Конспект занятия «Обучение составлению рассказа-описания с опорой на картинку» по развитию связной речи у учащихся 2 класса

ТАТЬЯНА СПЕСИВЦЕВА
Конспект занятия «Обучение составлению рассказа-описания с опорой на картинку» по развитию связной речи у учащихся 2 класса

Тема: «Обучение составлению рассказа-описания с опорой на картинку»

Лексическая тема: Зима

Цель – научить детей составлять рассказ-описание с опорой на картинку.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

Развивать связную монологическую речь;

• Способствовать актуализации и обогащению словаря по лексической теме «Времена года: зима»;

• Формировать грамматический строй речи в предложении;

• Научить образовывать относительные прилагательные.

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематические процессы;

• Формировать временные категории;

Развивать навык подбора однокоренных слов (слов-родственников);

Развивать навык словоизменения;

Развивать грамматический строй речи;

Развивать слуховое восприятие;

Развивать умение объективно оценивать свою работу и работу товарищей;

Развивать высшие психические функции: восприятие, память, внимание, мышление;

Развивать коммуникативные навыки.

Коррекционно-воспитывающие:

• Воспитывать чувство товарищества;

• Воспитывать чувство взаимопомощи;

• Воспитывать умение работать в группе;

• Воспитывать навык самоконтроля.

Оборудование: технические средства – компьютер, колонки, наглядные средства – рабочие тетради, мячик, цветные карандаши и фломастеры, предметные картинки, звуковые фишки, фланелеграф.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте! Ребята, я приготовила для вас стихотворение, но некоторые слова зашифровались в картинки. Поможете мне восстановить стихотворение?

(На доске написано стихотворение с пропущенными словами, вместо пропущенных слов - картинка)

Все стало белым и нарядным,

Лежит повсюду белый снег,

И под окном сугроб громадный,

И лед хрустальный вместо рек.

Достанем варежки и шубки,

Лопатку, то что велика,

Пойдем во двор на целый вечер,

Чтобы лепить снеговика!

(Совместное чтение восстановленного стихотворения)

- О чем стихотворение? (о зиме)

- Какие слова помогли вам определить, что это зима?

- Назовите зимние месяцы.

-Какой сейчас месяц?

II. Основная часть

1. Работа над звуковым анализом слова

- Ребята, зима одела всех в белоснежные наряды – деревья, дома. Давайте и мы «оденем слово «Зима» в звуковой наряд».

- Откройте свои тетради, запишите слово «Зима». Выполним звукобуквенный анализ.

[З’ И М А] – 4 буквы, 4 звука

[З’] – согласный, мягкий, парный (по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости).

[И] – гласный, безударный.

[М] – согласный, твёрдый, парный (по твёрдости-мягкости, непарный (по звонкости-глухости).

[А] – гласный, ударный.

- Сколько в этом слове букв, звуков? Сколько гласных? Сколько согласных? Сколько мягких согласных, твёрдых?

- Молодцы! Ребята, за правильное выполнение заданий и активную работу вы получаете снежинки!

2. Подбор однокоренных слов

- Ребята, вы знаете, что такое однокоренные слова? Однокоренные слова – это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.

- Выделим корень слова «зима».

- Сейчас мы поиграем в игру «Снежок», передавая «снежок»(мяч) друг другу каждый из вас называет однокоренное слово к слову – «зима».

Зимушка, зимний,зимовать, зимовье, зимник (путь через замерзшие реки, озимые.

- Молодцы! Вы получаете снежинки.

3. Определение временных признаков

- Ребята, у вас на столах лежат конверты. Откройте их. Что изображено на картинках? (Деревья, осадки, животные, одежда, развлечения). Чем они отличаются? (На одной картине осенний сюжет, на другой зимний)

- Как вы определили, что на картине изображена зима?

- Правильно, ребята! (Снежинки)

4. Словоизменение

- Ребята, давайте дадим определение вашим картинкам при помощи слова «зимний».

Рябина – это зимняя ягода.

Снег – это зимние осадки.

Санки – это зимнее развлечение.

Шуба – это зимняяодежда.

Снегирь – это зимняя птица.

- Молодцы!

- Ребята, если всем этим предметам можно дать определение со словом «зимний», значит это что? (Признаки зимы)

- Правильно! (вручение снежинок).

5. Физминутка

- Молодцы! Ребята, кто самый добрый Новогодний волшебник?

- Конечно, это Дед Мороз!

- Дед Мороз пришел к нам в гости и хочет с вами потанцевать. Выходите в центр класса. (видео-ролик)

6. Работа по картине «Зима»

- Ребята, посмотрите на картину. Какое время года на ней изображено?

- По каким признакам вы догадались, что это зима?

- Молодцы!

7. Составление предложений на заданную тему

(Логопед раздает разрезанные картинки для фленелеграфа по картине «Зима»)

- Ребята, какие предложения вы можете составить по вашим картинкам?

- Запишите свои предложения в тетради!

- Молодцы! Запоминайте предложения друг друга!

(Вручение снежинок)

8. Составление плана рассказа по картинкам-признакам

- Ребята, ваши предложения получились полными, интересными. Давайте оживим картину и составим красивый рассказ.

А помогут нам в этом наши картинки-признаки (дети совместно с логопедом выставляют картинки на доске по порядку, составляют план рассказа)

1. Осадки (снег)

2. Деревья (усыпаны снегом)

3. Птицы, животные (Заяц поменял шубку, медведь спит в берлоге, прилетели снегири).

4. Одежда (дети оделись в тёплую зимнюю одежду)

5. Развлечения (коньки, санки, лыжи, лепка снеговика)

- Этот план непременно поможет вам! Молодцы!

9. Составление текста с опорой на предметные картинки. Работа с фланелеграфом

- Ребята, настал самый важный момент. У нас должен получиться коллективный рассказ по картине «Зима». А поможет нам в этом фланелеграф.

(Дети по цепочке повторяют свои предложения и выставляют картинки на фланелеграф).

- Как мы назовем рассказ?

- Внимательно посмотрите, мы разместили все картинки на фланелеграфе? Теперь посмотрите, что у нас получилось?

- Верно, благодаря вашим картинкам у нас получилась целая картина.

- А ваш рассказ помог оживить эту картину.

III. Итог

- Каждый из вас описал картину и составлял рассказ.

- Спасибо, ребята! Вы дружно и сплоченно работали. Благодаря этому у нас получился такой интересный рассказ, наша картина ожила, а вы были настоящими аниматорами.

- Что вам понравилось на занятии?

- Что показалось самым трудным?

- До свидания!

Публикации по теме:

Консультация «Обучение составлению рассказа по картине с помощью мнемотехники» Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного.

Конспект НОД по развитию речи на тему «Составление рассказа о весне с опорой на графические схемы» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: совершенствовать умение детей составлять рассказ с опорой на графические схемы. Обучающие.

Конспект НОД по развитию речи в форме составления рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда» Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда» Группа: средняя Задачи: - связная речь:.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Фрукты и ягоды
  • Домашние питомцы
Автор публикации:
Конспект занятия «Обучение составлению рассказа-описания с опорой на картинку» по развитию связной речи у учащихся 2 класса
Опубликовано: 10 сентября 2019 в 19:17
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День «Неопалимой купины»

«Неопалимая купина» – такое название конкурсов рисунков и поделок на противопожарную тематику стало уже давно привычным. Оно произошло от библейского предания о пылающем, но не сгорающем кусте, из...

17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

Мастер-класс изготовления панно из гальки «Цветы ромашки»
Ромашка, излучая свет, На солнышко похожая, Спешит везде за нами вслед, Своя, не перехожая. До поздней осени на нас Бросает взгляды смелые Ее веселый...
Подборка литературного материала «Здравствуй, детский сад!»
Подборка литературного материала "Здравствуй, детский сад! " Методическая разработка в группе подготовительного к школе возраста. Разработала воспитатель...
Фотозарисовки морского праздника «Водная ассамблея»
В минувшее воскресенье в акватории реки Преголи и на территории Набережной исторического флота у Музея Мирового океана состоялся большой водный праздник...