Елена Чаплыгина
Конспект занятия по социально-личностному развитию в подготовительной группе по теме «Я имею право»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Закреплять умение рассуждать, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Предварительная работа.
Публикация «Конспект занятия по социально-личностному развитию в подготовительной группе по теме „Я имею право“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребенка», рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц и поговорок, с – р игры «Семья», «Вызов врача», «Новоселье», «Школа», «Идем в поход», «Театр», н/п игры «Домашние хлопоты», «Мой мир», «Пирамида здоровья», «Я помогаю маме», «Назови ласково».
Материал.
Шляпа, иллюстрированное пособие «Права ребенка», пособие «Генеалогическое дерево», картинки членов семьи, разрезные картинки по сказкам.
Ход занятия.
В. Ребята, к нам пришло много писем от людей, которых интересует тема «Права ребенка». Я предлагаю сегодня в нашей группе открыть юридическую консультацию. Мы с вами будем рассказывать людям о правах детей, и станем настоящими консультантами. Согласны?
1 конверт «Право на имя»
В. Откроем первый конверт. Посмотрим, какое право зашифровано в нем. Как вы думаете, что за право изображено на карточке? Что означает иметь право на имя? Как следует обращаться друг к другу? Как следует обращаться к взрослому?
В. В семье произошло радостное событие – на свет появился малыш. Ребенку обязательно дают имя. Многие ученые, исследователи имен считают, что имя очень важно для человека. Оно дает ключ к его характеру и даже судьбе. «По имени и житие» - гласит народная мудрость. Через несколько дней после того, как малыш появился на свет, родители получают свидетельство о его рождении. Это документ, в котором записаны имя, отчество и фамилия ребенка, дата и место его рождения, имена его родителей. Отчество присваивается ребенку по имени отца. Например, папу Ангелины зовут Игорь. Значит, отчество Ангелины – Игоревна. Когда она вырастет, к ней будут обращаться Ангелина Игоревна. Согласитесь, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются по имени. Например, «Саша, посмотри, какую интересную книгу я сегодня принесла!» или «Маша, пригласи Катю поучаствовать в игре!»
Имена бывают полные и уменьшительные. Например, полное имя – Татьяна, а уменьшительное – Таня; полное – Дмитрий, уменьшительное – Дима. Также ваши близкие, родные часто вас называют ласковыми именами. Например, Настенька, Настюша, Танечка, Татьянка, Танюша.
Игра с мячом «Назови ласково» (Вариант игры со шляпой – назвать себя полным именем (Ф. И. О.)
В. Молодцы! Теперь я вижу, что у каждого из вас не нарушено право на имя, оно у вас всех есть. Как вы думаете, понравится ли вашему другу, если вы будете называть его не по имени Максим, а по прозвищу, к примеру «Пончик»? Правильно! Не понравится. Пусть ваш друг не слишком стройный, но высмеивать физические недостатки человека некрасиво! Запомните, ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя от рождения до самой смерти с человеком. Оно становится как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.
Имя нам дает отраду
Дарит счастье и удачу
Потому узнать бы надо
Что же наше имя значит?
В конверт вложены стихи с вашими именами. Я в конце занятия вам их раздам на память. А сейчас прочту только про Сашу и Настю.
Добрый и великодушный,
Слабых защищает он.
С Сашей никогда не скучно
Он и весел и умен.
Он собаки не боится
От нее кота спасет,
Птичке он нальет водицы
И крупы ей принесет.
Настя – героиня сказок,
Обаятельна, мила
Много в ней любви и ласки,
И сердечного тепла!
То польет цветок из лейки
То повозится с котом
Настя яркие наклейки
Клеит в маленький альбом.
2 конверт «Право жить в семье»
В. В этом конверте задание следующее - надо разгадать ребус (7Я)и тогда мы узнаем, что же это за право, которое имеет ребенок. (Дети отгадывают «Семья», показ иллюстрации.)
В. Верно, это право ребенка жить и воспитываться в семье. Что это значит? (Ответы детей). Посмотрите, что я для вас приготовила (плакат «Генеалогическое древо»). Вспомните, как называется такое дерево? Посмотрите на наше древо. Мальчик и девочка находятся на одном уровне. Значит, кем они друг другу приходятся? Давайте дадим им имена. Как назовем мальчика? А девочку?
- Кем приходится Миша своим маме и папе?
- Кем приходится Маша своим родителям?
- Как можно назвать маму и папу одним словом?
- У мамы и папы есть мама, кем она является для Маши и Миши?
- У мамы и папы есть папа, кем он является для Маши и Миши?
- Кто Миша дедушке?
- Кто Маша бабушке?
- Как назвать группу людей, живущих вместе?
- Верно, а если вы будете друг друга любить, беречь и уважать, ваше родословное древо всегда будет крепким и здоровым. Как пальчики на ладошках.
Пальчиковая гимнастика.
«Пальцы – дружная семья»
3 конверт «Право на жилище»
В. А в этом конверте - загадка.
Где семье комфортно нашей?
Где поутру пахнет кашей?
Там ступают кошки лапки,
А у входа стоят тапки. (Дом, жилище.)
О каком праве ребенка пойдет речь? (О праве ребенка жить в доме, иметь свое жилище.)
Игра «Собери картинку» (дети работают подгруппами)
В. Соберите разрезные картинки к сказкам. Назовите, какие сказки у вас получились? («Теремок», «Заячья избушка», «Три поросенка», «Рукавичка»)
В. Какое право нарушено во всех этих сказках? (Право на проживание в доме, иметь свое жилище.) Молодцы!
4 конверт «Право на отдых»
В. Какое право изображено на картинке? (Право на отдых.)
В. Мы его ни в коем случае нарушать не будем. Мы уже достаточно потрудились на занятии и сейчас воспользуемся этим правом и немного отдохнем.
Физкультминутка. «Все умеют отдыхать».
5 конверт «Право на образование»
В. Продолжим обучение в консультации. О каком праве нам говорит эта картинка? (Право на образование и воспитание в образовательных учреждениях.)
В. Что это за учреждение? (Детские сады, школы, колледжи, училища)
Когда малыш подрастет, научится ходить, говорить, играть с игрушками, дома ему становится скучно. Ребенку необходимо общество сверстников, чтобы вместе играть, участвовать в соревнованиях, праздниках. И тогда родители отдают его в детский сад. В детском саду ребенок многому учится, приобретает много друзей, общается с взрослыми, играет, трудится, отдыхает, гуляет. Но приходит время расставаться с детским садом. Не за горами и у нас время расставания. Вы уже выросли и готовы идти в школу, получать дальше свое право на образование. А насколько вы готовы, мы сейчас проверим.
Игра «Помоги Буратино собрать портфель в школу»
(с картинками или предметами)
В. Молодцы! И Буратино помогли, и сами вспомнили, что вам в школе пригодится. А сейчас игра «Сложи две половинки с пословицей» (для читающих детей)
Век живи – век учись.
Учиться – всегда пригодится.
Ученье – свет, а не ученье – тьма.
К другу заглянешь – ошибку к себе перетянешь.
Тяжело в ученье – легко в бою.
Чего не выучил Ванюша – того не будет знать Иван.
7 конверт «Право на охрану здоровья»
В. Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым. Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле - здоровый дух». Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено и русским народом. Например, такие: «Здоровье дороже золота», «Здоровье ни за какие деньги не купишь». У нашего здоровья немало добрых и верных друзей. Что это за друзья? (чистая вода, утренняя зарядка, свежий воздух, солнечные лучи, режим дня, движение, правильная еда, витамины).
В. Но если вы все–таки заболели, кто вам поможет?
Ребёнок. Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь –
Ведь тебе поможет врач!
В. По какому номеру надо вызывать «Скорую помощь»? Что необходимо сообщить диспетчеру скорой помощи? (Ф. И. О. больного, что с ним случилось, правильный адрес)
В. Молодцы! Вместе с этим письмом пришла и бандеролька, в которую была вложена эта игра «Пирамида здоровья», в которую мы научимся играть. Правильное питание – это тоже залог здоровья.
8 конверт.
В. Ребята, у нас остался последний конверт с вопросом. У каждого человека есть определенные права. А что у него еще есть? (Обязанности.) Правильно, ведь права и обязанности живут рядом.
Игра «Собери солнышко».
В. Возьмите по лучику. Вспомните, какие у вас есть обязанности. Например, по дому, в семье или в детском саду? Называем обязанность и прикрепляем лучик к солнышку.
Посмотрите, что случилось с солнышком? Оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники. Знаете не только свои права, но и обязанности.
Итог. Вот мы и рассмотрели все письма, которые пришли к нам. Давайте еще раз вспомним и назовем, о каких правах говорилось в этих письмах. А документ, в котором описаны все эти права, называется «Конвенция о правах ребенка» (показать) - Ой, здесь еще одно письмо, а я его и не заметила.
(Воспитатель открывает конверт, а в нем медали «Юный консультант». Награждает каждого ребенка.)