Папки-передвижки

Конспект занятия по речевому развитию и обучению грамоте в старшей группе на тему «Слоговой анализ и синтез слов»

Оксана Дэхныч
Конспект занятия по речевому развитию и обучению грамоте в старшей группе на тему «Слоговой анализ и синтез слов»

Цель: освоение звукового анализа слова.

Задачи:

1. Закрепить знание о звуках и буквах, умение различать гласные звуки и буквы гласных.

2. Продолжать учить детей действиям звукового анализа слов, вычленять гласные звуки в слове.

3. Закрепить умение делить слово на слоги, определять ударный слог.

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию и обучению грамоте в старшей группе на тему „Слоговой анализ и синтез слов“» размещена в разделах

4. Воспитывать интерес к началам грамоты.

Материалы: Картинки – схемы слов «гуси», «утки», «куры»; четырех-звуковые схемы слова для магнитной доски; фишки красного, синего, зеленого цветов.

Ход занятия

1. Воспитатель: Ребята, сегодня у нас много гость. Давайте поздороваемся мимикой. (Дети приветливо улыбаются и машут руками, приветствуя гостей.)

Воспитатель: Сегодня на занятии мы будем много разговаривать, играть, выполнять задания.

Воспитатель: Но сначала вспомним наше правило, как нужно вести себя на занятии :

Один, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

Воспитатель: Давайте с вами сейчас проведем один эксперимент: постарайтесь найти в группе такой предмет, который никак не называется. (Дети не могут найти такой предмет, и воспитатель подводит их к выводу: всё, что нас окружает, имеет название.)

Воспитатель: Всему название дано:

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно.

А безымянных нету. (А. Шибаев)

Воспитатель: Все-все имеет название, т. е. называется определенным словом. Слов на свете очень много. Подумайте, а какие бывают слова?

Дети: Громкие, тихие, добрые, красивые, теплые, страшные и т. Д.

Воспитатель: Давайте вспомним стихотворение "Какие бывают слова". Я буду читать стихотворение, а вы будите добавлять нужные слова.

Есть сладкое слово - конфета.

Есть быстрое слово - ракета,

Есть кислое слово - лимон,

Есть слово с окошком - вагон,

Есть слово колючее - ежик,

Есть слово промокшее - дождик,

Есть книжное слово - страница,

Есть слово лесное - синица,

Есть слово пушистое - снег,

Есть слово веселое - смех.

Какие слова вы добавляли?

Дети: называют слова.

Воспитатель: А теперь давайте пройдем за столы. (Дети садятся за столы.)

Воспитатель: Посмотрите на ваших столах лежат картинки - схемы. Рассмотрите картинки и дайте им название. (Дети рассматривают картинки.)

Воспитатель: А теперь предлагаю немного отдохнуть.

2. Физкультминутка

Мы руками - хлоп, хлоп.

Мы ногами - топ, топ.

Мы глазами - миг, миг.

Мы плечами - чик, чик.

Раз - сюда, два - сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали,

Руки к верху все подняли.

Теперь садимся. Тише, тише.

Притихнем, словно в норках мыши.

Воспитатель: Слова звучат, из чего они состоят? (Слова состоят из звуков.)

А какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)

Расскажите о гласных звуках, что это за звуки? (Гласные звуки можно тянуть, петь.)

Воспитатель: А согласные звуки можно пропеть? (Нет.) Почему? (Мешают язык, губы, зубы.)

А согласные.

Согласны шелестеть, шептать, свистеть.

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

Согласные звуки какие бывают? (Твердые и мягкие.)

3. Игра "Верни мне мягкий звук"

Мяч лови и мяч бросай,

Мягкий звук мне называй.

После игры дети садятся на места.

4. Воспитатель: Отгадайте загадку:

Эти птицы у канавки

Часто моют свои лапки,

Убегают от Бабуси.

Кто это, скажите?

Дети: Гуси.

Воспитатель выставляет картинку "Гуси".

Воспитатель: - Сколько звуков в слове гуси?

Дети: в слове гуси четыре звука.

Воспитатель: - Назовите первый звук (второй, третий, четвертый).

Воспитатель: - Сколько в слове гуси гласных звуков.

Дети: Два.

Назовите.

Дети: [У], [И]

Воспитатель: - А каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Дети: Красным цветом.

Воспитатель: - Покажите гласные звуки в схеме слова.

Воспитатель: - Давайте разделим слово гуси на слоги. Сколько слогов в слове?

Дети: Два.

Воспитатель: Как узнали?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Назовите первый слог, второй.

Воспитатель: - Найдите ударный слог, произнесите слово с ударением. (Чтение слова с ударением, перестановка ударения. Выбор правильного произношения.)

Воспитатель: - Составьте предложение со словом гуси.

5. Воспитатель:

Говорят: «Они не птицы».

Но позвольте усомниться:

Пусть они и не летают,

Мусор лапками сгребают.

Если что сказать хотят,

– Ко-ко-ко-ко-ко! – заквохчат.

А еще несут яички –

Нет полезней этих птичек.

Удивительной фактуры,

Называют птичек (куры) !

6. Звуковой анализ слова «Куры»

7. Пальчиковая гимнастика «Цыплята».

Раз, два, три, четыре пять

Соединяют пальцы обеих рук, образуя шар.

Будем мы цыплят считать

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Раз – цыпленок на крыльце,

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет.

Два – еще сидит в яйце,

Три – цыпленок самый смелый,

А четыре – самый белый,

Пятый — маленький цыпленок,

загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу

Кушать захотел спросонок

стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони

Носик лопаткой,

Красные лапки,

Плавают, ныряют,

Крякать обожают!

8. Звуковой анализ слова «Утки»

9. Итог:

Воспитатель: Итак, наше занятие подошло к концу. Что мы сегодня делали, чем занимались?

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия в старшей группе по развитию речи и обучению грамоте «Поможем солнышку разбудить весенний лес»Конспект итогового занятия в старшей группе по развитию речи и обучению грамоте «Поможем солнышку разбудить весенний лес» Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе "Поможем солнышку разбудить весенний лес" Цель: подвести итоги работы.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» Программное содержание: - продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, - учить различать твердые и мягкие согласные звуки,.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему «Буква мягкий знак» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группе Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни насекомых, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группеКонспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Цель:закрепление материала, изученного в течении учебного года. Задачи: учить детей различать звуки, давать характеристику каждому звуку.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений»Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений» Тема: «Звуки Х - ХЬ. Буква Х. Чтение слогов, слов и предложений» для старшей группы Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа,.

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Составление рассказа на предложенную тему»Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Составление рассказа на предложенную тему» Тема: Составление рассказа на предложенную тему. Задачи: учить детей составлять рассказ на предложенную тему; учить сравнивать предметы,.

Конспект занятия по речевому развитию «Сказочное путешествие в городок маленьких слов» для детей старшей группы с ОНР Тема: «Сказочное путешествие в городок маленьких слов» Программное содержание: Образовательные задачи: Уточнить понимание детьми предлогов:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию и обучению грамоте в старшей группе на тему «Слоговой анализ и синтез слов»
Опубликовано: 20 ноября 2022 в 20:21
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД