Кристина Переверзина
Конспект занятия по речевому и познавательному развитию в средней группе «Люблю березку русскую»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи
Коррекционно-образовательные:
формировать представление о деревьях, их строении на основе знакомства с березой;
упражнять в образовании приставочных глаголов, творительного падежа существительных, подборе родственных слов, образных сравнений;
закреплять навык употребления предлогов в самостоятельной речи;
учить составлять описательный рассказ по опорной схеме.
Коррекционно-развивающие :
формировать интерес к русской природе;
Публикация «Конспект занятия по речевому и познавательному развитию в средней группе „Люблю березку русскую“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
развивать внимание, мышление, память, графические навыки.
Воспитательные:
формировать познавательный интерес к природе, символа России;
воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней;
расширять представление о самом почитаемом дереве в России – березе, ее значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
Здоровьесберегающая : сохранять и сберегать здоровье средствами
динамических, дыхательных упражнений,
пальчиковой гимнастики.
Предварительная робота:
беседа о символах России;
беседа о природе родного края.
Оборудование: предметные картинки (ель, высокая сосна, дуб, клен, береза, аудиозапись шума леса, аудиопроигрыватель, искусственное деревце березы, карточки с контурными изображениями листьев, береста или стилизованные под бересту листки бумаги с рисунком для развития мышления и внимания, бумажные игрушки (птицы или насекомые, костюм березки для девочки, лист ватмана, листы белой бумаги (по числу детей, черные фломастеры, цветная бумага зеленого цвета, березовый сок и стаканы.
I. Вводная часть
Звучит аудиозапись шума леса. Входят дети.
П е д а г о г: Ребята, здравствуйте! Где же мы с вами оказались?
Д е т и: Мы в лесу!
П е д а г о г: Сегодня нас ждет много веселых приключений, игр, но все они связаны с одним деревом. Его-то мы и должны найти. А что это за дерево, вы сейчас догадаетесь.
На картинках – деревья: ель, сосна (выше остальных деревьев, дуб, клен, береза.
П е д а г о г: Это дерево не самое высокое (исключается сосна, без иголок (исключается ель, без желудей (исключается дуб, его ствол не коричневый (исключается клен). О каком же дереве речь?
Д е т и: О березе!
П е д а г о г: Да, мы поговорим о березе и поиграем. В нашей стране к этому дереву особое отношение. Его очень любят и называют символом России. Как вы думаете почему?
Д е т и: Потому что береза растет по всей России.
П е д а г о г: Да, действительно так. Береза растет и на лугу, и в лесу, и возле дома. И даже в нашем детском саду. И еще она встречается и на Севере, и в Средней полосе России. Но это еще не все. На занятии мы узнаем много нового и поймем, почему береза – символ России.
II. Основная часть
П е д а г о г: Сначала надо найти березу в лесу. Отправляемся в дорогу.
В центре групповой комнаты выставляется искусственное деревце березки.
Мы по лесу шли, шли. Через мостик…
Д е т и: Перешли.
П е д а г о г: К березе…
Д е т и: Подошли!
П е д а г о г: Вокруг березы…
Д е т и: Обошли.
П е д а г о г: За березу…
Д е т и: Зашли.
П е д а г о г: Из-за березы…
Д е т и: Вышли.
П е д а г о г: Давайте посмотрим ее и назовем части дерева.
Дети называют части березы, цвет ствола, листьев.
П е д а г о г: Это дерево мы считаем исконно русским, хотя его название знакомо большинству народов, населяющих Европу. Раньше это слово означало «белый, светлый». Слово-название коры березы – береста – имеет тот же корень.
А теперь рассмотрите березку и придумайте красивые слова-признаки о ней, расскажите, какая она.
Д е т и: Береза стройная, высокая, нежная, белоствольная.
П е д а г о г: А с чем сравнивают березу?
Д е т и: С невестой, девушкой, красавицей.
П е д а г о г: Значит, береза стройная (высокая, кудрявая, как)
Дети придумывают образные сравнения.
А вы сможете узнать листья березы? Сейчас проверим. Найдите на картинке только березовые листья и раскрасьте их.
На картинках изображены контуры наложенных друг на друга листьев деревьев. Дети находят листья березы и раскрашивают их.
Динамическая пауза «Березка»
П е д а г о г: А еще в старину вокруг березки водили хоровод. (Девочка, переодетая в костюм березки, выходит в центр круга).
За руки сейчас возьмемся, Дети идут хороводом,
Вокруг дерева пройдемся. Держась за руки.
Как березка высока, Поднимаю руки вверх.
Как березонька тонка… Сужают круг, подходя к центру.
Если руки поднимаем, Встают на носки, поднимают руки
До макушки не достанем. вверх.
Ветки тонкие свисают, Опускают руки, накланяются
Даже землю задевают. вперед.
Если ветер налетает,
То березоньку качает : Наклоняются вперед, назад,
Вправо, влево, взад, вперед, вправо, влево.
А потом наоборот. Скрещиваю ладони с расставлен-
Только солнце пригревает, ными пальцами.
Листья крону покрывают. Складывают ладони лодочкой
и открывают их.
Запах листиков вдыхаем, Делают вдох носом.
Ртом тихонько выдыхаем… Делают выдох ртом.
Как березоньку мы любим,
Никогда не позабудем! Кланяются березке.
Даже в дальней стороне
Будет долго сниться мне.
А еще березы считают символом семьи, потому что они часто растут семейкой. Вот и мы сейчас придумаем «семейку» слов к слову «береза».
Д е т и: Березка, березонька, березовый, березняк, подберезовик.
П е д а г о г: Березу ценят еще и за то, что она служит доброй помощницей для людей. Что делают из древесины березы?
Д е т и: Древесина станет столом, избой, музыкальным инструментом, посудой, лучиной.
П е д а г о г: А чем станет кора?
Д е т и: Береста станет лаптями, коробкой, бумагой.
П е д а г о г: А чем могут стать листья, почки?
Д е т и: Они могут стать лекарством.
П е д а г о г: Да, действительно. Русское название березы ученые связывают со словом-действием «беречь». В древности считали, что береза оберегает человека от злых сил. При простуде пьют чай из березовых почек. Березовый сок богат витаминами. А какая русская баня без березового веника? Березовый деготь входит в состав мазей, которые используют для лечения кожных заболеваний, так же его добавляют в мыло. Березовый уголь принимают при отравлениях. Березовый гриб чага считается лекарством от желудочно-кишечных заболеваний, применяется для улучшения аппетита и сна. Значит, чем для нас является береза?
Д е т и: Береза – это наш лекарь, доктор.
П е д а г о г: А еще, ребята, в старину бересту использовали как бумагу. Существовало так называемое берестяное письмо. Вот и мы представим, что перед нами такие надписи. Найдите закономерность и продолжите ряд.
Дети дорисовывают в каждом ряду знаки.
Березу называют кудрявой, раскидистой, белоствольной. Вокруг нее кипит жизнь: птицы вьют гнезда на ветках, летают бабочки, мошки жуки.
Детям раздают бумажные игрушки птиц и насекомых. По заданию педагога или самостоятельно они помещают их в разных местах березки и комментируют свои действия, закрепляя изученные предлоги.
Д е т и: Жук сидит на березе. Птичка летит над березой. Муравей ползет под березой.
П е д а г о г: Ребята, о березке сложено много стихов. Послушайте, что пишет поэт Александр Андреевич Прокофьев.
Люблю березку русскую
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится!
П е д а г о г: О березе сложено много песен, в основном это хороводные песни. Ребята, а давайте вспомним хоровод с платочками про березку.
Дети встают вокруг девочки-березки и водят хоровод «Ай да березка!» муз. Т. Потапенко, сл. Ж. Агаджановой
Мы вокруг березки встанем в хоровод,
Радостно и звонко каждый запоет.
Припев:
Ай да березка, белый ствол!
Зеленей, зеленей ты листвой.
Яркие платочки в руки мы возьмем,
У березки стройной пляску заведем.
Припев.
К вечеру мы дружно скажем ей: «Прощай!
Ты о нас, березка, в поле не скучай!»
Припев.
П е д а г о г: А сейчас, используя схему, мы расскажем о березке все, что узнали.
Дети составляют рассказ, закрепляя все изученное, по опорной схеме.
План
1. Что это?
2. Из каких частей состоит береза?
3. Какого цвета части березы?
4. Где растет?
5. Как используются древесина березы, береста?
6. Каковы лечебные свойства березы и ее частей?
7. В каких художественных, музыкальных произведениях упоминается береза? (Образ березы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке.)
8. Почему мы любим березу?
Коллективная продуктивная деятельность
Дети из листов белой бумаги делают конусы и трубочки – «стволы берез». Фломастером рисуют чечевички. Наклеивают «стволы» на лист ватмана. Вырезают из цветной бумаги зеленого цвета листочки и приклеивают на ватман рядом со «стволами». Между двух «стволов» приклеивают скворечник, ранее приготовленный воспитателем.
III. Заключительная часть
П е д а г о г: Теперь вы поняли, почему березу выбрали символом России?
Д е т и: Да.
П е д а г о г: А теперь я хочу угостить вас березовым соком.
Дети пьют березовый сок.