Получи документы

Конспект занятия по развитию связной монологической речи на тему «Небылицы»

Починская Евгения
Конспект занятия по развитию связной монологической речи на тему «Небылицы»

Конспект занятия по развитию связной монологической речи на тему

Цель: расширение представлений о сказках и способах их создания (во всех сказках есть небылицы).

Задачи:

1. Познакомить детей с русской народной сказкой «По щучьему веленью».

2. Познакомить детей с произведением К. Чуковского «Путаница».

3. Продолжать учить детей определять вид сказки (волшебные, о животных, бытовые).

4. Развитие умений различать реальность и фантазийный вымысел (небылицы).

Публикация «Конспект занятия по развитию связной монологической речи на тему „Небылицы“» размещена в разделах

5. Учить находить «небылицы» в известных детям сказках и объяснять, почему так не бывает.

6. Развивать связную речь : упражнять в построении развёрнутых, полных ответов на вопросы.

Оборудование: магнитофон; диск со сказкой «По щучьему веленью»; сюжетные картинки к сказке «По щучьему веленью»; книга с иллюстрациями Корнея Чуковского «Путаница».

Примечание: в процессе беседы с детьми педагог обязательно обращает внимание детей на то, что их ответы должны быть развёрнутыми, полными.

Ход занятия

I. Организационный момент

Педагог: «На прошлых занятиях мы с вами беседовали о разных сказках. Какие виды сказок вы знаете? (Ответы детей). Правильно, есть сказки волшебные, о животных, сказки о народе (бытовые). Конечно, ребята, сказок - великое множество, но все они интересны, сказка учит человека быть добрым, отзывчивым, честным. Я бы хотела прочитать стихотворение, которое называется «В мире много сказок», написанное поэтом Юрием Сергеевичем Энтиным, послушайте его».

(Можно вкратце рассказать детям о том, что Энтин – это известный поэт, который сочиняет стихи для кинофильмов и мультфильмов. Он автор слов в песне из мультфильма «Бременские музыканты», песенники «Черепахи Тортиллы», песни «Бу-ра-ти-но!» и многих-многих других стихов к песням из мультфильмов).

В мире много сказок

(Ю. С. Энтин)

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Лампа Аладдина,

В сказку нас веди.

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух.

Каждый нам в дороге -

Настоящий друг.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

Педагог: «Скажите, чтобы было, если бы не было сказок?» (дети должны рассуждать о том, что такое сказка, чем она ;педагог помогает им в этом).

II. Основная часть

Педагог: «Но сегодня я хочу вас познакомить с небылицами. Может быть, кто-то из вас знает, что такое небылицы. Быть может, случалось вам слышать небылицы(Ответы детей).

Педагог: «Небылицы» – это выдумка, то чего не бывает в жизни. Небылицы часто встречаются в сказках».

Педагог просит нескольких детей высказать своё мнение о том, что значит слово «небылицы», опираясь на объяснение педагога.

Педагог: «Давайте вспомним, в каких сказках встречаются небылицы».

Педагог показывает детям иллюстрации из сказок и просит детей подумать, что в этих сказках можно назвать «небылицей».

Примерные ответы детей:

- «Небылицы есть в сказке «Красная шапочка» - она не могла выйти живой из брюха волка».

- «Небылицы есть в сказке «Гуси лебеди» - гуси не могли унести Иванушку на крыльях, яблоня не могла разговаривать человеческим голосом».

- «В сказке «О рыбаке и рыбке»тоже встречаются небылицы - рыбка не умеет делать чудеса, рыбы не умеют разговаривать».

- «Небылицы можно встретить в сказке «Колобок» - тесто никогда не может быть живым и разговаривать».

- «В сказке «Кот в сапогах» есть такие небылицы - коты не ходят в сапогах и не разговаривают».

Сюрпризный момент: ребятам поставить на магнитофоне сказку «По щучьему велению» и в ней найти небылицу.

- Емеля ездил на печи,

- щуки не бывают волшебными и не исполняют желания.

- ведра не умеют сами ходить,

- топор сам не умеет колоть дрова,

- сами сани не умеют ездить.

Подвижная игра «Ты мне веришь или нет?»

Педагог: «Предлагаю поиграть в интересную игру, которая называется «Ты мне веришь или нет?». Я произношу фразу. Если это правда, вы прыгаете, а если нет – приседаете».

Примеры:

• У людей три глаза.

• Вода мокрая.

• Все птицы летают (к нелетающим птицам относятся страусы, пингвины).

• Зимой постоянно идёт снег.

• Почтальон лечит людей.

• Чай всегда горячий.

• Осенью иногда идёт дождь.

• Некоторые мальчики носят юбки (в Шотландии частью мужского национального костюма является юбка – кильт).

• Конфета солёная.

• Кошка летит по небу.

Чтения стихотворения Корнея Чуковского «Путаница»

Педагог, демонстрируя книгу К. Чуковского, говорит: «Я хочу вас познакомить с одним произведением – стихотворением «Путаница», его написал Корней Иванович Чуковский (педагог помещает портрет писателя на доску).

Педагог: «Вы должны «навострить» ушки и слушать стихотворение внимательно. Вы должны найти все небылицы, нелепицы в тексте».

«ПУТАНИЦА» Корней Иванович Чуковский

Замяукали котята:

"Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!"

А за ними и утята:

"Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!"

Свинки замяукали:

Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали:

Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:

Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:

Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

Му-у-у!

Прибежал медведь

И давай реветь:

Ку-ка-ре-ку!

Педагог останавливается: «Какие нелепицы вы услышали?» (дети вспоминают и объясняют, почему так не бывает).

Только заинька

Был паинька:

Не мяукал

И не хрюкал -

Под капустою лежал,

По-заячьи лопотал

И зверюшек неразумных

Уговаривал:

"Кому велено чирикать -

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать -

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!"

Но весёлые зверята -

Поросята, медвежата -

Пуще прежнего шалят,

Зайца слушать не хотят.

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили.

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Педагог останавливается: «Какие небылицы вы услышали (дети называют нелепицы и объясняют, почему так не бывает).

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

"Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!"

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами.

Прибегали два курчонка,

Поливали из бочонка.

Приплывали два ерша,

Поливали из ковша.

Прибегали лягушата,

Поливали из ушата.

Тушат, тушат - не потушат,

Заливают - не зальют.

Снова педагог останавливается: «Какие небылицы вы услышали (дети вспоминают и объясняют, почему так не бывает).

Тут бабочка прилетала,

Крылышками помахала,

Стало море потухать -

И потухло.

Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,

Ушками захлопали,

Ножками затопали.

Гуси начали опять

По-гусиному кричать:

Га-га-га!

Кошки замурлыкали:

Мур-мур-мур!

Птицы зачирикали:

Чик-чирик!

Лошади заржали:

И-и-и!

Мухи зажужжали:

Ж-ж-ж!

Лягушата квакают:

Ква-ква-ква!

А утята крякают:

Кря-кря-кря!

Поросята хрюкают:

Хрю-хрю-хрю!

Мурочку баюкают

Милую мою:

Баюшки-баю!

Баюшки-баю!

Педагог: «Вот какие небылицы придумал Корней Чуковский. Кто из вас вспомнит, что необычного было в этом стихотворении?».

Дети перечисляют :

Свинки не умеют мяукать, они хрюкают; кошечки не хрюкают, они мяукают; утки крякают, а не квакают; курицы – не умеют крякать, как утки; а воробей не может мычать, как корова, он чирикает; медведь рычит, ревёт, он никогда не кукурекает. Рыбы не могут гулять по суше – они плавают в воде; мыши кошку изловили, в мышеловку посадили – мыши никогда не смогли бы поймать кошку и тем более посадить её в мышеловку и так далее.

III. Итог занятия

Педагог: «Вам понравилось сегодняшнее путешествие в «Страну сказок»?

- О чём мы сегодня говорили, что нового и интересного вы узнали? (индивидуальные ответы детей).

- Что значит слово «небылицы»? (индивидуальные ответы детей).

- Какую сказку мы прослушали на магнитофоне?

- О каких сказках мы говорили сегодня на занятии? (индивидуальные ответы детей).

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи «Небылицы» Тема урока: «Небылицы» Цель: Учить устанавливать простые закономерности, замечать нелогичность высказываний, умение находить в тексте небылицы,.

Организация непосредственно-образовательной деятельности для детей второй младшей группы по сказке «Снегурушка и Лиса» Тема:"Снегурушка и Лиса".Цель: Познакомить с русской народной сказкой, с образом лисы, отличным от образа лисиц из других сказок. Основные.

Автор публикации:
Конспект занятия по развитию связной монологической речи на тему «Небылицы»
Опубликовано: 30 января 2014 в 18:10
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД