Конспект занятия по теме «Кукла «Берегиня»

Светлана Вичужанина
Конспект занятия по теме «Кукла «Берегиня»

Конспект занятия по теме:

«КУКЛА «БЕРЕГИНЯ»»

Автор: Вичужанина Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования МБО ДО «Станция юных техников» станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края

Описание материала: предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 12 лет по теме: «КУКЛА «БЕРЕГИНЯ».

КУКЛА-БЕРЕГИНЯ

Цели:

– развивать стремление к углублению знаний;

– воспитывать уважение к труду;

– содействовать развитию всесторонней личности.

Оборудование:

• кусок поролона,

• белая и цветная ткань,

• нитки разного цвета,

• кружево,

• тесьма,

• ножницы,

• иглы.

Ход занятий

I. Вводная часть.

1. О р г а н и з а ц и о н н ы й м о м е н т.

2. П о д г о т о в к а к з а н я т и я м.

3. И н с т р у к т а ж п о т е х н и к е б е з о п а с н о с т и.

II. Повторение пройденного материала.

В о п р о с ы для повторения:

– Когда возникли первые игрушки? (В глубокой древности.)

– Из чего их делали? (Из камня, дерева.)

– Для какой цели древний человек изготавливал свистульки, дудочки, погремушки? (Для отпугивания злых духов.)

– Какая игрушка была самой распространенной в русских деревнях? (Тряпичная кукла.)

– Почему на самодельных тряпичных куклах не рисовали лицо? (Считали, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегают дом и очаг.)

III. Содержание занятий.

1. В с т у п и т е л ь н о е с л о в о п е д а г о г а.

Учитель. Во все времена ценились вещи, сделанные руками человека. Способных и трудолюбивых людей называли мастерами,огромное количество русских пословиц было посвящено труду и умению: «Умение везде найдет применение», «Не будет и скуки, когда заняты руки», «Мастерство тому дается, кто весь делу отдается».

На предыдущих занятиях мы начали знакомство с удивительным видом русского народного творчества – самодельной тряпичной куклой. Изучению этой темы мы посвятим несколько других наших занятий.

2. Ф и з м и н у т к а.

1. И. П. – сидя за партой, руки на парту ладонями вниз. 1–4 – поочередное продвижение вперед то левой, то правой руки с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

2. И. П. – основная стойка у парты, руки к плечам. 1–4 – одновременные круговые движения вперед; 5–8 – назад. Повторить 3 раза.

3. И. П. – сидя за партой, руки за голову, пальцы “в замок”. 1–2 – руки вверх

ладонями вверх; 3–4 – исходное положение. Темп средний.

4. И. П. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – поворот вправо, руки в стороны; 2 – исходное положение. То же влево.

3. С в е д е н и я о т р я п и ч н о й к у к л е.

Учитель. Всегда считалось, что хозяйка дома должна быть экономной. В деревне женщина умела делать многое – шить, вязать, ткать, вышивать. Кроме этого, воспитывала детей, готовила еду и делала многое другое. Не выбрасывались старые нитки, собирались для будущего одеяла кусочки ситца. И часто из таких небольших отрезков ткани мать, а затем и сама дочь изготовляли различных кукол.

Нигде так по-настоящему не оживает старый лоскут, как в кукле. И не в той кукле, что принесли из магазина, а в той, что сделана своими руками.

Если открыть словарь В. Даля,то можно прочитать: «Кукла – сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного». Как видим, определение очень точное, даже по современным понятиям.

Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы куклы. Есть такая примета – когда дети много и бережно играют в куклы, в семье прибыль; если же неаккуратно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка,поэтому она везде рядом с ним: и в играх, и во сне. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

У каждого народа кукла имела свое значение. У народов Средней Азии считалось, что кукла приносит хороший урожай, если с ней играют до самого замужества. Силы плодородия земли олицетворяла кукла в русском народе.

Как мы уже говорили, в русской деревне тряпичная кукла была распространенной игрушкой. Такие куклы были в каждой крестьянской семье; в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни.

Тряпичных кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. Надо сказать, что куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Поскольку кукла-оберег изображала человека, она являлась как бы партнером ребенка в игре, заставляя его учиться понимать внутренний мир человека, его чувства.

В Древней Руси куколкой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки,три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром».

О куклах-оберегах сочиняли сказки, в которых куклыявлялись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству.

Вот как в русской народной сказке «Василиса Прекрасная» про куклу говорится: «Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек. А вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчует ее,приговаривая: «На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости. Злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?» Куколка покушает, да потом и даст ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу исправляет за Василису».

Очень важное место в ходе старинных обрядов занимали ритуальные куклы. Например, куклы из золы (зольники) дарились на свадьбах как пожелание потомства молодой семье и служили также игрушкой. Или кукла «коляда» – обрядовая, делалась под Рождество из соломы и лоскутов и украшалась маленькими ветками, узелками с подарками. А кукла «меланка» (иногда имела имя Мыланка, Миланка, Маланья) изготавливалась под Новый год, когда проходил обряд «меланкование», то есть брачная церемония. Кукла делалась из ярких лоскутков, наряжалась в фату.

3. П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь.

Учитель. Сегодня мы научимся изготавливать одну из самых красивых кукол – «берегиню» (рис. 3)*

6) Сформируем «голову» и «руки»: перетянем ткань плотной ниткой на уровне «шеи» и распределим свисающие углы ткани таким образом, чтобы «руки» получились по бокам; стянем ниткой концы. Передним и задним углами ткани обернем нижнюю часть цилиндра («туловище») и закрепим их (рис. 2, е).

7) Наденем на «куклу» нижнюю белую юбку («подъюбник») с кружевным краем внизу (рис. 3, ё). Для ее изготовления используем длинный прямоугольник ткани. К одному длинному краю пришиваем кружево (низ, затем сшиваем короткие стороны прямоугольника; верхний край прометываем прочной ниткой (рис. 3, ж, собираем и стягиваем в поясе (рис. 3, з).

8) Теперь сошьем рубаху. Для этого возьмем прямоугольный кусок ткани (основу рубахи) и вырежем посередине круг; можно надрезать круг с передней стороны рубахи так, чтобы получилась горловина с воротом (рис. 3, к). Затем два меньших прямоугольника (рукава) пришиваем к серединам двух длинных сторон основы (рис. 3, к). Складываем получившуюся крестовину пополам и сшиваем бока основы и рукавов. Манжеты прометываем поперек прочной ниткой и собираем (рис. 3, л). Все «входы» (горловину, низ рубахи и рукавов) украшаем тесьмой или вышивкой; надеваем рубаху (рис. 3, и).

9) В последовательности, указанной в п. 7, шьем верхнюю юбку из ткани в клетку или любой другой, подходящей по рисунку и расцветке. Юбка должна быть короче подъюбника (рис. 3, м).

10) Шьем передник (рис. 3, н): к пояску пришиваем сосборенный прямоугольник ткани, украшенный тесьмой или вышивкой.

11) Делаем головной убор (рис. 3, п) из двух прямоугольников, один из которых в два раза длиннее другого. Длинный прямоугольник прометываем, стягиваем до длины короткого прямоугольника и сшиваем оба по длине. Пришиваем завязки, украшаем тесьмой и помпонами.

12) При желании можно изготовить еще и душегрею (рис. 3, р, с). Для этого нужно прямоугольный кусок ткани собрать в центральной части, обшить верхний край тесьмой. На нее же сделать лямки.

13) Все надеть на куклу – и подарок готов (рис. 3, т).

IV. Подведение итогов. Мини-выставка.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Кукла Катя в гостях у детей» .

Конспект творческой мастерской «Русская народная кукла Берегиня» МБДОО№10 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА творческой мастерской на тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ» Разработала: Панасенко Людмила Николаевна,.

Конспект открытого комплексного занятия «Кукла Катя в гостях у детей» Конспект открытого комплексного занятия «Кукла Катя в гостях у детей» Цель: - учить узнавать и называть части одежды, обувь; - учить отвечать.

Конспект подгруппового занятия «Кукла Глаша» у старших дошкольников с ОНР II-III уровняКонспект подгруппового занятия «Кукла Глаша» у старших дошкольников с ОНР II-III уровня "Кукла Глаша" Цели: - образовательные: уточнить и закрепить знания детей о частях тела; обогатить словарный запас дошкольников; формировать.

Конспект занятия «Кукла Катя заболела» Составила: воспитатель МБДОУ «ДСКВ №107» Евсеева С. В. Программное содержание: 1. Закрепить и расширить представления детей о работе враче,.

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Кукла Катя» Тема: «Кукла Катя» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений,.

Конспект занятия по развитию речи «Кукла Маша в деревне» Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада тема: «Кукла Маша» Программное содержание: Учить действовать по.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Кукла» Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе Тема: «Кукла». Раздел: Развитие речи. Группа: Первая младшая. Форма проведения: Занятие.

Конспект занятия «Кукла Катя в гостях у ребят» Тема: Кукла Катя в гостях у ребят. Цель: Создание условий для творческого самовыражения детей младшего дошкольного возраста в музыкальной.

Конспект занятия по изготовлению лоскутной куклы «Народная кукла» Программное содержание: учить детей изготавливать куклу из ткани; формировать представление о народных промыслах; развивать художественный.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Конспект занятия по теме «Кукла «Берегиня»
Опубликовано: 14 июня 2016 в 14:51
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 августа. Праздник ложки на МААМ

Ложка – это очень важный предмет в нашей жизни, без которого никто просто не может обойтись. За завтраком, обедом и ужином мы берём в руки ложки, совершенно не задумываясь о том, когда впервые появилась...

5 августа. День глины на МААМ

Горной породе и поделочному материалу с удивительными свойствами посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям о чудесах глины и...


Горячие темочки