Караташ Наталья Игоревна
«Ветка рябины». Конспект занятия по рисованию карандашами в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по рисованию
в старшей группе «Ветка рябины»
Разработала: воспитатель Караташ Н. И.
Цель: развивать творческие способности детей посредством художественно – изобразительной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «„Ветка рябины“, Конспект занятия по рисованию карандашами в старшей группе» размещена в разделах
- Дерево Рябина
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Деревья. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Рябина. Рисование
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Учить детей передавать характерные черты ветки рябины: изысканную структуру веток, разнообразие и оттенки листвы;приобщать их к искусству композиции, чтобы продумывали расположение рисунка на листе и с помощью простого карандаша делали тонкие эскизы ветки рябины;усовершенствовать их навыки в технике печатания листьями, развивая умение аккуратно наносить краску на поверхности листьев и создавать яркие оттиски на бумаге.
Таким образом, через каждое прикосновение к природе, через цвет и текстуру, дети развивают своё восприятие и творческое воображение, создавая уникальные произведения искусства. Каждая ветка рябины становится не просто объектом изучения, а вдохновением для их личных художественных открытий.
Развивающие:
Развивать эстетическое восприятие и продолжать увлекательные занятия рисования, предоставляя детям возможность освоить технику ; воспитывая их способность к самопроверке — сравнивая свои работы с образцами и тем самым постигая нюансы художественного процесса.
Заботиться о том, чтобы дети не только запомнили строение рябины, но и уловили его уникальные черты, обратили внимание на внешний вид и характерные особенности этого великолепного дерева. В каждом воздушном ощущении жизни рябины, в её изящных листьях и ярких ягодах, закладывается новое понимание природы, которое обогащает душу и развивает художественное восприятие юных мастеров.
Эти учебные моменты становятся не только школой творчества, но и местом, где формируется эфирное восприятие окружающего мира, пробуждая в детях стремление к искусству и гармонии с природой. Через цвет, форму и технику дети учатся видеть красоту в повседневном и находить радость в творческом самовыражении.
Воспитательные:
Воспитывать стремление к аккуратности, развивать умение критически оценивать как собственные творения, так и работы сверстников, а также пробуждать страстное желание исследовать техники рисования.
Материал: игрушка-зайчик, иллюстрации «Ветка рябины», «Птицы на рябине», листы формата А-4, карандаши, гербарии (засушенные листья рябины).
Предварительная работа: рассматривание рябины на прогулке; рассматривание иллюстраций по теме «Деревья и плоды»; чтение стихотворения А. Плещеева «Рябина»; загадки о рябине.
Методы и приемы: художественное слово, обследование, беседа, вопрос-ответ, объяснение, помощь, анализ работ, похвала.
Ход занятия
Вводная часть.
Дети сидят на стульях полукругом.
(Звучит русская народная песня «Калинка-малинка» ,дети стоят в кругу, воспитатель:
Воспитатель:
Заглянула Осень в каждый дом,
Потому,что бродит Осень за окном
Заглянула Осень в детский сад,
Чтоб порадовать весельем ребят.
Воспитатель: Ребята, кто-то к нам спешит в гости. А чтобы узнать кто это, надо отгадать загадку:
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Воспитатель: Кто это?
Ответы детей (зайчик)
Появляется зайчик с веткой рябины.
Воспитатель: Зайчик пришел к вам из леса и принес в подарок красивую веточку. Кто знает, от какого она дерева?
Ответы детей (рябина)
Воспитатель: Вам понравилась веточка?
Ответы детей (да)
Воспитатель: А, хотите, я расскажу вам о рябинке?
Сегодня мы познакомимся поближе с удивительным и необычайно красивым деревом. (показ изображения) Тонкоствольная и стройная, стоит рябинушка, накинула на плечи шаль из разноцветных резных листиков, надела алые бусы из ягод. Ранней осенью рябиновые ягоды горькие и кислые, но, стоит только ударить первым морозам, они становятся приятными на вкус, и нет лучшего угощения птицам, чем ягоды рябины. Каждый год появляются на рябине плоды. Ягоды у рябины бывают самые разные: есть зеленовато-желтые, есть ярко-красные, есть коричневые в крапинку, а греческая рябина желто-оранжевыми ягодами обзавелась. Ягоды рябины крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть. Однако уже к середине зимы от них ничего не останется. Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них витаминов. Люди тоже едят и используют рябину. Из ягод готовят лакомства, напитки, а из делают цветов — чай. Из рябиновой древесины мебель, музыкальные духовые инструменты. С давних времен заметили люди целебную силу рябины и стали использовать ее для лечения болезней. Послушайте народные приметы, связанные с рябиной:Рябина зацветает — пора сеять лен. Рябина цветет рясно — много овса будет. Хорошо рябина цветет — к урожаю льна. Поздний расцвет рябины — к долгой осени. Если уродится рябина — рожь будет хороша. В лесу много рябины — осень будет дождливой, если мало — сухо.
А еще послушайте легенду о рябинеКупеческая дочка влюбилась в простого парня, но ее отец и слышать не хотел о бедном женихе. Избавить семью от позора он решил при помощи колдуна. Чтобы спасти свою любовь, девушка придумала убежать из дома. Темной дождливой ночью поспешила она на берег реки к месту встречи с любимым. В ту же безлунную ночь вышел из дома колдун. Но парень заметили колдуна. Уводя опасность от любимой, юноша бросился в воду. Колдун дождался пока он переплывет реку и взмахнул волшебным посохом, когда молодой человек уже выбирался на берег. Сверкнула молния, ударил гром, и парень превратился в дуб. Все это случилось на глазах у девушки, из-за дождя чуть опоздавшей к месту встречи. И девушка тоже осталась стоять на берегу. Ее тонкий стан стал стволом рябины, а руки – ветви протянулись в сторону любимого. Весной она надевает белый наряд, а осенью роняет в воду красные слезы, печалясь о том, что «широка река, не перешагнуть, глубока река, а не утонуть». Так и стоят на разных берегах два любящих друг друга одиноких дерева.
Воспитатель:А каких птиц вы знаете?
Ответы детей (снегири, дятел, синица, воробей, клест)
Воспитатель:Дорогие ребята, помните, что зима — это суровая и холодная пора. Под белоснежным покровом снежных просторов птицы не могут отыскать себе корм. Поэтому не забывайте щедро подкармливать их в это непростое время!
Воспитатель: Давайте создадим на коврике красочные ягодки рябины, используя наши пальчики. Дети с энтузиазмом отпечатывают яркие ягоды на мягком коврике.
Внезапно зайчик что-то шепчет воспитателю на ухо.
Воспитатель: Зайчик сказал, что у рябины удивительно красивые веточки, и ему очень хочется создать их изображение. Но, увы, он не умеет рисовать. Давайте протянем ему руку помощи — нарисуем для нашего зайца волшебную веточку рябины.
Основная часть.
Воспитатель: А чтобы наша работа засияла красотой, мы позволим себе немного отдохнуть, а затем с новыми силами приступим к выполнению задания.
Физминутка:
На холме стоит рябинка,Держит прямо, ровно спинку. Ей не просто жить на свете-Ветер крутит, вертит ветер. Но рябинка только гнется,Не печалится - смеётся. Вольный ветер грозно дуетНа рябинку молодую.
Воспитатель приглашает детей собраться у столов, уже украшенных карандашами. В центре внимания, на столе, грациозно помещена веточка рябины в изящной вазе, а рядом уютно устроился зайчик, словно наблюдающий за творческим процессом.
— Сегодня, дети, мы будем рисовать веточку рябины.
Воспитатель мягко спрашивает: — Давайте вспомним, на что похожи ягодки? Каковы листочки?
Взоры детей сосредотачиваются на удивительной структуре рябины: как аккуратно расположены листья, как гроздья ягод гордо висят на ветках. Они обсуждают: — Какой цвет у ягод? А у листьев?
Словно волшебный момент, восприятие рябины наполняет комнату вдохновением.
— Посмотрите внимательно, — продолжает педагог, — есть ли у вас все необходимое для рисования?
Дети, полные восторга, начинают делиться своими ответами, готовясь к творческому путешествию, которое откроет им мир прекрасного через искусство рисования.
Воспитатель:
1. Ребята, подскажите, каким цветом мы будем изображать ветку? (Мы используем коричневый для рисования ветки и изогнутых разветвленных палочек для грозди.) Ветка, изогнутая, как нежная дуга, с грацией раскрывает свои формы. Далее, ненавязчиво повесим на нее грозди ягод, дополненных великолепными листьями.
2. Какого цвета будут наши ягоды? (Ягоды рисуем ярким красным.) Сколько ягод следует изобразить? Наполните ветку множеством ягодок, располагайте их близко друг к другу, чтобы гроздь аккуратно вписалась в невидимый овал.
3. Листики у рябинки, словно подружки, располагаются парами, а лишь одинокий листочек, последний из них, стесняется остаться в одиночестве.
Прежде чем погрузиться в творческий процесс, давайте закроем глаза и представим, как вы будете рисовать, как расположите свою ветвь рябины. Давайте в воображении проведем линию, словно в воздухе, создавая изогнутую дугу. Пусть оживут грозди ярких ягод, как искры, рассыпающиеся по ветке, и изящные листики, подобно маленьким зеленым ладоням, прильнувшим к стеблю.
Настройтесь на ритм природы, представляя, как ветка плавно изгибается, перетаскивая свежесть летнего ветерка и золотистый свет, играющий на поверхности сочных плодов. Каждое движение станет отражением вашего внутреннего мира, где сорта рябины собраны воедино, сливающиеся в гармонии. Замените музыку жизни звуками щебета птиц и шорохом листвы. Позвольте себе ощутить ту магию, что скрыта в каждом мгновении, готовясь перенести ее в свои творения.
Вот каким прекрасным произведением искусства стала эта веточка рябины. Чтобы наше творение обрело истинную красоту, мы щедро подготовим свои пальчики и с величайшим вдохновением перейдем к выполнению задания.
Пальчиковая гимнастика.
Грозди рябины сверкают на солнце (кисти рук опущены вниз, пальцы разжаты,
Ветки тихонько стучатся в оконце (руки вверх, качаем руками вправо- влево,
Ягодки бережно с ветки срываю (срываем ягодки,
Тонкую нитку в иголку вдеваю (левая рука держит иголку, правая вдевает нитку в иголку,
Ягодка к ягодке я нанижу (продвигаем ягодки по ниточке,
Бусы красивые всем покажу (показываем в руках ниточку с бусами).
Дети погружаются в творческий процесс. В ходе их самостоятельной работы взрослый, по мере необходимости, оказывается рядом, предлагая помощь: задает наводящие вопросы, демонстрирует отдельные приемы изображения и предлагает словесные инструкции. В этот важный момент он способствует развитию у детей умения не только выполнять задание, но и делиться своим опытом: рассказывать о том, что они делают, и с увлечением отвечать на возникающие вопросы. И, конечно же, обязательным условием является искреннее поощрение детей, которое вдохновляет и поддерживает их стремление к самовыражению и познанию собственных возможностей в процессе выполнения работы.
Воспитатель: Теперь когда все готово, мы с вами поиграем!
Игра «Чей листик?»
Дети делятся на 2 команды. Первой команде выдаются листья рябины, второй листья березы. Картинки с изображением деревьев ложатся в разные части группы. Играет музыка, дети передвигаются по группе, музыка заканчивается, дети делают кружок (каждый возле «своего» дерева).
Заключительная часть.
Воспитатель рассказывает четверостишье:
Словно паутинки, веточки калинки
Красные – прекрасные, ягодки атласные
Мы не будем их срывать,
птички любят их клевать.
Предлагаю разместить все ваши работы на нашей доске. Ребята, какие ягоды мы рисовали? Как называется это удивительное растение? Что вам показалось самым трудным в процессе рисования?
Воспитатель вместе с зайчиком и детьми тщательно рассматривают завершённые творения, обращая внимание на их изящество и оригинальность исполнения. Они вспоминают последовательность шагов и художественные приёмы, использованные в процессе работы. Названия и назначения предметов оживают в их обсуждении, а разнообразие цветов привносит в беседу яркие эмоции и образы.
Каждый штрих и каждое решение становятся поводом для радости и обмена впечатлениями. Дети делятся своими мыслями, учась выражать чувства и наблюдения, а вместе с зайчиком погружаются в мир цветной фантазии и творчества. Событие наполняется теплом и воодушевлением, ведь каждая работа — это не просто изображение, а отражение внутреннего мира каждого из нас.
Воспитатель: Зайчику безмерно понравились ваши творения. Вы поистине волшебные художники! Ваши рябиновые веточки излучают красоту и тепло осени, превращая окружающее пространство в настоящий «осенний вернисаж». Каждый штрих, каждая деталь пронизаны неподдельным искусством и вдохновением, созданным с любовью. Ваши работы - это не просто рисунки, это отображение душевной гармонии и умения замечать прекрасное в привычном. Они словно запечатлевают момент, когда природа расцветает яркими красками, окутывая мир золотым светом. Поздравляем вас с этим чудесным достижением!