МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи «Зимушка-зима» в подготовительной группе

Оксана Мищенко
Конспект занятия по развитию речи «Зимушка-зима» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект по развитию речи «Зимушка-зима» в подготовительной группе

Задачи:

- активизировать словарь по теме "Зима";

-закрепить знания детей о зиме, зимних явлениях;

- учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы;

- учить подбирать слова антонимы и синонимы;

- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- развивать познавательный интерес детей;

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Зимушка-зима“ в подготовительной группе» размещена в разделах

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение;

- развивать общую и мелкую моторику рук;

- формировать умение работать и играть в коллективе.

Оборудование: Снежок (мячик, сюжетные и тематические картинки, отрывок из рассказа «Зима» Ушинский, ведерко со снегом;

Ход занятия

1. Орг. момент.

Дети стоят вокруг воспитателя. Воспитатель читает стихотворение:

Дел у меня немало — я белым одеялом Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня… (Зима)

- Ребята о чём эта загадка? (о зиме)

-А что вы знаете о зиме?

Чтобы каждый смог высказаться, давайте поиграем. Я вам буду бросать снежок, а вы мне будете называть признаки зимы. Постарайтесь назвать такой признак, о котором ваши товарищи еще не говорили.

-Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)

1. Беседа о признаках зимы.

(Холодно, морозно, дни короткие, ночи длинные, идет снег, все покрыто снегом, а река покрыта льдом, земля замерзшая, люди надевают теплую одежду, стало мало птиц, исчезли насекомые, растения спят, деревья стоят без листвы. Некоторые животные залегли в спячку, другие изменили окраску).

2. Чтение художественной литературы.

Воспитатель:- Зиму любили описывать в своих произведениях многие русские поэты и писатели: Пришвин, Ушинский, Пушкин, Сладков, Скребицкий. Зима — красивое время года.

Предлагаю вам присесть на стульчики и послушать отрывок из рассказа «Зима» писателя Константина Ушинского.

Зима (отрывок рассказа) Ушинский К.

Зимою солнышко хоть и светит, но мало греет. Оно не долго остается на небе. Зимние дни гораздо короче летних, а ночи длиннее. В России зимы продолжаются долго и бывают иногда очень холодны. Реки и озера замерзают так, что по льду можно ходить и ездить. Земля покрывается толстым слоем снега. Снег очень полезен, потому что под ним и в сильные морозы сохраняются невредимые семена трав, цветов и хлебов. Без снега семена могли бы вымерзнуть.

Лист еще в конце осени опадает с деревьев, и березовая или дубовая роща, тенистая летом, к зиме становится прозрачной. На голых сучьях вместо листьев развешиваются хлопья мягкого, белого снега. Одни только ели и сосны зелены и зимой. На них всю зиму остаются зеленые иголки, или хвои. Деревья с хвоями вместо листьев называются хвойными. Деревья, одетые листьями, –лиственными.

Зимой гораздо менее птиц в лесах и зверей на полях, а насекомые совсем исчезают. Иные из них погибают, оставляя яички, другие забираются глубоко в землю, как, например, муравьи. Некоторые насекомые засыпают на всю зиму и просыпаются только весной, когда земля оттает. Многие птицы улетают на зиму в теплые края, иногда за тысячи верст. Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи покидают нас еще с осени. Дикие гуси, утки, лебеди еще с осени тянутся по небу с севера на юг длинными вереницами. Они очень хорошо чувствуют, что чем южнее, тем теплее, и ищут таких стран, где не бывает зимы. Таких птиц называют перелетными. Галки, вороны, сороки, тетерева, рябчики зимуют с нами и потому называются зимующими. Остаются также и воробьи в своих теплых гнездах; но и те зимой прыгают не так весело, как летом.

Звери большей частью также скрываются на зиму в берлоги, норы и дупла деревьев. Иные засыпают на самое холодное время, как, например: еж, медведь, байбак, сурок. Но белка не засыпает, она приберегла себе с осени хороший запас орехов в дупле дерева и грызет их целую зиму. Животные, засыпающие на зиму, называются зимоспящими. Домашние животные – лошади, коровы и овцы – погибли бы зимой от голода и холода, если бы человек не выстроил для них теплых хлевов и конюшен и не приготовил сена и овса.

-Какое чувство вызвал у вас отрывок?

-Как писатель описывает красоту зимнего леса?

-Какие изменения происходят в лесу с наступлением зимы?

-Что происходит с животными, птицами и насекомыми зимой?

3. Д/и "Добавь слово"

Воспитатель: -В это время года мы часто говорим слово "снег".

- А давайте мы поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег)

С неба все скользят пушинки - серебристые. (снежинки)

На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)

Вот веселье для ребят - все сильнее. (снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)

Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой. (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег)

- Молодцы!А за что вы любите зиму? (Новогодние праздники, можно кататься на коньках, лыжах, санках, играть в снежки, просто валяться в снегу, строить снежную бабу).

А давайте попробуем с вами слепить снежок.

4. Физкультминутка «Зимушка-зима»

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)

Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по

воображаемому снегу)

Иней серебристый (вста м, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников

конькобежцев)

И на лке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»).

5. Опыт со снегом.

- Ребята, смотрите у меня в ведерке тоже есть снежок. Только с ним что-то произошло. Здесь почему- то появилась вода. (ответы детей — снег тает в тепле и превращается в воду.)

- А как можно использовать талую воду (Талой водой можно поливать комнатные растения, можно что-то помыть, протереть).

- Можно ли ее пить? Почему? (грязная).

- А давайте поставим ведерко на батарею, чтобы снег растаял до конца и после польем талой водой наши комнатные цветы.

6. «Скажи наоборот».

- летом дни жаркие, а зимой- холодные;

-летом день длинный, а зимой- короткий;

-весной лёд на реке тонкий, а зимой- толстый;

- летом -птицы поют песни, а зимой -улетели на юг;

- зимой- ветер холодный, а летом- теплый;

-одни сосульки длинные, а другие- короткие;

- снег- белый, а земля- черная;

- снег мягкий, а лёд- твердый.

7. Дыхательные упражнения: «Вьюга»

«Вьюга» И. п. : о. с. 1- вдох носом; 2- на выдохе произнести тихо: «У-у-у-у!» (вьюга начинается); 3- вдох носом; 4 – на выдохе произнести громко «У-у-у-у!»; 5 – вдох носом; 6 – на выдохе произнести тихо: «У-у-у-у!» (вьюга заканчивается). Повторить 2 раза.

8. Заключительный этап

Зима- веселое время для забав. Посмотрите на картины и скажите, что делают дети (лепят снеговика, катаются на лыжах, коньках, санках, играют в снежки).

Правильно. Коньки, санки, лыжи, да и просто игра в снежки – эти развлечения любят все. Но оказывается, обычную прогулку или катание с горы можно сделать еще веселее. Главное – выбрать забаву поинтереснее.

Приходит в шубке белой

Красавица-зима,

Ступает королевой,

На шапке — бахрома.

Снежинками украшен

Сверкающий наряд,

Платком она помашет -

Снежинки полетят.

Так щедро посыпает

Поля, сады кругом.

Природа засыпает

Под мягким серебром.

Метелица резвится,

Морозы не страшны.

Деревьям сладко спится

До солнечной весны. (Е. Шаламонова)

-Вот подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось?

-Ребята, вы хорошо поработали на занятии.

Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию речи «Зимушка-зима» в старшей группеИтоговое занятие по развитию речи «Зимушка-зима» в старшей группе Образовательные области: Речевое, познавательное, социально – коммуникативное и физическое развитие Цель: Развитие связной речи у детей,.

Конспект непрерывно образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Зимушка — зима» Конспект непрерывно образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи по теме: "Зимушка – зима».Цель[/b]:– обобщить и систематизировать.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима» Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь.

Конспект ООД «Зима» по развитию речи в подготовительной к школе группе Цель: создать условия для развития связной речи детей Задачи: ОО «Речевое развитие» - активизировать словарь детей по теме: «Зима»; - способствовать.

Конспект открытого занятия НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зима. Зимние забавы» Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме «Зима. Зимние забавы» Задачи: Образовательные: – учить детей согласовывать имена существительные.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе 5–6 лет «Зимушка-зима» с презентациейКонспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе 5–6 лет «Зимушка-зима» с презентацией Форма работы с детьми: игра – путешествие «Зимушка – зима». Образовательные области: • Речевое развитие; • Познавательное развитие; • Социально.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Зимушка-зима»Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Зимушка-зима» Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в нетрадиционной технике рисования в средней группе «Зимушка - зима» Елена Владимировна.

Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы «Зимушка-зима»Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы «Зимушка-зима» Цель занятия: формирование предложения у детей среднего дошкольного возраста о зимнем времени года. уточнить, обобщить и закрепить знания.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Зима — волшебница» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Зима - волшебница». Цель: Формирование навыков связной.

Конспект занятия по развитию речи «Зимушка-зима»Конспект занятия по развитию речи «Зимушка-зима» Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о смене времен года, их характерных признаках. Уточнение и расширение словаря.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Зимушка-зима» в подготовительной группе
Опубликовано: 28 декабря 2021 в 17:40
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи «Зимушка-зима» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Мищенко (УИ 1748405) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД