Конспект занятия по речевому развитию по произведению А. Плещеева «Осень» в старшей группе

Тамара Аубакирова
Конспект занятия по речевому развитию по произведению А. Плещеева «Осень» в старшей группе

Цель: формирование умения детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией спокойную грусть осенней природы.

Образовательные:

• помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень» с помощью разнообразных методов заучивания;

• закрепить характерные приметы осени при рассматривании картин и иллюстраций;

• узнавать эти приметы в стихотворении.

Развивающие:

развивать выразительность речи;

развивать чувство ритма, устную речь, воображение;

развивать творческое воображение, память, мышление, внимание.

Воспитательные:

• воспитывать эмоционально-радостные отношения к осенней природе.

• воспитывать желание оказывать помощь;

• воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Предварительная работа: наблюдения за явлениями природы осенью (ветер, листопад, серое небо, холодный дождь); коллективные, индивидуальные беседы с детьми об осени; рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы; составление рассказов о красоте осеннего пейзажа.

Форма организации деятельности: групповая

Оборудование и наглядный материал:

• птичка-игрушка, разрезные картинки об осени;

• картинки-схемы для заучивания стихотворения;

Под музыку дети входят в зал.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг

Я - твой друг! И ты - мой друг!

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости!

Игра «Когда это бывает?»

Воспитатель: Ребята, кому я кину мяч, тот постарается ответить на вопрос: Когда это бывает?

1. День стал короче, ночь длиннее.

2. Листья пожелтели.

3. Птицы улетели в теплые края.

4. Солнце уже греет не так.

5. Деревья готовятся к зиме.

6. Моросит холодный дождик.

7. Стало холоднее.

8. Люди одеваются теплее.

9. Темнеет быстрее.

10. Дует холодный ветер.

Воспитатель: Молодцы. Какое это время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Скажите, как называется явление в природе, когда опадают листья осенью?

Дети: Листопад.

Воспитатель: Ребята, глаза закроем и представим, что мы листочки.

Вдруг подул осенний ветер и листочки полетели.

Воспитатель: Закружились (дети кружатся на ковре, воспитатель рассыпает фрагменты картинок).

Воспитатель: Ветер затих, листочки опали.

Развивающая игра «Собери картинку»

Воспитатель: Ребята, осенний ветер расколол две картинки на мелкие кусочки.

Давайте соберем их и посмотрим, что получится.

(дети берут по фрагменту и за столом составляют картинки)

Воспитатель: Что получилось?

Дети: Осень.

Воспитатель: Перед вами картинки непростые, они волшебные. В них спрятались слова об осени. Как вы ее представляете? Назовите, какая она?

Дети: печальная, золотая, хмурая, красивая, дождливая, ненастная, пасмурная.

Воспитатель: Молодцы! (звучит фонограмма трели птицы).

Воспитатель: Ой, кто это? (воспитатель ищет, откуда идет трель и находит птичку).

Воспитатель: Ребята, к нам в гости прилетела птичка. Птичка, почему ты такая грустная? Что случилось? (воспитатель наклоняется к птичке)

Воспитатель: Ребята, птичка просит помочь ей. Осенний ветер так сильно дул, что птичка отбилась от стаи и теперь не может улететь в теплые края. Она сможет улететь, если выучит стихотворение. Давайте поможем ей. (Воспитатель берет стихотворение у птички).

Воспитатель: Прежде чем помочь птице, мы немножко отдохнем.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Это каждый должен знать. (Дети шагают на месте.)

Лето, осень и зима,

А потом придет весна. (Хлопают в ладоши.)

Мы теперь друг друга спросим: (Разводят руки в стороны

и смотрят друг на друга.)

- Что настало нынче?

- Осень!

Воспитатель: Стихотворение называется «Осень наступила». Написал его Алексей Плещеев. (Вывешивается портрет А. Плещеева)

Послушайте, я его прочитаю.

Осень наступила,

Высохли цветы.

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Воспитатель: О чем это стихотворение?

Дети: Об осени.

Воспитатель: А что вы почувствовали, когда я прочитала стихотворение? Как я его прочитала?

Дети: Грустно, печально.

Воспитатель: Как поэт говорит о цветах в своем стихотворении? Какие они? (зачитать строчку из стихотворения)

Дети: Цветы стали сухими, засохшими

Воспитатель: Что происходит с кустами, какие они?

(зачитать 2-ую строчку из стихотворения)

Дети: Деревья печальные, потому что опали листья.

Воспитатель: Что произошло с травой с приходом осени? Послушайте, как поэт говорит об этом (зачитать строчку)

Дети: Травка стала вянуть и желтеть

Воспитатель: А кто знает, что означает слово «озимь»

Дети: Поля, которые засеяли на зиму зерном.

Воспитатель: Как вы понимаете эти строчки? «Туча небо кроет, солнце не блестит»

Дети: Небо стало серым, не видно солнышка

Воспитатель:Как понимаете строчки из стихотворения: «ветер в поле воет, дождик моросит?»

Дети: Дует сильный ветер, завывает как волк, идёт мелкий дождь.

Воспитатель: Что означают эти строчки? «Воды зашумели быстрого ручья»

Дети: Из- за сильного ветра вода в реке стала быстрее течь.

Воспитатель: Послушайте последнюю строчку стихотворения «Птички улетели в тёплые края» Как вы понимаете эти слова?

Дети: Птичкам стало холодно, нечего кушать.

Воспитатель: А теперь еще раз послушаем стихотворение. Нам нужно будет заучить стихотворение.

Воспитатель: Для того чтобы легче запомнить стихотворение, нам помогут картинки-схемы. Давайте их нарисуем. (Воспитатель рисует картинки к стихотворению.)

Воспитатель: А теперь еще послушаем стихотворение. Я начинаю говорить фразу, а вы ее заканчивайте.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Ребята, птичка сказала, что вы без меня не сможете выучить стихотворение. Докажем ей, что вы сами справитесь?

Для этого вы сами себе выберите картинку-схему. Посмотрите внимательно, что на ней изображено, ту часть стихотворения и будете рассказывать.

(дети рассказывают стихотворение с помощью мнемотаблиц).

Воспитатель: Кто же самый смелый и хочет рассказать все стихотворение? Вот видишь, птичка, ребята справились самостоятельно.

(воспитатель наклоняется к птичке)

Воспитатель: Птичка говорит нам спасибо. Вы помогли птичке запомнить стихотворение. Теперь ветер поможет улететь в теплые края. До свидания, птичка.

(птичка улетает)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение?

Воспитатель: Как оно называется?

Воспитатель: Кто его написал?

Воспитатель: Давайте еще раз повторим стихотворение.

(дети читают стихотворение)

Воспитатель: Спасибо, ребята, огромное всем

За то, что упорно всем миром трудились,

Работали дружно, совсем не ленились.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «В. П. Катаев «Цветик — семицветик»Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «В. П. Катаев «Цветик — семицветик» Интегрированное занятие по речевому развитию (ознакомление детей с художественной литературой) в старшей группе на тему: В. П. Катаев «Цветик.

Конспект игры-занятия по речевому развитию «Чудо-дерево» по произведению К. ЧуковскогоКонспект игры-занятия по речевому развитию «Чудо-дерево» по произведению К. Чуковского Цель: Развитие у детей интереса к дидактическим играм, формирование у детей умений обобщать предметы. Дидактические задачи: 1. Учить детей.

Конспект НОД по речевому развитию «Волшебница Осень» во второй младшей группеКонспект НОД по речевому развитию «Волшебница Осень» во второй младшей группе Тема: «Волшебница Осень» Основная образовательная деятельность: речевое развитие. Цель: Развитие связной речи детей второй младшей группы.

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе «Сюжетные рассказы о природе» Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: Игра-занятие по развитию речи (сюжетные рассказы о природе) Воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию по произведению А. Плещеева «Осень» в старшей группе
Опубликовано: 27 января 2021 в 16:40
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Проект в старшей группе «Блокада Ленинграда»
Иптышева Наталья Васильевна Тема проекта "Блокада Ленинграда" в старшей группе. Цел: Расширять представления детей о героическом подвиге жителей...
Коллективная работа в подарок мамам «Сердечный букет»
Международный женский день 8 Марта – праздник весны! Праздник с лучами солнца, журчанием ручейков и, конечно, ароматом цветов! В канун праздника дети с...
Детский мастер-класс по аппликации «Разноцветные тюльпаны для любимой мамы» в младшей...
Детский мастер - класс по аппликации " Разноцветные тюльпаны для любимой мамы" в младшей группе ЦЕЛЬ: - Приготовить своими руками подарок...