Приложение МААМ

Детский туризм. Конспект игрового занятия дл студентов техникума «Организация биваков и охрана природы»

Елена Гордеева
Детский туризм. Конспект игрового занятия дл студентов техникума «Организация биваков и охрана природы»
▼ Скачать + Заказать документы

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Карсунский технологический техникум»

План-конспект

занятия по теме :

«Организация биваков и охрана природы»

Разработала:

Воспитатель общежития

Гордеева Е. Н.

руководитель объединения

«Тропинками Карсуна»

Р. п. Карсун

2017 год

Публикация «Детский туризм, Конспект игрового занятия дл студентов техникума „Организация биваков и охрана природы“» размещена в разделах

Конспект занятия по теме :

«Организация биваков и охрана природы»

Цель занятия : - изучить требования к месту размещения бивуака и действие по организации бивака;

- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе.

Задачи занятия :

- сформировать представление о критериях выбора места бивака и его организаци;

- способствовать развитию логического, аналитического мышления, умения принимать правильные решения;

- формировать умение работать в коллективе, чувство ответственности за принятое решение;

- расширить знания и представления детей о роли природы в жизни человека;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на объекты природы.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, дидактичесие карточки, 2 ватмана с изображением местности, набор карточек, кнопки, пазлы.

Тип занятия : объяснения нового материала, обобщение и систематизация знаний.

Форма: занятие – игра

Метод: словесный, наглядный, игровой.

План занятия

1. Подготовительная часть.

2. Объяснение новой темы:

- практическая работа с дидактическим материалом;

- изложение новой информации;

3. Закрепление изученного материала.

4. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

Содержание занятия ОМУ

1. Подготовительная часть:

Учащиеся делятся на две команды и занимают места за партами, готовят тетради и письменные принадлежности На доске – тема занятия.

2. Изложение нового материала:

Здравствуйте. Сегодня у нас с Вами очень интересная и нужная всем туристам тема : «Организация биваков и охрана природы»

Цель нашего занятия – изучить требования к месту выбора бивака и последовательность действий при организации бивачных работ. Мы сегодня попробуем с вами не получать знания в готовом виде, а совместно со мной находить нужную и правильную информацию по теме.

И начнем мы с небольшой беседы.

Вопрос: Что такое бивуак?

Ответ: Бивуак – это место размещения (стоянка) туристской группы для ночлега или отдыха. Бивак– это дом, в котором мы живем во время похода.

Вопрос: Давайте вспомним, за сколько времени до наступления темноты необходимо выбирать место бивака?

Ответ: за 2 – 3 часа.

Но, безусловно, еще до выхода на маршрут приблизительное место ночлега определяются по карте. А непосредственно на местности выбирается за 2 – 3 часа до наступления темноты.

Вопрос: Как вы думаете, существуют ли определенные критерии, требования к выбору места бивака?

Ответ: Да, существуют.

А какие конкретно мы сейчас вместе и попробуем разобраться. Давайте мы заглянем в дневник одного начинающего, неопытного туриста, которому руководитель, с учебной целью, поручил выбрать место бивака в походе.

Текст … Да, вот это задачка, мне доверили выбрать место для ночлега.

Вон там вдалеке вблизи у реки виднеется деревушка. Внизу по течению реки за деревней можно и остановиться. Вечером у местных бабушек молока парного попросим. Там возле деревни на опушке леса стоит высокий раскидистый дуб, как раз то, что надо, если что можно укрыться от дождя. Станем с западной стороны от дуба, чтобы солнце утром рано нас не разбудило. Хоть выспимся! Место здесь живописное. Как хорошо там возле дуба понижение, то, что надо место ровное, палатки можно расставить. Придем, палатки поставим, а потом решим, где будет костер ….

Так рассуждал делающий первые шаги в туризме новичок.

Каждая группа по очереди высказывает свои предложения о верности или не верности суждений участника похода. А я буду их фиксировать на доске в разных колонках.

Ответы – учащихся,

педагог обобщает ответы

Ответ – учащихся

Ответ – учащихся

Текст выведен через проектор на экран. И роздан в письменном виде (4 шт.) - на группы. 2-3 мин. на изучения содержания текста.

На доске заранее начерчено верно, не верно. Учащиеся параллельно с педагогом фиксируют запись в тетрадь.

Неверно Верно

- в близи населенных пунктов, промышленных предприятий, вблизи ЛЭП. - вблизи источника с проточной водой (рек, родников) но не на затопляемых местах

- внизу по течению реки от населенного пункта - наличие сухостойных деревьев

-одиноко стоящих высоких деревьев (особенно дубов и каштанов). - в лесу месте хорошо продуваемым ветром летом и защищённым от ветра зимой

- лучше не ставить с северной и восточной стороны опушки - палатки ставить с восто

но

стороны опушки – с утра хорошо освещается солнцем

- в понижениях, руслах высохших рек - сначала выбор места костра, а потом место для палаток (4-5 м. от костра).

- водоёмов со стоячей водой - нельзя вблизи высоких подгнивших деревьев

-место бивака должно быть ровным, сухим, красивым

А теперь давайте, под итожим все сказанное и выделим три основных требования предъявляемых к месту бивака. Как вы думаете?

Основные требования к месту бивака.

1. Безопасность

2. Наличие дров

3. Наличие воды

Вопрос. Скажите на ваш взгляд какое требование более важное в зимний период, какое в летний?

Да. Летом более важна вода, а зимой – наличие дров.

Но самый главный закон, который действует при выборе места бивака, я вам еще не сказала.

Даже следуя всем приведенным советам, нужно во избежание недоразумений и обид помнить, что стремление к лучшей стоянке будет преследовать вас всю туристскую жизнь, но идеала достичь почти невозможно. Дело в том, что при выборе стоянки действует несколько открытых опытными туристами абсолютных законов. Основной закон стоянки суров и прост, как суровы и просты все законы природы : лучшая стоянка - в пятистах метрах.

Есть еще несколько второстепенных законов, которыми также нельзя пренебречь. Первый из них закон «Полседьмого»,

который означает, что лучшая стоянка попадается в полседьмого вечера.

Закон имеет еще два вывода:

- стоянка, которая попадается в полвосьмого, будет немного хуже, а после половины девятого стоянки исчезают вовсе!

Вот такие практические законы, абсолютно верные и не раз проверенные мной лично. Советую их запомнить и применять их в походах.

Надеюсь, вы теперь представляете, как выбрать необходимое место для бивака.

Вопрос: А, что мы должны делать, для того чтобы обеспечить себе все необходимые условия? Какие условия?

Ответ: - необходимо место для ночлега;

- приготовить пищу;

- обогреться.

Да, совершенно верно. Записать в тетради.

ответ учащихся

Нам необходимо:

-Заготовить дрова (для приготовления пищи и обогрева, сложив их на расстоянии 5-6 м. от костра.

-Обеспечить наличие воды.

-Установить палатки компактно входом к костру на расстоянии 5-6 м.

-Развести костер.

-Оборудовать место возле костра для приема пищи.

-Приготовить пищу.

Вопрос: Как вы думаете, какую работу надо выполнять в первую очередь, какую во вторую?

Ответ: Желательно все бивачные работы проводить параллельно.

Распределять работу на биваке надо сразу же по приходу на место. Каждую из работ на биваке выполняют участники, которым это поручено. В многодневных походах лучше заранее распределить работы так, чтобы все участники «прошли» все виды работ, т. е. участники проходят полный курс обучения.

При хорошей организации бивачных работ они заканчиваются к моменту, когда готов ужин. В целом на бивачные работы уходит от 1,5 до 2 часов.

Хочу обратить ваше внимание, что в зависимости от конкретных условий порой зависит и порядок работ на биваке, от количества людей в группе и их опыта. Опытные туристы знают, что надо делать в первую очередь в каждом конкретном случае.

Вопрос: Если на биваке мало сухостоя и валежника, как вы поступите?

Ответ: Направите больше людей на заготовку дров.

Вопрос: А если надвигается дождь?

Ответ: Да, в первую очередь надо поставить палатки.

У опытных туристов есть такое правило – «Нет работы, найди ее»!

В группе не сидят без дела, когда другие работают, ищут ее, помогают, друг другу пока не закончится все работы.

Дежурные, которые готовят пищу утром встают за 1 час. С вечера они все готовят.

Вопрос: Что готовят дежурные?

Ответ: Воду, дрова укрывают от росы и дождя, продукты.

Утром сразу все участники кроме дежурных, могут быть почти «собраны», а лагерь в основном свернут до начала завтрака. Когда завтрак готов прерываются все, чтобы не задерживать дежурных и выход в целом. При этом котлы от завтрака моют следующие дежурные, чтобы эти дежурные смогли в это время собраться.

Важно освоить не только, как ставить правильно лагерь, но и как его снимать.

Вопрос: С чего по вашему нужно начинать снятие лагеря?

Ответ. В начале сбор личных рюкзаков.

палатку, спальники выворачивают, вытряхивают, но в начале дают просушиться скатам палатки на солнце, затем просушивают дно.

-Складывают в рюкзак.

-Остатки пищи оставляют в стороне – для лесных зверей

-Остатки дров аккуратно складывают под деревом.

-Мусор сжигают. Несгораемый мусор берут с собой.

-Костер гасят. Кострище заложить снятым дёрном и полить.

Место стоянки нужно оставлять лучше, чем оно было. Пришедшим после вас это место должно понравиться. Природа не должна пострадать от вашего вторжения. Этот закон должен, соблюдаться без исключений, что сохранит не только природу, но и нашу нравственность, нашу мораль, наши души. Слайд с перечнем бивачных работ

записать в тетрадь

запись в тетрадь

Уч-ся отвечают

Сначала блока слайд

И сегодня на занятии я предлагаю вам поработать экологами. На нашей планете раздаются тревожные сигналы. Вам нужно определить, какая проблема изображена на иллюстрации, чем она вызвана и предложить способы решения проблемы.

За правильный ответ каждая группа получит конверт, без которого не сможет выполнить следующее задание.

1 группа – загрязнение воды.

2 группа – вырубка лесов.

3 группа – мусорные свалки.

Ребята, а посмотрите. что в ваших конвертах, правильно это пазлы, а вы любите играть в пазлы?

(Да)

Я предлагаю поиграть вам сейчас в игру «Мой дом – планета Земля» и собрать пазлы.

Вы должны собрать пазлы и мы узнаем, какие картинки у вас получились.

Как вы думаете, Земля, природа, человек связаны между собой?

А как они взаимодействуют друг с другом? Картинки выведены на экран.

Ответы учащихся

Учащиеся получают конверты с пазлами

(Пазлы с картинками природы)

Ответы учащихся

3. Закрепление материала.

Наступило время закрепить пройденный материал. Командам выдается набор карточек «Бивак» : (елка, лиственное дерево, лес,

2 палатки, костер, дрова). На доске закреплен ватман, на котором нарисованы: река, населенный пункт, место старого кострища.

Задача участников за 2 – 3 мин. Правильно расположить предметы на биваке и подписать расстояния до тех или иных предметов.

После окончания задания, команды проверяют друг у друга

Да, я вижу, что вы усвоили основные моменты нашей темы. Но чтобы закрепить знания ещё глубже предлагаю поиграть в игру «Верно – неверно». Я буду зачитывать каждой команде по очереди вопросы, вы должны ответить «Верно или не верно» высказывание. Должны перечислить недостатки чужого лагеря

«Верно – неверно»

1. Костер должен располагаться не ближе чем на 5-6 м, от деревьев и кустов (+)

2. Можно разводить костер в хвойных молодняках, густых кустах (-)

3. Можно разводить костер на завале сухих сучьев, вблизи сена, соломы (-)

4. Нельзя разводить костер вблизи строений и торфяников (+)

5. Место для костра должно быть защищено от ветра (+)

6. Лучшее топливо для костра - засохшие ель и сосна (+)

7. Можно оставлять у костра без присмотра обувь, одежду (-)

8. Сначало ставят палатки, а затем выбирают место для костра. (-)

9. Место для складывания и рубки дров должно быть удалено от костра на 5-6 метров (+)

10. Дежурные у костра работают в обуви, в одежде с длинными рукавами, в головных уборах и обязательно в рукавицах (+)

11. Палатки устанавливаются ближе 5-6 м. от костра (-)

12. Палатки ставятся на влажном, плохо продуваемом месте (-)

13. Палатки располагаются близко друг к другу, все выходами к костру (+)

14. Место для бивака надо выбирать внизу по течению от населенного пункта (-)

15. Для растопки лучше использовать оргстекло, свечу, бумагу (+)

16. Для разжигания костра на новом месте необходимо убрать дерн (+)

17. Утром дежурные сначала собирают свои вещи, а потом готовят завтрак (-)

18. Хорошо расположить палатку под раскидистым дубом (-)

19. Самое лучшее время для выбора бивака – полседьмого (+) Карточка с вопросами

4. Подведение итогов.

Мне понравилась с вами сегодня общаться. Цели, поставленные на уроке я считаю мы достигли. Очень важно не только усвоить материал в аудитории, но и научиться принимать его на практике в реальных походных условиях. И такая возможность у вас будет

Дидактический материал

Текст … Да, вот это задачка, мне доверили выбрать место для ночлега.

Вон там вдалеке вблизи у реки виднеется деревушка. Внизу по течению реки за деревней можно и остановиться. Вечером у местных бабушек молока парного попросим. Там возле деревни на опушке леса стоит высокий раскидистый дуб, как раз то, что надо, если что можно укрыться от дождя. Станем с западной стороны от дуба, чтобы солнце утром рано нас не разбудило. Хоть выспимся! Место здесь живописное. Как хорошо там возле дуба понижение, то, что надо место ровное, палатки можно расставить. Придем, палатки поставим, а потом решим, где будет костер ….

---

Текст … Да, вот это задачка, мне доверили выбрать место для ночлега.

Вон там вдалеке вблизи у реки виднеется деревушка. Внизу по течению реки за деревней можно и остановиться. Вечером у местных бабушек молока парного попросим. Там возле деревни на опушке леса стоит высокий раскидистый дуб, как раз то, что надо, если что можно укрыться от дождя. Станем с западной стороны от дуба, чтобы солнце утром рано нас не разбудило. Хоть выспимся! Место здесь живописное. Как хорошо там возле дуба понижение, то, что надо место ровное, палатки можно расставить. Придем, палатки поставим, а потом решим, где будет костер ….

___

Текст … Да, вот это задачка, мне доверили выбрать место для ночлега.

Вон там вдалеке вблизи у реки виднеется деревушка. Внизу по течению реки за деревней можно и остановиться. Вечером у местных бабушек молока парного попросим. Там возле деревни на опушке леса стоит высокий раскидистый дуб, как раз то, что надо, если что можно укрыться от дождя. Станем с западной стороны от дуба, чтобы солнце утром рано нас не разбудило. Хоть выспимся! Место здесь живописное. Как хорошо там возле дуба понижение, то, что надо место ровное, палатки можно расставить. Придем, палатки поставим, а потом решим, где будет костер ….

___

Текст … Да, вот это задачка, мне доверили выбрать место для ночлега.

Вон там вдалеке вблизи у реки виднеется деревушка. Внизу по течению реки за деревней можно и остановиться. Вечером у местных бабушек молока парного попросим. Там возле деревни на опушке леса стоит высокий раскидистый дуб, как раз то, что надо, если что можно укрыться от дождя. Станем с западной стороны от дуба, чтобы солнце утром рано нас не разбудило. Хоть выспимся! Место здесь живописное. Как хорошо там возле дуба понижение, то, что надо место ровное, палатки можно расставить. Придем, палатки поставим, а потом решим, где будет костер ….

___

Текст … Да, вот это задачка, мне доверили выбрать место для ночлега.

Вон там вдалеке вблизи у реки виднеется деревушка. Внизу по течению реки за деревней можно и остановиться. Вечером у местных бабушек молока парного попросим. Там возле деревни на опушке леса стоит высокий раскидистый дуб, как раз то, что надо, если что можно укрыться от дождя. Станем с западной стороны от дуба, чтобы солнце утром рано нас не разбудило. Хоть выспимся! Место здесь живописное. Как хорошо там возле дуба понижение, то, что надо место ровное, палатки можно расставить. Придем, палатки поставим, а потом решим, где будет костер ….

«Верно – неверно»

1. Костер должен располагаться не ближе чем на 5-6 м, от деревьев и кустов (+)

2. Можно разводить костер в хвойных молодняках, густых кустах (-)

3. Можно разводить костер на завале сухих сучьев, вблизи сена, соломы (-)

4. Нельзя разводить костер вблизи строений и торфяников (+)

5. Место для костра должно быть защищено от ветра (+)

6. Лучшее топливо для костра - засохшие ель и сосна (+)

7. Можно оставлять у костра без присмотра обувь, одежду (-)

8. Сначало ставят палатки, а затем выбирают место для костра. (-)

9. Место для складывания и рубки дров должно быть удалено от костра на 5-6 метров (+)

10. Дежурные у костра работают в обуви, в одежде с длинными рукавами, в головных уборах и обязательно в рукавицах (+)

11 .Палатки устанавливаются ближе 5-6 м. от костра (-)

12. Палатки ставятся на влажном, плохо продуваемом месте (-)

13. Палатки располагаются близко друг к другу, все выходами к костру (+)

14. Место для бивака надо выбирать внизу по течению от населенного пункта (-)

15. Для растопки лучше использовать оргстекло, свечу, бумагу (+)

16. Для разжигания костра на новом месте необходимо убрать дерн (+)

17. Утром дежурные сначала собирают свои вещи, а потом готовят завтрак (-)

18. Хорошо расположить палатку под раскидистым дубом (-)

19. Самое лучшее время для выбора бивака – полседьмого (+)

Использованная литература

1. Бардин К. – «Азбука туризма», - М. : Просвещение, 1981 г.

2. Верба И. А., Голицин С. М., Куликов В. М., Рябов Е. Г., - «Туризм в школе» - М. ;

3. Коробейников Н. К., Михеев А. А., Николенко И. Г., - «Физическое воспитание», - Изд-во «Высшая школа»,- М. ; 1989 г.

4. Кравченко И. А., Малеева И. А., - «Памятка руководителю похода», - Областная детская экскурсионно-туристская станция, - г. Брянск 1963 г.

5. Куликов В. М., Ротштейн Л. М., - «Школа туристских вожаков», - М., 1997 г.

6. Рыжавский Г. Я. ,- «Биваки», - М. ; ЦДЮТ, 1985 г.

7. «Энциклопедия туриста» - М., 1993 г.

8. Интернет ресурсы

Публикации по теме:

ФГОС «Организация предметно-игрового пространства в детском саду» Цель: выявление и обобщение знаний педагогов об организации развивающей предметно – пространственной среды в группах в соответствии.

Беседа «Охрана природы» в подготовительной группе Беседа: «Охрана природы «Подготовила: воспитатель Альбрехт Г. И Г. Сыктывкар 2017 Беседа: «По охране природы в подготовительной.

Конспект игрового занятия «Чудеса природы» в подготовительной группе Конспект игрового занятия «Чудеса природы» в подготовительной группе Автор: Щенёва Наталия Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №.

Конспект игрового занятия «Что? Где? Когда?» по экологии в подготовительной группе «Знатоки природы» Тема: «Знатоки природы» Цель: Систематизировать знания детей о природе, природных явлениях, о приборах, с помощью которых определяют погоду.

Конспект проведения открытого занятия для студентов. Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин» «Школа – интернат № 92» (Дошкольное отделение) Сюжетно-ролевая игра в старшей группе Тема: «Овощной магазин» Составила ОГКОУ для обучающихся.

Лэпбук по экологии «Охрана природы»Лэпбук по экологии «Охрана природы» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию первый мой лэпбук. Лэпбук, как известно - это картонная папка, в которой.

Образовательный туризм Экскурсия в музей природы города Владимира . Паспорт маршрута 1. Наименование маршрута Экускурсия Музей природы г. Владимир 2. Предметное и тематическое направление образовательно-экскурсионного.

Опыт работы «Детский туризм как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 Муниципального образования Иркутской области Опыт работы.

Презентация «Детский сад и туризм» СОДЕРЖАНИЕ: 1. История детского туризма в России 2. Детский туризм на современном этапе 3. Виды детского туризма 4. Детский туризм в ДОУ.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие по лугу. Охрана природы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №445 г. Нижний Новгород Конспект непосредственно образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детский туризм. Конспект игрового занятия дл студентов техникума «Организация биваков и охрана природы»
Опубликовано: 30 января 2018 в 14:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детский туризм. Конспект игрового занятия дл студентов техникума «Организация биваков и охрана природы»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гордеева (УИ 525068) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД