Альфия Якупова
Конспект занятия по развитию экологических представлений «Пернатые друзья» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад № 187 «Солнышко» АНО ДО «Планета детства «Лада»
г. о. Тольятти, Самарская область
Воспитатель Якупова Альфия Ханифовна
Цель: Развивать представления у детей о древних и современных птицах, закрепить и систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах, о способах их питания. Упражнять детей в образовании сложных слов. Развивать коммуникативные навыки: умение общаться со сверстниками, аргументировать свои выводы. Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.
Публикация «Конспект занятия по развитию экологических представлений „Пернатые друзья“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Материал к занятию: Иллюстрация следов птиц на снегу, изображения современных (голубь, коршун) и древних птиц, пособие «Эволюционная лестница», мяч, карточки для д/и «Кто чем питается?» Раздаточный материал: перья птицы, лупы, маркер, лист бумаги.
Предварительная работа: Беседа о птицах. Наблюдение за птицами. Рассматривание иллюстраций птиц. Чтение литературы В. Бианки «Рассказы и сказки», Мамин – Сибиряк «Русские сказки о природе», Н. Харрис «Животные» и др. Знакомство с приметами, связанными с поведением птиц, просмотр видеороликов о птицах.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, однажды на свежевыпавшем снегу я увидела различные следы и решила их нарисовать. Посмотрите, вот они.
Рассматривание иллюстрации следов вороны, воробья, голубя, синицы и сороки на снегу.
Воспитатель: Чьи это следы? (Птиц) Как вы догадались? Как вы думаете, каким птицам принадлежат эти следы? У какой птицы след похож на след вороны? Как вы узнали след синички? Как вы догадались, что это след сороки?
Дети аргументируют свои выводы.
Воспитатель: Ребята, скажите, а всегда ли птицы были такими? А чем отличались древние птицы от современных птиц, мы узнаем, поиграв в игру «Чем похожи, чем отличаются».
На мольберте выставлены по 2 иллюстрации древних и современных птиц.
Воспитатель: Давайте рассмотрим древних и современных птиц. Чем они отличаются? А чем они похожи?
Дети называют признаки сходства и различия древних и современных птиц.
Воспитатель: Да, ребята! Предками современных птиц были древние пресмыкающиеся, которые постепенно превратились в древних птиц. Они были крупными, с большим весом, с мелкими зубами в клюве. Свободные пальцы передних конечностей превратились в крылья с пальцами. Они не могли летать на дальние расстояния. Как вы думаете, почему? А потом природа постаралась и устранила все лишние тяжести в организме птиц, мешающие полету. У современных птиц небольшой вес, передние конечности превратились в крылья, более легкие кости. У птиц отсутствуют зубы. А чем покрыто тело птицы? (Перьями). А все ли перья одинаковые? Давайте мы их рассмотрим поближе. Для этого разделитесь на пары.
Проводится экспериментальная деятельность. Дети работают в парах.
Воспитатель: Рассмотрите перья, которые лежат у вас на столах. Они одинаковые? Чем они отличаются? Найдите большое перо. Это перо маховое. Как вы думаете, почему его так назвали? Где оно находится у птицы? Давайте рассмотрим маховое перо через лупу. Аккуратно раздвиньте его пластины и посмотрите. Что вы заметили? Да, перо состоит из мелких пластин, скрепленных между собой маленькими тонкими крючками. А теперь осторожно соедините пластины и пригладьте их. Что вы заметили? Да, перо опять приняло первоначальную форму. Ребята, во время полета птицы эти пластины плотно скреплены между собой, а когда птица опускается на землю, эти пластины раскрываются и птица опускается медленно.
А вы знаете, что давным-давно, когда еще не было ни ручек, ни карандашей, маховые перья использовали для письма. Именно таким пером создал свои замечательные стихи и сказки великий русский поэт А. С. Пушкин.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим маленькое перо. Какое оно? Из чего оно состоит? Как вы думаете, как оно называется? Да, это пуховое перо. Кто знает, где находится это перышко у птицы? Какое значение играет пуховое перо для птицы? Да, пуховое перо, как вы заметили, состоит из множества пушинок, которые создают воздушное пространство, а воздух удерживает тепло. Скажите, а где человек использует пух птиц?
Воспитатель: Ребята, вы увидели, что перья птиц бывают разные, но и птицы на Земле живут самые разнообразные. Их существует на Земле почти 9000 самых разных видов. Чтобы узнать какими бывают птицы, давайте мы с вами поиграем в игру с мячом «Скажи какая?».
Проводится игра с мячом «Скажи какая?»
Воспитатель: Я вам буду бросать мяч, называя разные признаки птиц, а вы должны ответить какая это птица.
1. Если птица с острым клювом, то она какая? – остроклювая.
2. Если птица с пестрыми крыльями, то она…
3. Если птица с длинной шеей, то она…
4. Если птица с красной грудкой, то она …
5. Если птица с быстрыми крыльями, то она…
6. Если птица с длинными ногами, то она…
7. Если птица питается насекомыми, то она…
8. Если птица питается всем, то она…
Воспитатель: Молодцы, ребята! А вот какая птица чем питается, мы с вами узнаем, поиграв в игру «Кто чем питается?».
Воспитатель: Вам будет предложена карточка, на которой слева изображены птицы, а справа разные виды корма для птиц. Вы должны соединить линией изображение птицы с тем, чем она питается. Игру проведем в командах. Разделитесь на 2 команды.
Проводится д/и «Кто чем питается?» Дети работают за столами.
Воспитатель: Ребята, проверьте друг у друга выполнение задания. Все справились с заданием? Какие птицы, из изображенных на карточке, всеядные?
А чем птицы отличаются от всех животных? Давайте попробуем схематично изобразить птицу так, чтобы все признаки были видны (Один ребенок рисует по подсказке детей). А теперь давайте посмотрим, на какой ступеньке лестницы жизни разместим изображение птицы?
(Дети размещают схематическое изображение птицы на эволюционную лестницу)
Молодцы, ребята! Вот до какой ступени развития живых существ мы с вами уже дошли!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами столько говорили о птицах, а нужны ли они нам? Почему? А нужно ли заботиться о птицах? Как? А вы знаете, что такое Красная книга? Давайте мы после занятия с вами рассмотрим ее. Вы заметили, она у нас есть в нашем книжном уголке.