МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию связной монологической речи на тему «Небылицы»

Починская Евгения
Конспект занятия по развитию связной монологической речи на тему «Небылицы»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по развитию связной монологической речи на тему

Цель: расширение представлений о сказках и способах их создания (во всех сказках есть небылицы).

Задачи:

1. Познакомить детей с русской народной сказкой «По щучьему веленью».

2. Познакомить детей с произведением К. Чуковского «Путаница».

3. Продолжать учить детей определять вид сказки (волшебные, о животных, бытовые).

4. Развитие умений различать реальность и фантазийный вымысел (небылицы).

Публикация «Конспект занятия по развитию связной монологической речи на тему „Небылицы“» размещена в разделах

5. Учить находить «небылицы» в известных детям сказках и объяснять, почему так не бывает.

6. Развивать связную речь : упражнять в построении развёрнутых, полных ответов на вопросы.

Оборудование: магнитофон; диск со сказкой «По щучьему веленью»; сюжетные картинки к сказке «По щучьему веленью»; книга с иллюстрациями Корнея Чуковского «Путаница».

Примечание: в процессе беседы с детьми педагог обязательно обращает внимание детей на то, что их ответы должны быть развёрнутыми, полными.

Ход занятия

I. Организационный момент

Педагог: «На прошлых занятиях мы с вами беседовали о разных сказках. Какие виды сказок вы знаете? (Ответы детей). Правильно, есть сказки волшебные, о животных, сказки о народе (бытовые). Конечно, ребята, сказок - великое множество, но все они интересны, сказка учит человека быть добрым, отзывчивым, честным. Я бы хотела прочитать стихотворение, которое называется «В мире много сказок», написанное поэтом Юрием Сергеевичем Энтиным, послушайте его».

(Можно вкратце рассказать детям о том, что Энтин – это известный поэт, который сочиняет стихи для кинофильмов и мультфильмов. Он автор слов в песне из мультфильма «Бременские музыканты», песенники «Черепахи Тортиллы», песни «Бу-ра-ти-но!» и многих-многих других стихов к песням из мультфильмов).

В мире много сказок

(Ю. С. Энтин)

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Лампа Аладдина,

В сказку нас веди.

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух.

Каждый нам в дороге -

Настоящий друг.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

Педагог: «Скажите, чтобы было, если бы не было сказок?» (дети должны рассуждать о том, что такое сказка, чем она ;педагог помогает им в этом).

II. Основная часть

Педагог: «Но сегодня я хочу вас познакомить с небылицами. Может быть, кто-то из вас знает, что такое небылицы. Быть может, случалось вам слышать небылицы(Ответы детей).

Педагог: «Небылицы» – это выдумка, то чего не бывает в жизни. Небылицы часто встречаются в сказках».

Педагог просит нескольких детей высказать своё мнение о том, что значит слово «небылицы», опираясь на объяснение педагога.

Педагог: «Давайте вспомним, в каких сказках встречаются небылицы».

Педагог показывает детям иллюстрации из сказок и просит детей подумать, что в этих сказках можно назвать «небылицей».

Примерные ответы детей:

- «Небылицы есть в сказке «Красная шапочка» - она не могла выйти живой из брюха волка».

- «Небылицы есть в сказке «Гуси лебеди» - гуси не могли унести Иванушку на крыльях, яблоня не могла разговаривать человеческим голосом».

- «В сказке «О рыбаке и рыбке»тоже встречаются небылицы - рыбка не умеет делать чудеса, рыбы не умеют разговаривать».

- «Небылицы можно встретить в сказке «Колобок» - тесто никогда не может быть живым и разговаривать».

- «В сказке «Кот в сапогах» есть такие небылицы - коты не ходят в сапогах и не разговаривают».

Сюрпризный момент: ребятам поставить на магнитофоне сказку «По щучьему велению» и в ней найти небылицу.

- Емеля ездил на печи,

- щуки не бывают волшебными и не исполняют желания.

- ведра не умеют сами ходить,

- топор сам не умеет колоть дрова,

- сами сани не умеют ездить.

Подвижная игра «Ты мне веришь или нет?»

Педагог: «Предлагаю поиграть в интересную игру, которая называется «Ты мне веришь или нет?». Я произношу фразу. Если это правда, вы прыгаете, а если нет – приседаете».

Примеры:

• У людей три глаза.

• Вода мокрая.

• Все птицы летают (к нелетающим птицам относятся страусы, пингвины).

• Зимой постоянно идёт снег.

• Почтальон лечит людей.

• Чай всегда горячий.

• Осенью иногда идёт дождь.

• Некоторые мальчики носят юбки (в Шотландии частью мужского национального костюма является юбка – кильт).

• Конфета солёная.

• Кошка летит по небу.

Чтения стихотворения Корнея Чуковского «Путаница»

Педагог, демонстрируя книгу К. Чуковского, говорит: «Я хочу вас познакомить с одним произведением – стихотворением «Путаница», его написал Корней Иванович Чуковский (педагог помещает портрет писателя на доску).

Педагог: «Вы должны «навострить» ушки и слушать стихотворение внимательно. Вы должны найти все небылицы, нелепицы в тексте».

«ПУТАНИЦА» Корней Иванович Чуковский

Замяукали котята:

"Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!"

А за ними и утята:

"Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!"

Свинки замяукали:

Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали:

Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:

Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:

Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

Му-у-у!

Прибежал медведь

И давай реветь:

Ку-ка-ре-ку!

Педагог останавливается: «Какие нелепицы вы услышали?» (дети вспоминают и объясняют, почему так не бывает).

Только заинька

Был паинька:

Не мяукал

И не хрюкал -

Под капустою лежал,

По-заячьи лопотал

И зверюшек неразумных

Уговаривал:

"Кому велено чирикать -

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать -

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!"

Но весёлые зверята -

Поросята, медвежата -

Пуще прежнего шалят,

Зайца слушать не хотят.

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили.

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Педагог останавливается: «Какие небылицы вы услышали (дети называют нелепицы и объясняют, почему так не бывает).

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

"Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!"

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами.

Прибегали два курчонка,

Поливали из бочонка.

Приплывали два ерша,

Поливали из ковша.

Прибегали лягушата,

Поливали из ушата.

Тушат, тушат - не потушат,

Заливают - не зальют.

Снова педагог останавливается: «Какие небылицы вы услышали (дети вспоминают и объясняют, почему так не бывает).

Тут бабочка прилетала,

Крылышками помахала,

Стало море потухать -

И потухло.

Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,

Ушками захлопали,

Ножками затопали.

Гуси начали опять

По-гусиному кричать:

Га-га-га!

Кошки замурлыкали:

Мур-мур-мур!

Птицы зачирикали:

Чик-чирик!

Лошади заржали:

И-и-и!

Мухи зажужжали:

Ж-ж-ж!

Лягушата квакают:

Ква-ква-ква!

А утята крякают:

Кря-кря-кря!

Поросята хрюкают:

Хрю-хрю-хрю!

Мурочку баюкают

Милую мою:

Баюшки-баю!

Баюшки-баю!

Педагог: «Вот какие небылицы придумал Корней Чуковский. Кто из вас вспомнит, что необычного было в этом стихотворении?».

Дети перечисляют :

Свинки не умеют мяукать, они хрюкают; кошечки не хрюкают, они мяукают; утки крякают, а не квакают; курицы – не умеют крякать, как утки; а воробей не может мычать, как корова, он чирикает; медведь рычит, ревёт, он никогда не кукурекает. Рыбы не могут гулять по суше – они плавают в воде; мыши кошку изловили, в мышеловку посадили – мыши никогда не смогли бы поймать кошку и тем более посадить её в мышеловку и так далее.

III. Итог занятия

Педагог: «Вам понравилось сегодняшнее путешествие в «Страну сказок»?

- О чём мы сегодня говорили, что нового и интересного вы узнали? (индивидуальные ответы детей).

- Что значит слово «небылицы»? (индивидуальные ответы детей).

- Какую сказку мы прослушали на магнитофоне?

- О каких сказках мы говорили сегодня на занятии? (индивидуальные ответы детей).

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи «Небылицы» Тема урока: «Небылицы» Цель: Учить устанавливать простые закономерности, замечать нелогичность высказываний, умение находить в тексте небылицы,.

Организация непосредственно-образовательной деятельности для детей второй младшей группы по сказке «Снегурушка и Лиса» Тема:"Снегурушка и Лиса".Цель: Познакомить с русской народной сказкой, с образом лисы, отличным от образа лисиц из других сказок. Основные.

Автор публикации:
Конспект занятия по развитию связной монологической речи на тему «Небылицы»
Опубликовано: 30 января 2014 в 18:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию связной монологической речи на тему «Небылицы»» (включая файлы) размещена пользователем Починская Евгения (УИ 185980) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД