыгают, развернув крылья, кланяются, пробегаются зигзагом, прогуливаются, высоко поднимая ноги, и делают другие необычные вещи. Это журавли «танцуют».ВИДЕО.
Таким необычным образом они выражают свое настроение и чувства: беспокойство, возбуждение, удовлетворение, радость.
Физминутка
Давайте превратимся в журавлей и станцуем их танец. (слайд-анимация)
Приглядись-ка: там вдали
В пляс пустились журавли!
Стали рядышком в кружок,
Прыг да скок, да прыг да скок!
Ножками потопают,
Крыльями похлопают!
Каждый танец их хорош -
Очень уж на наш похож:
И весёлый, и смешной.
Ах. Как радостно весной!
Молодцы, у вас отлично получилось.
(Слайд)
Журавли – всеядные птицы, очень любят лягушек, мелкую рыбу, мышей, крупных насекомых. А на десерт едят клюкву и другие ягоды. Еще они любят пообедать на плохо убранных полях горохом, овсом, пшеницей и другими семенами.
Журавли издают очень интересные звуки. Послушаем голоса журавлей (ЗАПИСЬ)
Упражнение «Образование глагольных форм»
Журавли произносят тру-тру, значит они что делают? (трубят,
А если курлы-курлы? (курлычут)
А что делает кукушка? (кукует)
Совы- ухает, соловей- поет, воробей- чирикает, ворона- каркает, сорока- стрекочет, голубь- воркует, утка -крякает
Упражнение «Составление предложения с противительным союзом. Образование противоположных слов с уменьшительно-ласкательным значением»
-Сегодня вы много узнали о журавлях. И давайте сравним журавля с скворцом. (слайд)
Я начну, а вы продолжите:
У журавля длинная шея, а у скворца короткая шейка.
Длинные ноги- короткие ножки
Длинные крылья- короткие крылышки
Длинный клюв- короткий клювик
Крупные глаза- мелкие глазки
Длинные перья- короткие перышки.
Итог занятия.
А сейчас, послушайте стихотворение о журавлях, которые ребята выучили к сегодняшнему занятию. Дети читают стихи. (слайд)
Весной из дальних жарких стран
летит к нам клином караван.
В пути без отдыха они.
Без пищи часто - ночи, дни.
Хоть в южных странах и теплей,
но наша родина милей.
Ждут журавлиного прилёта
их гнёзда на лесных болотах.
И вот в гнезде уж два яйца.
Вот рты открыли два птенца.
В болоте став на длинных лапах,
им корм приносят мама с папой.
За лето детки подрастают,
и в стае к югу улетают
затем, чтоб раннею весной
вновь возвратиться в край родной
- Спасибо за прекрасное стихотворение. а нам остается только немножко подождать и в весеннем небе мы скоро увидим возвращающихся к нам журавлей.
Занятие окончено.