Веряскина Елизавета
Конспект занятия по развитию речи «Весна идет! Весне дорогу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.
1. Орг. момент.
Воспитатель: - Руки? (на месте)
- Ноги? (на месте)
- Локти (у края)
- Спина? (прямая)
Итак, отгадайте загадку:
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко ласкает,
Кто это время года знает?
Дети: Весна.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Весна идет! Весне дорогу“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитатель: Правильно, о чем сегодня пойдет речь?
Дети: О весне.
Воспитатель: А почему о весне? Какое сейчас у нас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: А какой месяц наступил?
Дети: Апрель.
Воспитатель: Чувствуете приближение весны? Кто какие приметы весны заметил?
Ответы детей.
2. Основная часть.
Воспитатель: Все верно, ребята. А давайте поиграем в игру и вспомним весенние приметы, которые мы еще не назвали. Игра называется «Подскажи слово» (с мячом).
- Весной снег… (что делает) чернеет, тает, становится серым.
Воспитатель: Правильно подобрали глаголы. А теперь ответь полным предложением.
- Весной солнце… (что делает) греет, припекает, ласкает.
- Сосульки (что делают) тают на солнце.
- Почки на деревьях (что делают) набухают.
- Ручей (что делает) бежит, журчит, течёт.
- Весной лёд на реке (что делает) тает, ломается, плывёт.
- На лесных полянках появляются… (что) первые проталины, подснежники, молодая травка.
- Птицы весной (какие) звонкие, радостные, голосистые.
Воспитатель: Молодцы. Справились с этим заданием.
Воспитатель: А вот что о ранней весне в стихотворениях говорится.
Ф. Тютчева «Зима недаром злится.»
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало :
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Воспитатель: Понравилось стихотворение? О чем оно? Почему зима «Ведьма злая»? Хорошо, а теперь послушайте еще одно стихотворение.
Федор Тютчев «Весенние воды»
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.»
Задаю те же вопросы.
Евгений Баратынский «Весна! Весна! Как воздух чист!»
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.
Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!
Зачем так радует ее
И солнце и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?
Что нужды! счастлив, кто на нем
Забвенье мысли пьет,
Кого далёко от нее
Он, дивный, унесет!
Воспитатель: Какое стихотворение вам больше всего понравилось? (Перечитываю то стихотворение, которое понравилось большинству). Спрашиваю, о чем стихотворение, какие в нем признаки весны описывает автор, почему именно это стихотворение понравилось).
Воспитатель: Вспомните, кто написал это стихотворение и как оно называется.
Воспитатель: Ребята, как же все-таки красива и образна поэтическая речь, какая она звучная, складная. Уметь писать хорошие стихи - редкий дар. Хорошие стихи живут долго. И эти весенние стихи написаны очень давно.
Фзкультминутка. «Веснянка».
Солнышко, солнышко — золотое донышко (дети идут по кругу, взявшись за руки).
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей. (бегут по кругу на носочках, имитируя руками взмахи, как крыльями).
А сугробы тают, тают (приседают).
А цветочки подрастают (поднимаются, руки вверх).
Воспитатель: Хорошо, садитесь на места
Рассматривание картины Левитана «Большая вода».
Воспитатель: Ребята, посмотрите на изображение, что вы видите? (Ответы детей).
«Весна. Большая вода» — одна из немногочисленных картин Исаака Левитана, посвящённых весеннему пробуждению природы.
На картине изображён момент половодья, когда вода покрыла прибрежные области, затопив всё вокруг. Вода тиха и неподвижна, в ней отражаются обнажённые ветви деревьев и высокое небо с лёгкими облаками.
Колорит картины образуется из тонких оттенков голубого, жёлтого и зелёного. Преобладает голубая гамма, с которой сочетается желтизна берега и стволов деревьев.
Картина написана чистыми, светлыми красками, которые придают ей прозрачность и хрупкость, свойственные русской весенней природе.
Картина находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Воспитатель: Попробуйте составить описательный рассказ, то есть описать картину.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошие получились рассказы.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: О чем мы сегодня с вами говорили? Что нового узнали? Что было самым интересным? А что вызвало затруднения?
Воспитатель: Молодцы, ребята, мне понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо за занятие!