Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию экологических представлений «Пернатые друзья» (подготовительная к школе группа)

Альфия Якупова
Конспект занятия по развитию экологических представлений «Пернатые друзья» (подготовительная к школе группа)

Детский сад № 187 «Солнышко» АНО ДО «Планета детства «Лада»

г. о. Тольятти, Самарская область

Воспитатель Якупова Альфия Ханифовна

Цель: Развивать представления у детей о древних и современных птицах, закрепить и систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах, о способах их питания. Упражнять детей в образовании сложных слов. Развивать коммуникативные навыки: умение общаться со сверстниками, аргументировать свои выводы. Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.

Публикация «Конспект занятия по развитию экологических представлений „Пернатые друзья“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах

Материал к занятию: Иллюстрация следов птиц на снегу, изображения современных (голубь, коршун) и древних птиц, пособие «Эволюционная лестница», мяч, карточки для д/и «Кто чем питается?» Раздаточный материал: перья птицы, лупы, маркер, лист бумаги.

Предварительная работа: Беседа о птицах. Наблюдение за птицами. Рассматривание иллюстраций птиц. Чтение литературы В. Бианки «Рассказы и сказки», Мамин – Сибиряк «Русские сказки о природе», Н. Харрис «Животные» и др. Знакомство с приметами, связанными с поведением птиц, просмотр видеороликов о птицах.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, однажды на свежевыпавшем снегу я увидела различные следы и решила их нарисовать. Посмотрите, вот они.

Рассматривание иллюстрации следов вороны, воробья, голубя, синицы и сороки на снегу.

Воспитатель: Чьи это следы? (Птиц) Как вы догадались? Как вы думаете, каким птицам принадлежат эти следы? У какой птицы след похож на след вороны? Как вы узнали след синички? Как вы догадались, что это след сороки?

Дети аргументируют свои выводы.

Воспитатель: Ребята, скажите, а всегда ли птицы были такими? А чем отличались древние птицы от современных птиц, мы узнаем, поиграв в игру «Чем похожи, чем отличаются».

На мольберте выставлены по 2 иллюстрации древних и современных птиц.

Воспитатель: Давайте рассмотрим древних и современных птиц. Чем они отличаются? А чем они похожи?

Дети называют признаки сходства и различия древних и современных птиц.

Воспитатель: Да, ребята! Предками современных птиц были древние пресмыкающиеся, которые постепенно превратились в древних птиц. Они были крупными, с большим весом, с мелкими зубами в клюве. Свободные пальцы передних конечностей превратились в крылья с пальцами. Они не могли летать на дальние расстояния. Как вы думаете, почему? А потом природа постаралась и устранила все лишние тяжести в организме птиц, мешающие полету. У современных птиц небольшой вес, передние конечности превратились в крылья, более легкие кости. У птиц отсутствуют зубы. А чем покрыто тело птицы? (Перьями). А все ли перья одинаковые? Давайте мы их рассмотрим поближе. Для этого разделитесь на пары.

Проводится экспериментальная деятельность. Дети работают в парах.

Воспитатель: Рассмотрите перья, которые лежат у вас на столах. Они одинаковые? Чем они отличаются? Найдите большое перо. Это перо маховое. Как вы думаете, почему его так назвали? Где оно находится у птицы? Давайте рассмотрим маховое перо через лупу. Аккуратно раздвиньте его пластины и посмотрите. Что вы заметили? Да, перо состоит из мелких пластин, скрепленных между собой маленькими тонкими крючками. А теперь осторожно соедините пластины и пригладьте их. Что вы заметили? Да, перо опять приняло первоначальную форму. Ребята, во время полета птицы эти пластины плотно скреплены между собой, а когда птица опускается на землю, эти пластины раскрываются и птица опускается медленно.

А вы знаете, что давным-давно, когда еще не было ни ручек, ни карандашей, маховые перья использовали для письма. Именно таким пером создал свои замечательные стихи и сказки великий русский поэт А. С. Пушкин.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим маленькое перо. Какое оно? Из чего оно состоит? Как вы думаете, как оно называется? Да, это пуховое перо. Кто знает, где находится это перышко у птицы? Какое значение играет пуховое перо для птицы? Да, пуховое перо, как вы заметили, состоит из множества пушинок, которые создают воздушное пространство, а воздух удерживает тепло. Скажите, а где человек использует пух птиц?

Воспитатель: Ребята, вы увидели, что перья птиц бывают разные, но и птицы на Земле живут самые разнообразные. Их существует на Земле почти 9000 самых разных видов. Чтобы узнать какими бывают птицы, давайте мы с вами поиграем в игру с мячом «Скажи какая?».

Проводится игра с мячом «Скажи какая?»

Воспитатель: Я вам буду бросать мяч, называя разные признаки птиц, а вы должны ответить какая это птица.

1. Если птица с острым клювом, то она какая? – остроклювая.

2. Если птица с пестрыми крыльями, то она…

3. Если птица с длинной шеей, то она…

4. Если птица с красной грудкой, то она …

5. Если птица с быстрыми крыльями, то она…

6. Если птица с длинными ногами, то она…

7. Если птица питается насекомыми, то она…

8. Если птица питается всем, то она…

Воспитатель: Молодцы, ребята! А вот какая птица чем питается, мы с вами узнаем, поиграв в игру «Кто чем питается?».

Воспитатель: Вам будет предложена карточка, на которой слева изображены птицы, а справа разные виды корма для птиц. Вы должны соединить линией изображение птицы с тем, чем она питается. Игру проведем в командах. Разделитесь на 2 команды.

Проводится д/и «Кто чем питается?» Дети работают за столами.

Воспитатель: Ребята, проверьте друг у друга выполнение задания. Все справились с заданием? Какие птицы, из изображенных на карточке, всеядные?

А чем птицы отличаются от всех животных? Давайте попробуем схематично изобразить птицу так, чтобы все признаки были видны (Один ребенок рисует по подсказке детей). А теперь давайте посмотрим, на какой ступеньке лестницы жизни разместим изображение птицы?

(Дети размещают схематическое изображение птицы на эволюционную лестницу)

Молодцы, ребята! Вот до какой ступени развития живых существ мы с вами уже дошли!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами столько говорили о птицах, а нужны ли они нам? Почему? А нужно ли заботиться о птицах? Как? А вы знаете, что такое Красная книга? Давайте мы после занятия с вами рассмотрим ее. Вы заметили, она у нас есть в нашем книжном уголке.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Ох, уж эти пташки!».Дидактическая игра «Ох, уж эти пташки!». Ох, ух эти пташки!Дидактическое пособие для детей 4–6 лет. Цели:закрепить знания детей о птицах; познакомить с классификацией птиц (зимующие.

Презентация по экологии (образовательная область познание, подготовительная к школе группа) Презентация по экологии (образовательная область познание, подготовительная к школе группа) Когда уже было загружено занятие "Веснянка-свистунья".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию экологических представлений «Пернатые друзья» (подготовительная к школе группа)
Опубликовано: 2 ноября 2013 в 22:39
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД