Светлана Игошева
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Ч]—[Щ]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе
Тема: «Звуковая культура речи : Дифференциация звуков (Ч)-(Щ).
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе „Звуковая культура речи, Дифференциация звуков [Ч]—[Щ]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Цель: учить детей различать на слух сходные по артикуляции звуки на слух сходные по артикуляции звуки (ч)-(щ, изолированные, в словах, во фразовой речи, придумывать слова на заданный звук, совершенствовать умение определять позицию звука в слове, помочь детям запоминать стихотворение, совершенствовать интонационную выразительность речи.
Ход ООД:
- Ребята, давайте вместе вспомним и повторим наше стихотворение:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
НОД - Ребята, мы начинаем наше занятие с разминки. На этот раз вам надо представиться и назвать первый звук в вашем имени. Например: «Меня зовут Артем, моё имя начинается со звука «А»» (дети по очереди называют своё имя, определяют первый звук).
Артикуляционная гимнастика.
- Молодцы. А теперь садитесь за столы. Чтобы хорошо отвечать на занятии, нам надо потренировать ротик и язычок. Упражнения «Моляр»,»Лопатка».
- С гимнастикой вы справились, а теперь я предлагаю вам послушать одну историю, но не просто послушать, но и самим в ней поучаствовать. Вы готовы?
В одном городе жил был мальчик. Имя у него было необычное – Чук. На день рождение родители подарили Чуку маленького щенка. Мальчик очень обрадовался новому другу и назвал его Щен. Пока он радуется, давайте, мы определим первые звуки в словах Чук и Щен. (дети определяют звуки). Со звуками «Ч» и «Щ» мы с вами сегодня будем часто встречаться. Запомните, ребята, звуки «Ч» и «Щ» - согласные, и всегда мягкие.
Чук очень любил своего Щена, кормил, гулял, играл с ним. А ещё часто прихорашивал своего друга и при этом он приговаривал:
- Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
- Найдите в стихе слова, которые начинаются со звука «Щ» (щёткой, щенка, щекочу)
- Теперь найдите слова, которые начинаются со звука «Ч» (чищу)
- А в каких словах встретились оба звука? (чищу, щекочу)
Давайте повторим это стихотворение (повторяется 1 раз хором, и 2-3 индивидуально).
- Очень умным пёсиком оказался Щен и решил Чук показать его своим друзьям. Пришли друзья, а щенок под кровать спрятался и не вылезает. Тогда Чук говорит: «Щен ещё маленький, многого боится. Надо вести себя спокойно. Когда он слышит звук «Ч», как в моём имени, то сразу успокаивается. Давайте, мы будем себя называть так, чтоб в наших именах слышался звук «Ч»». И дети стали называть себя не Таня, а Танечка, не Коля, а Колечка. Продолжайте теперь вы, ребята (воспитатель показывает на ребёнка, тот изменяет имя с помощью суффикса – ЧК).
Физминутка
«Телёнок»
Бу-бу, я рогатый.
(2 прыжка, рожки из пальчиков)
Бу-бу, я хвостатый.
(2 прыжка, хвостик из руки – за спину)
Бу-бу, я ушастый.
(2 прыжка, ушки из ладошек)
Бу-бу, очень страшный.
Бу-бу, испугаю.
Бу-бу, забодаю.
(бодаются)
- Очень дружили Чук и Щен. Любили играть в разные игры. Вот и сегодня они с вами поиграют в игру. (воспитатель предлагает пройти детям на ковёр и проводится игра – физминутка). Если вы услышите слово со звуком «Ч», то вы хлопаете, если в слове услышите звук «Щ», то прыгаете, а если услышите слово без этих звуков – приседаете.
Предлагаемые слова: чемодан, щека, собака, щука, веточка, чайник, зубы, ящерица, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, щенок.
Молодцы, ребята. Поиграли в игру, а теперь снова садитесь на свои места.
- Скоро из щенка Щена вырастет большой пёс. И у него будут не глазки, а глазищи, не носик, а носище (дети образуют слова с суффиксом – ИЩ).
Предлагаемые слова: хвостик, лапки, шерстка, спинка, зубки, язычок.
- Чук в детский сад не ходит, но очень хочет научиться делить слова на слоги и определять место звука в слове, а потом научить этому и Щена. А вы ведь умеете? А кто вас этому научил? Кто такой воспитатель? (ответы детей) .
- Давайте, покажем Чуку и Щену, как мы делим слова на слоги и определяем место звука в слове (дети прохлопывают слова, определяют количество слогов и с помощью планшета с пуговкой определяют место звука в слове : начало, середина, конец сначала со звуком «Ч», затем со звуком «Щ»). Предлагаемые слова: человек, мяч, речка, лещ, пещера, щука. Молодцы, ребята.
- Но самой любимой игрой для Чука и Щена было придумывание слов, где бы встречались звуки «Ч» или «Щ». Чук придумывал слова, а Щен радостно лаял, услышав знакомые звуки. Я предлагаю вам разделиться на пары и самим придумать слова, или пройтись по группе и найти игрушки или картинки со звуками «Ч» или «Щ». Когда вы найдёте слова с заданными звуками, то подходите к Чуку и Щену и дарите им свои слова: Чуку – со звуком «Ч», а Щену – со звуком «Щ» (ребята выполняют задание).
Рефлексия:
Дети - с какими звуками вы сегодня работали? Чем они похожи? Вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось?
- Макар, какие звуки мы учились различать?
- Паша, как произносятся [Ч], [Щ]?
- Какое задание понравились Ульяна?
- Какие задания для вас были сложными Полина? Вызвали затруднения Вика?