Папки-передвижки

Конспект занятия по самообразованию «Расписная хохлома»

Баева Алена
Конспект занятия по самообразованию «Расписная хохлома»

«Расписная Хохлома»

Цель: Ознакомление детей с народно - декоративно-прикладным искусством -хохломской росписью.

Ход

Воспитатель:

Есть в районе Ковернинском

Знаменитое село,

Хохломскому промыслу

Оно название дало.

Публикация «Конспект занятия по самообразованию „Расписная хохлома“» размещена в разделах

- С давних времен,на Руси,была очень распространена деревянная посуда : деревянные ложки, тарелки, салфетницы, подносы, вазы. Эту посуду, можно было увидеть как на столе у зажиточных бояр, так и у бедных крестьян. Нарядную, дорогую посуду, раскрашивали в золотые и серебряные цвета, она преподносилась богатым семьям в качестве подарков. Но обычные, бедные крестьяне, придумали, как же себе разнообразить быт, чтоб и детям, и взрослым, хоть немного прикоснуться к красоте, чтоб не только богатые бояре могли наслаждаться такой красотой. Но обычную деревянную посуду, нельзя было использовать неокрашенной,т. к от горячей пищи, дерево размокало, и приходило в ненадобность, в ней образовывались трещины. Поэтому местные мастера вывели такую формулу, сначала из белого дерева вырезалось изделие, затем его просушивали, примерно около 15 дней, и покрывали обычной глиной, снова просушивали. После просушки, посуда подвергалась обжигу, затем изделие шлифовали и окунали в специальный масляный раствор, для того, чтоб маслом заполнить оставшиеся поры. После того, как масло впиталось, изделие обсушивали еще раз, и оно было готово для росписи. Расписная золотая посуда была недоступна обычным крестьянам, поэтому они и придумали этот способ изготовления. А деревня, где жили основоположники этого вида росписи, называлась Хохлома, и в эту деревню, каждые выходные съезжались на базар, мастера со всей округи, чтоб сбывать свою продукцию. Ребята, а Вы хотите посетить базар, в деревне Хохлома?

Дети: - Да, хотим!

Воспитатель:- Хорошо, давайте посмотрим, какие товары свезли на базар народные мастера. Посмотрите, здесь и тарелочки,, матрешка, ложечки, подставка- все эти узоры выполнены с особым усердием и любовью, в каждое расписанное изделие, мастер вложил красоту родной деревни Хохлома.

Воспитатель-: - Ребята, посмотрите внимательно и скажите, каким цветом раскрашены узоры на посуде?

Дети: - Красный, желтый, зеленый, черный.

Воспитатель: - Ребята, это особый узор, он подарен самой природой, ведь вдохновившись ее красотой, мастера из деревни Хохлома сумели воплотить в узорах всю красоту. Посмотрите, здесь и завиток, и усики, капелька, а этот узор называется осочка. И все это – дары красоты русской природы, в деревне Хохлома.

Воспитатель :- Ребята, а скажите какими узорами украшены предметы хохломской росписи?

Дети:- Капельки, усики, завитки, осочки.

Воспитатель: - Верно, и это называется растительный узор. А вы хотите стать мастерами, чтобы уметь украшать посуду основными элементами хохломской росписи?

Дети:- Да, хотим!

Воспитатель: - Хорошо, ребята. Но сначала я предлагаю вам поиграть в игру «Что лишнее?» На столе перед ребятами, разложены карточки, им следует отобрать те, на которых изображены предметы с хохломской росписью. На карточках изображены предметы с росписью Гжель, и дымковские игрушки. Так как раннее изучали эти виды народно-прикладного искусства, предложить ребятам вспомнить их названия.

Воспитатель: - Мы с Вами поиграли, и сейчас я Вам покажу, как происходит процесс росписи. Сегодня мы изучим основные элементы хохломской росписи – усики, капельки, завитки, осочки. Кисточку держим тремя пальцами, перпендикулярно поверхности листа. Капельку мы рисуем, приемом прикладывания кисти к бумаге, усики рисуем в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль, а завитки выполняются с легким нажимом в середине элемента. Напоминаю вам ребята, что все элементы растительного узора наносятся сразу кистью, без предварительного наброска карандашом. Смотрите, как я набираю краску, не спеша, держу кисточку у железного наконечника. Осочки рисуем легким движением кисти, сверху вниз. Лишнюю краску снимаю о край баночки, веду кисточкой плавно,и у нас получился завиток. Проделываю снова эти приемы рисования, и для последующего нанесения нового элемента росписи. Обращаю ваше внимание, что все узоры рисуем основными цветами, которые предназначены именно для хохломской росписи.

Воспитатель:Вот такими получились узоры у меня.

Воспитатель:Дети,скажите пожалуйста, с каким видом росписи мы с Вами сегодня познакомились?

Дети: - Хохломская роспись.

Воспитатель: - Но прежде,чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики.

Физминутка (пальчиковая гимнастика)

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин. (Дети «разламывают» апельсин.)

Много нас (Показывают 10пальцев.)

А он один. (Показывают 1палец.)

Эта долька — для ежа (Загибают пальцы левой руки.)

Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура (Бросательное движение правой рукой)

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь(«Бегут» пальцами по столу.)

Кто куда!

(Воспитатель показывает один раз, затем дети повторяют под руководством воспитателя, и один раз самостоятельно)

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель:-Ребята, какие же изделия у вас получились красивые! Скажите, как называется эта роспись и почему?

Дети:-Хохломская роспись, потому что эту роспись придумали мастера, из деревни Хохлома.

Воспитатель:-У вас получились красивые завитки, усики, осочки, капельки. Давайте сделаем вывод, что сегодня мы изучили один из приемов росписи, который придумали мастера из деревни Хохлома – усики, капельки, завитки.

Воспитатель:Ребята, скажите, каким приемом росписи вы научились рисовать посуду?

Дети:- Хохломская роспись.

ВоспитательМолодцы, ребята, спасибо.

Публикации по теме:

Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню хохломы, 21 октябряКонспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню хохломы, 21 октября Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Золотая хохлома» в подготовительной группе Тема: «Золотая хохлома».(итоговое) Цель: Роспись деревянных заготовок разной формы хохломскими узорами. Программное содержание: Обобщать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в село Хохлома» Вид: продуктивная деятельность Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной.

Конспект НОД по лепке «Ложка. Чудо-хохлома» в подготовительной группеКонспект НОД по лепке «Ложка. Чудо-хохлома» в подготовительной группе Цель: изготовление ложки «Чудо-хохлома» в технике «пластилинография». Задачи: 1. формировать умение оформлять плоскость элементами узора.

Конспект НОД в подготовительной группе «Золотая хохлома» Конспект НОД в подготовительной группе: «Золотая хохлома». Задачи: вызвать интерес к народно – прикладному искусству; закрепить знания.

Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома»Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома» Конспекты занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома» Программное содержание: Знакомить с красивым искусством.

Конспект НОД «Золотая Хохлома» в старшей группеКонспект НОД «Золотая Хохлома» в старшей группе Задачи: 1. Рассказать детям об истории возникновения хохломского промысла; 2. Учить отличать хохломские изделия от изделий других промыслов;.

Конспект занятия по ИЗО «Золотая Хохлома» в 4 классе Урок ИЗО. 4 класс. Золотая Хохлома. Цель: научить выполнять декоративную роспись тарелочки под «хохлому». Задачи: Образовательные: Познакомить.

Мастер-класс по рисованию в средней группе «Хохлома, хохлома, золотая хохлома»Мастер-класс по рисованию в средней группе «Хохлома, хохлома, золотая хохлома» В работе использованы элементы узора травка – завитки, узора листики - травный орнамент, узора ягодки. Цвета хохломы - Красный, черный,.

Стенгазета «Осень золотая, расписная!»Стенгазета «Осень золотая, расписная!» Как часто мы слышим выражение: "Художник воспел красоту природы". Это высказывание означает, что в свои картины он вложил всю силу любви.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по самообразованию «Расписная хохлома»
Опубликовано: 28 февраля 2020 в 14:14
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД