МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Рождественские колядки»

Анна Христинович
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Рождественские колядки»

Цель: приобщать детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству, развивать речь детей средствами фольклора.

Задачи:

1. Уточнить представления детей о таких жанрах фольклора, как закличка, загадка,скороговорка

2. Продолжать учить интонационно выразительно рассказывать потешку вместе с воспитателем.

3. Aктивизировать речь детей, побуждая к высказываниям, к построению сложных предложений.

4. Рассказать о праздниках, которые отмечают в период зимних святок;

Предварительная работа:

разучивание колядок, рассматривание иллюстрации

Публикация «Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему „Рождественские колядки“» размещена в разделах

ВОСПИТАТЕЛЬ:

В народном календаре зима – самое «богатое» праздниками время года. Недаром в народе говорят: «Зима на мороз, а мужик за праздники».

За Новым годом Рождество

Тихонечко идет

И снова возле елочки

Хор ребятни поет.

Давайте детки послушаем сказку

К О Л Я Д А

Жили-были в одной деревне старик со старухой. Старик был покладистый да послушный, а старуха жадная да сварливая. Запирала она все, что было в доме съестного, на замок. Сама ела досыта, а старика голодом морила – старухе-то всегда казалось, что припасы вот-вот закончатся.

Вот пришла зима, а вместе с ней и Рождество. Наступили Святки. Пришла в деревню сама Коляда. Вся мохната, голова – рогата, трясет длинной бородою, стучит посохом со звездою! Шла она по мосточку из темного лесочка, несла за спиной большущий мешок для колядок.

Пришла Коляда в деревню – и ну стучать во все окна:

- Отворяй ворота!

Пришла Коляда!

- Не подашь лепешку,

Вышибу окошки!

- Кто не даст пирога,

Сведу корову за рога!

А люди в деревне Коляду поджидали : напекли блинов да пирогов, наготовили кушаний разных, чтобы на весь будущий год жить в достатке и довольстве. В каком доме услышат хозяева: Коляда под окнами поет, – открывают ставни и бросают ей в мешок всякую всячину: баранки, блины, печенье, яйца, калачи с конфетами и даже колбасу. А Коляда мешок с угощением на спину взвалит, отблагодарит хозяев и дальше пойдет, к следующему двору, ей ведь нужно каждый двор обойти, никого не пропустить!

Вот, пришла Коляда к старухе со стариком на двор, стала в окно стучать да петь:

- Эй, хозяева!

Вставай с печи, подавай калачи!

Коляда под окном! Поделись пирогом!

Старик уж было взял со стола блинов да пирожков, понес к окошку, а старуха это увидала, да и браниться стала:

- С чего это я должна с Колядой какой-то делиться? А вот не дам ничего! У нее и без того много! Мне бы кто столько всего подал! А ты сам-то тоже, ишь какой! Сам не готовил, не трудился, а мое угощение в окно выбрасывать?

- Да разве так можно? – удивился старик – Коляду завсегда угощать надобно!

А старуха на старика разобиделась, а сама сделала вид, будто его послушалась:

- Ну хорошо – говорит,– так и быть. Открывай окно, а то Коляда там заждалась.

Открыл старик окно, а Коляда уж мешок подставила. Тут старуха старика прям в мешок-то и толкнула!

- Вот тебе Колядушка, знатный гостинец!

Обрадовалась Коляда и решила, что это ей целого барана или поросенка подали!

- Ай спасибо, хозяин с хозяюшкой,

Чтоб вам весь год пить сладкий мед!

Уродись рожь густа, коровушка дойна

Многая лета, счастья-здоровья!

Пошла Коляда дальше по дворам. Идет, а в мешке за спиной старика несет! Старик перепугался, сперва лежал смирно, а потом разохотился, стал потихоньку калачи да пироги уплетать – голодный ведь был. Вот так и съел все, что в мешке было. А Коляда снова под окошко мешок подставляет и знай себе голосит:

- Эй хозяева, не дадите сметану, я буянить стану!

- Открывай сундуки, доставай пятаки!

- Пятачка мало! Давай кусок сала!

И летят в мешок новые пряники, калачи да гостинцы разные. Ну и старик не зевает – за обе щеки их уплетает! За много лет первый раз старику такой праздник!

Вот, обошла Коляда все дома в деревне. Перешла мосток, ушла в темный лесок. Поставила мешок на полянке, стала развязывать, а оттуда старик вылез, да какой! Весь толстый, как мешок, того и гляди лопнет! Смотрит Коляда – в мешке-то пусто, ничего больше нет!

- Ах так? Так вот кого мне в мешок сунули? Ну, тогда я тебя и съем!

Кинулась Коляда вдогонку за стариком. А тот от нее наутек пустился. Добежал до деревни, забежал в свой дом, за печку спрятался и заслонкой прикрылся.

Старуха к тому времени только села за стол – поесть вдоволь! А тут сама Коляда пожаловала, злая, голодная, с пустым мешком! Снежками окно вышибла, дровами колодец завалила, дверь с петель сняла, ворота развалила, хлев коровий разворотила!

- Кто не стал угощать, тому счастья не видать!

- Кто не дал лепешку – вышибла окошко!

- Не угостили пирогами – завалила колодец дровами!

Не успела старуха опомниться, а Коляда уж с амбаров замки посбивала, с избы крышу посшибала, в амбаре стог сена разбросала и говорит:

- Старуха, подавай мне старика, я его наколядовала! Он теперь мой!

А та уж сама не рада, что так все вышло. Думала жадная старуха над стариком позабавиться, а Коляда-то не шутила! Стала старуха умолять ее простить, посулила ей все что в доме есть. Ну, Коляда согласилась. Взяла все, что старуха наготовила, да и еще немного прихватила.

Вот и вышло, что старик на Рождество поел-попировал за десятерых, а старуха встретила праздник не солоно хлебавши. С тех пор она больше не жадничает, а Коляде подает гостинцев больше всех в деревне. Вот так…

А теперь давайте встанем в хоровод и немножко поиграем:

Хоровод

Мы сейчас пойдем направо - раз, два, три.

А потом пойдем налево - раз, два, три.

И руками громко хлопнем - раз, два, три.

И ногами дружно топнем - раз, два, три.

А сейчас мы повернемся - раз, два, три.

И друг другу улыбнемся - раз, два, три.

Никогда не заскучаем - раз, два, три.

Хоровод начнем сначала - раз, два, три.

С 7 по 18 января люди гуляли, ходили в гости, поздравляли и угощали друг друга, веселились, потешали народ колядками. Это время называлось Святками. Святки соединялись с чествованием бога – Коляды. Коляда – это имя зимнего солнца. .

У славян праздник назывался Солнцеворотом, простые люди толпами ходили всю ночь и, подражая голосам животных, громко кричали.

У русского народа – молодежь и дети наряжались в вывороченные наизнанку тулупы. Прикрыв лица смешными и страшными масками козы, медведя, быка, барана, Бабы Яги или черта, ходили из дома в дом, останавливались под окнами и славили хозяев, желали им в песнях и прибаутках добра и благоденствия, многодетности и хорошего урожая.

Давайте вспомним песенки- колядки…

1. Добрый вечер, щедрый вечер,

Добрым людям на здоровье.

Что ты тётка, наварила,

Что ты тётка, напекла?

Неси скорей до окна.

Не щипай, не ломай,

А по целому давай.

2. Коляда-моляда

Зашла в новы ворота!

А за ней и мороз

Через тын перерос!

Принес он холод,

Так, что дед Архип

Стал молод!

Мороз не велик,

Да стоять не велит!

Не велит мороз стоять,

Нам пора колядовать.

Воспитатель:

Колядовщики носили с собой солнышко с зажженной в нём свечой. В старину, когда живой огонь был единственным источником тепла и света, хозяева, выходя встречать посланников Коляды, гасили свой огонь и зажигали новый от Колядина Огня.

Конечно же, колядовщиков угощали различными праздничными яствами и даже давали с собой. Одаривание, при колядовании не просто плата, а обряд, обеспечивающий удачу семье в наступившем году.

Ой, а мороз-то, какой нынче крепкий! Давайте погреемся.

Игровой массаж «Мороз»

Ой, мороз, мороз, мороз - похлопывание ладошками по предплечьям

Щиплет щеки, щиплет нос - движения по тексту

Щиплет уши, щиплет губы - движения по тексту

Забирается под шубы - поглаживание руками по бокам

Чтоб согреться – посмотри

Все как следует потри:

Щеки, носик, уши, губы - потирание пальчиками щек,носа, ушей, губ

Пар пошел уже от шубы - похлопывание себя ладошками по телу.

(слова - О. Новиковской)

Весь вечер колядовщики ходили по домам, пели колядки, их угощали и поздно вечером все шли в один дом, ставили стол в центре избы, высыпали на него угощение и садились в круг, как солнышко вокруг него. Этим обрядом снимали с еды все плохое, а потом приступали к трапезе. После застолья приходило время игр

Воспитатель:

Есть обычай на Руси

Хочешь бабушку спроси

В полночь выходил народ

Да из собственных ворот

В руках валенок держали

Через плечо его кидали

Где носом упадет

Там парочку себе найдет

Игра с валенком

(два человека бросают валенок – выбирают себе пару для пляски)

Воспитатель:

А еще примета есть - если звездочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. Загадали желание? Ловите! Только берегите звездочку, а иначе ничего не сбудется. (бросает детям звездочки- вырезанные из цветной бумаги

Воспитатель:

Вот и узнали мы что- то новое, немного позабытое старинное, но вечное. Из века в век будут передаваться нашим детям, внукам, старинные обрядовые праздники России – матушки.

Публикации по теме:

Занятие по речевому развитию «Колядки» во второй младшей группе Речевое развитие по теме "Колядки". Цель: создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности "колядование". Задачи:воспитывать.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему «Птицы» Цель: обучение составлению короткого описательного рассказа с помощью мнемотаблицы. Задачи. Обучающие: 1. Расширять, обобщать представления.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему «Овощи» Цель: Формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграции образовательных областей: познание, развитие речи. Задачи: - Развивать.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Осень» в младшей группе Цель: Развитие познаний об осени. Задачи: Образовательная: увеличить познания ребенка об осени, её ключевых приметах и свойствах. Развивающая:.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [з]» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Тема: Звуковая культура речи: звук з Цель: Закрепить звук с; умение отвечать.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Герои войны»Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Герои войны» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Герои войны». Цель. Формировать у детей знания о празднике 9 мая,.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Звуковая культура речи: звук [ц]» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Светлячок» Конспект занятия по развитию речи на тему «Звуковая.

Конспект занятия по развитию речи во второй ранней группе на тему «Деревья» Цель: Расширять знания детей о деревьях: особенности строения деревьев, их отличия друг от друга, свойства деревьев меняться в зависимости.

Сценарий развлечения «Рождественские колядки» в первой младшей группе Развлечение в младшей группе «Рождественские колядки» Цель. Организация культурного досуга детей. Приобщение детей к народным праздникам,.

Совместное с родителями развлечение во второй младшей группе «Рождественские колядки» Задачи: Знакомить детей с обычаями русского народа, познакомить с русскими народными играми. Создать хорошее настроение от совместного с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Рождественские колядки»
Опубликовано: 16 января 2019 в 20:28
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД