Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию элементов логического мышления в старшей группе «Цветы для Тани»

Юлия Соловьева
Конспект занятия по развитию элементов логического мышления в старшей группе «Цветы для Тани»

Информация о педагоге:

• Соловьева Юлия Александровна

• Образование высшее специальное

• Высшая квалификационная категория

• Педагогический стаж 14 лет

Конспект занятия по развитию элементов логического мышления в старшей группе

«Цветы для Тани»

Занятие подготовила и провела:

Публикация «Конспект занятия по развитию элементов логического мышления в старшей группе „Цветы для Тани“» размещена в разделах

воспитатель Соловьева Юлия Александровна

Задачи:

1. Создать условия для освоениядетьми действий по построению и использованию модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами.

2. Создать условия для развертывания поисково-исследовательской деятельности, как вида познавательной деятельности.

3. Продолжать учить детей работать в парах, воспитывать чувство уважения к мнению партнера.

Материалы к занятию :

• карандаши красного, жёлтого, оранжевого, сиреневого и синего цвета;

• лист бумаги с 5 графами на каждого ребёнка;

• тюльпаны, того же цвета, что и карандаши, отличающиеся по высоте на 1 см;

• клумба, фотоаппарат, кукла.

Ход занятия:

Воспитатель входит в группу с куклой и говорит от ее имени:

- Добрый день, мои друзья!

Всех вас рада видеть я!

Познакомьтесь, - кукла Таня!

У неё для вас заданье.

- Однажды Таня посадила

В горшочках на окне цветы,

И выросли они небывалой красоты.

Какого цвета подскажите

У Танечки цветы?

- Жёлтого, синего, красного, оранжевого и сиреневого цвета.

- Молодцы! – сказала Таня, -

Я прошу вас отгадать

Выросли цветы большие,

Их по счёту было пять.

Но, какой из них высок,

Предстоит узнать, дружок!

- Пусть кукла Таня посидит и посмотрит, как мы будем работать.

- Давайте подойдём к столу. Скажите, как называются эти цветы?

- Тюльпаны.

Правильно. Послушайте задание: возьмите по одному тюльпану из каждого букета, чтобы в руках оказались тюльпаны разные по цвету.

- Как удобнее измерить высоту тюльпанов?

(Дети предлагают варианты мерок.)

- Что из того, что вы перечислили, у нас есть?

- Ничего.

- Тогда, где это сделать лучше?

- За столом.

- Займите места за столами. Как вы думаете, зачем на столе наклеена полоска?

- Это линия отсчёта.

- Разложите тюльпаны от линии.

- Какой цветок у тебя (имя) самый высокий?

- Какой самый низкий?

- А теперь на листочках от линии отсчёта начертите линии, соответствующие высоте каждого тюльпана, от самого низкого до самого высокого.

- Молодцы! А куда высаживают цветы?

- На клумбу, в горшки.

- Давайте и мы свои тюльпаны посадим на клумбу. Они такие красивые, и хочется, чтобы их было видно все.

- Какие тюльпаны посадили в первый ряд: низкие или высокие?

(Ответы детей)

Предлагаю мальчику и девочке разного роста подойти ко мне.

- Девочка встаёт впереди мальчика.

- Что вы заметили?

(Ответы детей)

- А теперь мальчик встаёт впереди девочки.

- Когда одного и другого видно лучше?

(Ответы детей)

- Итак, какие тюльпаны посадим в первый ряд?

- Самые низкие.

(Дети сажают тюльпаны)

- Посмотрите, видно ли тюльпаны каждого ряда?

- Тюльпаны видно хорошо.

- Давайте сфотографирую вас. Встаньте так, чтобы вас было видно всех.

- Фотографию мы напечатаем и покажем родителям.

- Кукла Таня радуется вместе с нами. Молодцы! Вы замечательно работали.

Приложение 1

Анализ занятия

(подготовлен воспитателем Ю. А. Соловьевой

и старшим воспитателем О. Ф. Григорьевой)

Путь, который проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее это «удивительное» и «неуловимое» надо увидеть и понять. Иначе говоря, выделить наиболее существенные характеристики изменений в психике ребенка. Характеристики – это единицы, определяющие основные направления психического развития ребенка.

В программе «Развитие» такой характеристикой-единицей выступает развитие способностей ребенка. Мы полностью согласны с мнением Л. А. Венгера о том, что способности - это ориентировочные действия, которые образуются и проявляются тогда, когда ребенок использует существующие в культуре средства. В дошкольном детстве эти средства носят образный характер и представляют собой эталоны, схемы, модели, символы.

Основным условием развития личности детей в процессе данного занятия явилось наличие привлекательных видов деятельности, предоставление возможности каждому ребенку подгруппы проявлять инициативу, внимание и уважение со стороны педагога к каждому ребенку и взаимоотношениям детей, активное сотрудничество взрослого с детьми.

Данное занятие развивающего типа было призвано активизировать сотрудничество детей друг с другом. Занятиебыло построено таким образом, что в процессе его проведения предусматривалось взаимодействие детей между собой (распределение ролей, материала, функций и отдельных действий) в процессе решения определенных интеллектуальных задач (подобрать цветы по величине, выстроить сериационный ряд, верно расположить тюльпаны на модели клумбы и т. д.).

Большое внимание в процессе занятия было уделено детской индивидуальности:

• учитывался темп развития отдельных детей («зона ближайшего развития» и «зона актуального развития»);

• учитывался темп деятельности отдельных детей (с учетом того, что это дети логопедической группы, имеющие недостатки речевого и моторного развития);

• учитывались предпочтения детей (желания работать в определенной паре, симпатии друг к другу и д. п.).

Деятельность детей друг с другом, а также взаимодействие воспитателя с детьми в процессе занятия носило характер диалога и активного сотрудничества.

На наш взгляд, при решении логических задач ребенку необходимо выявлять и учитывать существенные, скрытые от восприятия признаки предметов и явлений, связи и отношения между ними. Так, определить, какой из цветов выше : красный тюльпан, желтый тюльпан или синий тюльпан, можно, сравнивая их по высоте, используя прием наложения. А также, как в нашем случае, можно использовать для этой цели детей разного роста (если педагогу кажется, что дети могут обидеться, оказавшись ниже товарища, то можно использовать и игрушки разной высоты). Эти сложные отношения становятся понятны дошкольникам и доступны для анализа, если они представлены в наглядной форме. Приобретаемые способы мыслительной деятельности позволяют детям анализировать предметы и явления, выделять в них существенное, последовательно рассуждать и делать выводы, систематизировать приобретенный опыт и знания.

В занятие также было включено закрепление детьми навыков моделирования отношений (расположение понятий по степени выраженности какого-либо признак). Так, наглядной моделью в данном случае служил ряд палочек-тюльпанов равномерно возрастающей величины. Включение в занятие способов моделирования отношений соподчинения и отношений последовательности было призвано развивать у детей общую способность к наглядному моделированию. Вместе с тем, оно (моделирование) служит средством упорядочения имеющегося у детей опыта и подводит их к усвоению логических форм мышления.

Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

СВОДНАЯ КАРТОЧКА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ КОЛЛЕКТИВОМ ПЕДАГОГОВ МДОУ №155 «Центр развития ребенка – детский сад»

(занятие провела Ю. А. Соловьева, анализ подготовлен О. Ф. Григорьевой, Л. Н. Ухиновой, Т. П. Трубачевой, О. В. Сыркиной)

№ Критерии анализа высокий средний низкий

1. Соответствие программного содержания возрасту детей +

2. Наличие элементов нового, обеспечивающих усилия и напряжение мысли детей +

3. Воспитательное воздействие программного материала +

4. Выполнение гигиенических требований

+

5. Эстетика занятия

+

6. Этапы занятия и их связь +

7. Длительность этапов +

8. Разнообразие методов и приемов, их взаимосвязь и взаимообусловленность +

9. Приемы привлечения и сосредоточения внимания детей +

10. Приемы обеспечения эмоциональности, интереса детей +

11. Приемы активизации самостоятельной деятельности детей +

12. Приемы подачи нового материала с опорой на имеющиеся знания у детей +

13. Доступность, логичность, эмоциональная окраска речи педагога в процессе занятия +

14. Индивидуальная работа с детьми +

15. Качество работы +

16. Поведение детей в процессе проведения занятия +

17. Оценка работы (педагогом, самими детьми) +

18. Качество анализа работы +

Приложение 2

Модель клумбы

Примечание: модель выполнена из цветного пенопласта; горизонтально разделена на пять частей (линий).

Публикации по теме:

«В гостях у Буратино». Занятие по развитию элементов логического мышления в подготовительной к школе группе Цель: знакомство с классификационными отношениями между понятиями. Задачи: - научить детей выделять существенные признаки игрушек; - продолжать.

Индивидуальное занятие по развитию логического мышления Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию логического мышленияДанный конспект содержит задания по развитию.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений и логического мышления Образовательные области: Познавательное развитие -Закрепить знания порядкового и количественного счета; -Учить находить соотношения групп.

Конспект занятия по развитию логического мышления детей подготовительной группы «Морское путешествие»Конспект занятия по развитию логического мышления детей подготовительной группы «Морское путешествие» Тема: Морское путешествие. Цель: • Закрепить умение обратного счёта; • Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы.

Конспект занятия по развитию речи «Мебель для куклы Тани» (вторая младшая группа) Конспект занятия по развитию речи на тему: «Мебель для куклы Тани.» (вторая младшая группа) Цель занятия: закрепить у детей знание о мебели.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Первые весенние цветы» И. о. о. : рр, скр, фр, пр, хэр, Цель: Закрепление знаний у детей о весенних цветах, развивать коммуникативные навыки. Задачи: -образовательные:.

Конспект занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной к школе группе Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №11.

НОД по развитию логического мышления в подготовительной группе Тема: интеллектуальная игра «Умники и умницы» Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Программное содержание. Задачи: Развивающие: • Развивать потребность в интеллектуальной активности.

Открытое занятие по развитию логического мышления в старшей группе «Освободите принцессу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» Открытое занятие по развитию логического мышления в старшей.

План работы кружка по развитию логического мышления «Знайка» Кружок будет проходить 2 раза в неделю Сентябрь 1. «Цветные бега» Цель: познакомить с основными цветами, расширить представления об окружающем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию элементов логического мышления в старшей группе «Цветы для Тани»
Опубликовано: 21 сентября 2015 в 10:15
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД