Получи документы

Конспект занятия по региональному модулю в подготовительной группе «Моя республика-Мордовия моя» (2 фото)

Наталья Сараева
Конспект занятия по региональному модулю в подготовительной группе «Моя республика-Мордовия моя»

Цель: закрепить знания детей о нашей многонациональной республике Мордовия.

Задачи:

1. Обучающие:

выявить знания у детей о нашей многонациональной республике,

сформировать представления о народах, населяющих Мордовию.

2. Развивающие:

развивать диалогическую речь: участие в беседе, мышление, способность к умозаключению, любознательность.

Активировать словарь ключевыми словами: мордва, русский, мордовский.

3. Воспитательные:

Публикация «Конспект занятия по региональному модулю в подготовительной группе „Моя республика-Мордовия моя“» размещена в разделах

воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа, познавательный интерес к родному краю.

Предварительная работа: рассматривание альбомов о Мордовии, знакомство с устным народным творчеством мордовского народа, беседы о мордовском творчестве, рассматривание национальной одежды и вышивки, знакомство с орнаментом.

Методы и приё мы: наглядный, словесный, вопрос- ответ, использование художественной литературы, игра «Вышивание полотна».

Материалы и оборудование: картинки- слайды (национальные костюмы, карта республики Мордовия, флаг и герб, магнитофон с записью мордовской музыки, стихотворение М. Бебан «Земли есть и красивей.», куклы в национальном костюме, салфетки, полотенца с мордовским орнаментом.

Методические приё мы:

1. Вводная часть – 7 минут

а- организационный момент (эмоциональный настрой)

б- прослушивание мордовской музыки М. Бебан «Земли есть и красивей…»

в- беседа о республике Мордовия (карта, флаг, герб Мордовии)

2. Основная часть- 20 минут

а- Чтение стихотворения «Мой край, мордовская земля.»

б- беседа о национальностях проживающих в нашей республике

в- физкультминутка

г- беседа о достопримечательностях республики Мордовия

д- игра «Вышивание полотна»

е- беседа о народном национальном костюме (мордовский орнамент)

3. заключительная часть- 3 минуты

Подвести итог о полученных знаниях на занятии

Ход занятия:

Едет, едет паровоз-

Много у него колёс.

Мчится паровоз по кругу

Машем мы рукой друг другу.

Тра-та-та, тра-та-та

Занимаем все места!

Звучит мордовская музыка. Воспитатель зачитывает стихотворение

М. А. Бебан:

Земли есть и красивей-

Мне не надо иной:

Ты ведь тоже Россия,

Край мордовский родной…

Ребята, наше сегодня занятие необычное, это путешествие по нашему краю, по нашей республике. Давайте вспомним, как называется республика в которой мы живём?

- Мордовия.

Посмотрите на карту нашей Родины. Мордовия находится в центре России. Ребята. Как называется столица нашей России?

- Москва.

А теперь назовите столицу нашей республики, столицу Мордовии?

-Саранск.

Молодцы, ребята! Посмотрите (указать на карту) прекрасна мордовская земля! Здесь сменяют друг друга дремучие леса, берёзовые рощи, чистые сосновые боры, и необъятная ширь ярко- голубого неба с белыми облаками, зелёный ковёр лугов. Протекают реки Мокша, Сура, Алатырь и Инсар.

Стихотворение М. А. Бебан:

Мой край родной - мордовская земля,

Тебе слагаю песни я свои.

Люблю твои раздольные поля,

Суры и Мокши чистые струи.

Люблю твоих нарядов простоту.

Твои обряды, звучный твой язык,

Твоих сказаний смелую мечту,

Который с детства я внимать привык.

Здравствуй, утренняя зорька!

Здравствуй мой, мордовский край.

Ах, клубничная сторонка,

Я люблю тебя ты знай!

Саранск- население 308 тыс человек. Основан в 1640 г. старейший русский город. Саранск строился,как крепость Российского царства, она была возведена на берегу реки Инсар. Имела название- Саранский сторожок.

Вокруг Саранска расположено 18 населённых пунктов, которые вместе со столицей образуют городской округ – Саранск. Составляет число 330 тыс человек.

Наш город разделё н на 3 района: Ленинский, Пролетарский и Октябрьский. На территории Мордовии дружной семьё й живут и трудятся люди разных национальностей: русские, мордва (мокша, эрзя, татары и др.

Послушайте, как они говорят о родной земле:

- Шачема крайнязе!- признаются в любви к нему мокшане.

- Тиринь енксонок! – ласково и нежно называют эрзяне.

- Родная, родная земля! – как клятву верности произносят русские.

- Туган племне ойрэну!- с любовью говорят татары.

Физкультминутка

А теперь все дружно встали,

Быстро руки вверх подняли!

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели и за дело.

Наша республика с годами «расцветает». На ее территории множество древних монастырей, куда приезжают паломники со всей России. Действуют Республиканский краеведческий музей, музей изобразительных искусств, музей боевой славы. Наша гордость национальная библиотека им. А. С. Пушкина и Театр кукол. Много по всей республике памятников и скульптур.

(Воспитатель показывает детям слайды достопримечательностей города Саранск.)

Современные традиции мордовского народа пришли из глубокой древности. Сформировались они на единении человека и природы. Множество традиций эрзян и мокшан связаны с созданием семьи и появлением ребёнка. Со времен язычества сохранились поверья и обычаи почитания предков. Наш народ отличается радушием и хлебосольством. Традиционная кухня мордовского народа имеет сходство с русской: квас, простокваша, жареная печень, квашеная капуста, напитки из мёда, ячменя и солода.

Издавна мордовские девушки занимаются гаданием. Популярностью пользуются народные игры на свежем воздухе, и большое внимание уделяется воспитанию у детей трудолюбия, уважению к старшим, приучению к труду и привитие древних семейных традиций.

В Мордовии духовная культура основана на народных обрядах, которые состоят из устно- поэтического творчества, плясок и декоративно-прикладного искусства (показ знаменитых ансамблей «Умарина» и

«Келу») современную музыкальную культуру представляют несколько знаменитых ансамблей они исполняют песни на национальном языке.

В Мордовии отмечают праздники- Рождество, Пасху,Масленицу,Троицу.

А теперь и мы немного поиграем и отдохнём.

Дружно ткали, вышивали,

Поиграть не забывали,

И до нас дошла игра,

Называется она:

«Вышивание полотна»

Правила игры: выбираются «иголка и нитка» все берутся за руки, образуя круг. «Иголка и нитка» проходят под поднятыми руками детей, произнося при этом слова (имя ребят мимо которых идут) :-«Танин холст вышиваем!»

Так они проходят под руками всех детей. Значит холст вышит. И игра продолжается с новыми «иглой и ниткой».

Правило игры: дети поднимают руки тогда, когда «нитка и иголка» проходят под руками. И получается волнообразное движение.

Молодцы! А теперь присаживайтесь на свои места.

Посмотрите, ребята, прошла первая, вторая и третья нити и получилось у нас полотно (показать вышивку на полотенце). Но не только красивы полотна вышивали мордва, прекрасен и мордовский народный костюм.

(Включаются слайды с изображением людей в национальных костюмах)

Ребята, вот и гостья к нам пришла, кукла Агата. «Как красив её костюм!»

У каждого народа была национальная одежда, свой национальный костюм.

Мокшане и эрзяне гордятся своим костюмом. Если сравнивать их между собой то можно найти сходство и различия. Одинаковы в них холст, шерстяные нитки для вышивки и крой рубахи. На мокшанском костюме больще вышивки, чем на эрзянском. У эрзян вышивка крупнее.

-Рассмотрим из чего состоит мокшанский народный костюм.

- Это рубашка, по- мокшански – панар. Она украшена вышивкой, какого на цвета?

- Красная и чёрная.

- Вышивка расположена на рукавах и подоле.

- Из каких геометрических фигур составлен орнамент?

- Из треугольников, квадратов, ромбов и крестиков…

- А чем подвязывается рубаха?

- Рубашка подвязывается поясом. По –мокшански - карькс. Посмотрите, как украшен пояс – кисти и ракушки. Они гремят при ходьбе и танцах.

Что надевают на передник - рукава. Передник бывает разного цвета: красный, синий и зелёный.

- Что надевали мордовские женщины на голову?

- на голову женщины завязывали в виде чалмы большой платок - руця.

На ногах носили лапти, их плели из лыка. В праздники мордва носили сапоги - «сермаф кямот». Начало их голенища у подъёма собрано в мелкую складку. Они похожи на – гармошку.

Мордовский костюм невозможно представить без украшений, их очень много.

- Какие вы видели из них?

Это бусы, монеты медные и серебряные браслеты, кольца, подвески ушные из металла, перьев птиц. Украшения «сульгам» носили на груди, она защищала от болезней и злых духов.

Вот посмотрите поближе мордовские наряды.

А теперь давайте, ребята вспомним нашу карту необычную и назовём, как называется наша республика?

Как называется столица Мордовии?

Какие народы живут на её территории?

Какие реки протекают?

Почему наш город так называется?

Конспект занятия по региональному модулю в подготовительной группе «Моя республика-Мордовия моя»
Фото «Моя республика-Мордовия моя»
Публикации по теме:

Сценарий праздника «Адыгея — моя республика» в старшей группеСценарий праздника «Адыгея — моя республика» в старшей группе Сценарий праздника для детей старшей группы «Адыгея - моя республика». Цель: воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному.

Цвети, республика моя.Цвети, республика моя. У каждого человека есть своя малая Родина, милый сердцу уголок, а там где мы родились, где радостно живем – это наш родной край Башкортостан.

Фотоотчет «Моя республика Башкортостан»Фотоотчет «Моя республика Башкортостан» Выполнила Сабирова Р. Х. 2018г. На тысячи верст раскинулась Башкирия! Какими только дарами не наградила природа эту страну: обширные и тучные.

Клубный час «Моя страна — Россия, моя республика — Башкортостан»Клубный час «Моя страна — Россия, моя республика — Башкортостан» В нашем детском саду прошел клубный час, посвященный Дню народного единства. Для реализации целей и задач клубного часа воспитатели старших.

Конспект итоговой НОД «Мордовия — моя малая Родина» по познавательному развитию Ход занятия Вос-ль: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычное занятие – к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, пожалуйста.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Цвети, мой край, Мордовия моя!» Конспект НОД для детей подготовительной группы «ЦВЕТИ МОЙ КРАЙ, МОРДОВИЯ МОЯ!» Программное содержание: 1. Показать формы и методы работы.

Конспект ООД «Мой край — Мордовия моя» Ход организованной образовательной деятельности: Воспитатель: Шумбратада, кельгама ялгат! Воспитатель: Ребята, скажите, на каком языке я.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Дорогая моя столица, золотая моя Москва» Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Дорогая моя столица, золотая моя Москва» Учитель-логопед: Маранова Е. Н..

Сценарий квест-игры в старшей группе «Мой город, моя республика» Участники игры: дети старшей и старшей-подготовительной групп, воспитатели. Предварительная работа: беседы об истории города; ООД "Памятные.

Проект «Моя Мордовия»Проект «Моя Мордовия» Характеристика проекта • по содержанию: этнокультурный; • по доминирующей деятельности: смешанный (присутствуют элементы информационного,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по региональному модулю в подготовительной группе «Моя республика-Мордовия моя»
Опубликовано: 13 декабря 2018 в 17:19
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД