Починская Евгения
Конспект занятия по развитию связной монологической речи на тему «Небылицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию связной монологической речи на тему
Цель: расширение представлений о сказках и способах их создания (во всех сказках есть небылицы).
Задачи:
1. Познакомить детей с русской народной сказкой «По щучьему веленью».
2. Познакомить детей с произведением К. Чуковского «Путаница».
3. Продолжать учить детей определять вид сказки (волшебные, о животных, бытовые).
4. Развитие умений различать реальность и фантазийный вымысел (небылицы).
Публикация «Конспект занятия по развитию связной монологической речи на тему „Небылицы“» размещена в разделах
5. Учить находить «небылицы» в известных детям сказках и объяснять, почему так не бывает.
6. Развивать связную речь : упражнять в построении развёрнутых, полных ответов на вопросы.
Оборудование: магнитофон; диск со сказкой «По щучьему веленью»; сюжетные картинки к сказке «По щучьему веленью»; книга с иллюстрациями Корнея Чуковского «Путаница».
Примечание: в процессе беседы с детьми педагог обязательно обращает внимание детей на то, что их ответы должны быть развёрнутыми, полными.
Ход занятия
I. Организационный момент
Педагог: «На прошлых занятиях мы с вами беседовали о разных сказках. Какие виды сказок вы знаете? (Ответы детей). Правильно, есть сказки волшебные, о животных, сказки о народе (бытовые). Конечно, ребята, сказок - великое множество, но все они интересны, сказка учит человека быть добрым, отзывчивым, честным. Я бы хотела прочитать стихотворение, которое называется «В мире много сказок», написанное поэтом Юрием Сергеевичем Энтиным, послушайте его».
(Можно вкратце рассказать детям о том, что Энтин – это известный поэт, который сочиняет стихи для кинофильмов и мультфильмов. Он автор слов в песне из мультфильма «Бременские музыканты», песенники «Черепахи Тортиллы», песни «Бу-ра-ти-но!» и многих-многих других стихов к песням из мультфильмов).
В мире много сказок
(Ю. С. Энтин)
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди.
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух.
Каждый нам в дороге -
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
Педагог: «Скажите, чтобы было, если бы не было сказок?» (дети должны рассуждать о том, что такое сказка, чем она ;педагог помогает им в этом).
II. Основная часть
Педагог: «Но сегодня я хочу вас познакомить с небылицами. Может быть, кто-то из вас знает, что такое небылицы. Быть может, случалось вам слышать небылицы?» (Ответы детей).
Педагог: «Небылицы» – это выдумка, то чего не бывает в жизни. Небылицы часто встречаются в сказках».
Педагог просит нескольких детей высказать своё мнение о том, что значит слово «небылицы», опираясь на объяснение педагога.
Педагог: «Давайте вспомним, в каких сказках встречаются небылицы».
Педагог показывает детям иллюстрации из сказок и просит детей подумать, что в этих сказках можно назвать «небылицей».
Примерные ответы детей:
- «Небылицы есть в сказке «Красная шапочка» - она не могла выйти живой из брюха волка».
- «Небылицы есть в сказке «Гуси лебеди» - гуси не могли унести Иванушку на крыльях, яблоня не могла разговаривать человеческим голосом».
- «В сказке «О рыбаке и рыбке»тоже встречаются небылицы - рыбка не умеет делать чудеса, рыбы не умеют разговаривать».
- «Небылицы можно встретить в сказке «Колобок» - тесто никогда не может быть живым и разговаривать».
- «В сказке «Кот в сапогах» есть такие небылицы - коты не ходят в сапогах и не разговаривают».
Сюрпризный момент: ребятам поставить на магнитофоне сказку «По щучьему велению» и в ней найти небылицу.
- Емеля ездил на печи,
- щуки не бывают волшебными и не исполняют желания.
- ведра не умеют сами ходить,
- топор сам не умеет колоть дрова,
- сами сани не умеют ездить.
Подвижная игра «Ты мне веришь или нет?»
Педагог: «Предлагаю поиграть в интересную игру, которая называется «Ты мне веришь или нет?». Я произношу фразу. Если это правда, вы прыгаете, а если нет – приседаете».
Примеры:
• У людей три глаза.
• Вода мокрая.
• Все птицы летают (к нелетающим птицам относятся страусы, пингвины).
• Зимой постоянно идёт снег.
• Почтальон лечит людей.
• Чай всегда горячий.
• Осенью иногда идёт дождь.
• Некоторые мальчики носят юбки (в Шотландии частью мужского национального костюма является юбка – кильт).
• Конфета солёная.
• Кошка летит по небу.
Чтения стихотворения Корнея Чуковского «Путаница»
Педагог, демонстрируя книгу К. Чуковского, говорит: «Я хочу вас познакомить с одним произведением – стихотворением «Путаница», его написал Корней Иванович Чуковский (педагог помещает портрет писателя на доску).
Педагог: «Вы должны «навострить» ушки и слушать стихотворение внимательно. Вы должны найти все небылицы, нелепицы в тексте».
«ПУТАНИЦА» Корней Иванович Чуковский
Замяукали котята:
"Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!"
А за ними и утята:
"Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!"
Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!
Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му-у-у!
Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!
Педагог останавливается: «Какие нелепицы вы услышали?» (дети вспоминают и объясняют, почему так не бывает).
Только заинька
Был паинька:
Не мяукал
И не хрюкал -
Под капустою лежал,
По-заячьи лопотал
И зверюшек неразумных
Уговаривал:
"Кому велено чирикать -
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать -
Не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!"
Но весёлые зверята -
Поросята, медвежата -
Пуще прежнего шалят,
Зайца слушать не хотят.
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили.
А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Педагог останавливается: «Какие небылицы вы услышали?» (дети называют нелепицы и объясняют, почему так не бывает).
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
"Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!"
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами.
Прибегали два курчонка,
Поливали из бочонка.
Приплывали два ерша,
Поливали из ковша.
Прибегали лягушата,
Поливали из ушата.
Тушат, тушат - не потушат,
Заливают - не зальют.
Снова педагог останавливается: «Какие небылицы вы услышали?» (дети вспоминают и объясняют, почему так не бывает).
Тут бабочка прилетала,
Крылышками помахала,
Стало море потухать -
И потухло.
Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали,
Ножками затопали.
Гуси начали опять
По-гусиному кричать:
Га-га-га!
Кошки замурлыкали:
Мур-мур-мур!
Птицы зачирикали:
Чик-чирик!
Лошади заржали:
И-и-и!
Мухи зажужжали:
Ж-ж-ж!
Лягушата квакают:
Ква-ква-ква!
А утята крякают:
Кря-кря-кря!
Поросята хрюкают:
Хрю-хрю-хрю!
Мурочку баюкают
Милую мою:
Баюшки-баю!
Баюшки-баю!
Педагог: «Вот какие небылицы придумал Корней Чуковский. Кто из вас вспомнит, что необычного было в этом стихотворении?».
Дети перечисляют :
Свинки не умеют мяукать, они хрюкают; кошечки не хрюкают, они мяукают; утки крякают, а не квакают; курицы – не умеют крякать, как утки; а воробей не может мычать, как корова, он чирикает; медведь рычит, ревёт, он никогда не кукурекает. Рыбы не могут гулять по суше – они плавают в воде; мыши кошку изловили, в мышеловку посадили – мыши никогда не смогли бы поймать кошку и тем более посадить её в мышеловку и так далее.
III. Итог занятия
Педагог: «Вам понравилось сегодняшнее путешествие в «Страну сказок»?
- О чём мы сегодня говорили, что нового и интересного вы узнали? (индивидуальные ответы детей).
- Что значит слово «небылицы»? (индивидуальные ответы детей).
- Какую сказку мы прослушали на магнитофоне?
- О каких сказках мы говорили сегодня на занятии? (индивидуальные ответы детей).