Симагина Валентина Федоровна
«Угощение для птиц». Конспект занятия по трудовой деятельности в разновозрастной группе
Цель: Уточнить и закрепить название зимующих птиц родного края. Вовлечение воспитанников в изготовление эко-кормушек для птиц в зимнее время года.
Образовательные:
• Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах, их строении, повадках.
• Упражнять в умении различать и называть зимующих птиц (по внешнему виду)
• Расширять словарный запас по теме.
Публикация «„Угощение для птиц“, Конспект занятия по трудовой деятельности в разновозрастной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Хозяйственно-бытовая деятельность
- Темочки
• Расширять представление о том, чем питаются зимующие птицы.
• Совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать полными предложениями.
• Продолжать развивать умение собирать целое из частей.
• Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.
• Формировать интерес и уважение к труду, а также развивать навыки самообслуживания на занятии.
Воспитательные:
• Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимних условиях.
Предварительная работа: Чтение рассказов, загадывание загадок о зимующих птицах, рассматривание картинок.
Оборудование: Предметные картинки зимующих птиц. Д/игра «Скажи на оборот», «Собери птицу и назови её».
Организационный момент.
Воспитатель: Послушайте стихотворение, которое называется «Покормите птиц» А. Яшина.
Покормите птиц
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Воспитатель: Сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.
Ребята, а вы знаете, изучением птиц занимаются орнитологи. Орнитолог - это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке. Предлагаю вам сегодня стать орнитологами. Ведь мы тоже с вами наблюдали за птицами, изучали их и многое узнали о них.
Беседа о зимующих птицах
Воспитатель: Давайте вспомним кто такие птицы?
Даша: Птицы - это животные, тело которых
покрыто перьями, у них есть крылья.
Воспитатель: Какие ещё части тела есть у птицы?
Саша: Голова, клюв, туловище, лапы, крылья.
Воспитатель: Какая часть тела есть только у птиц?
Анна: Крылья.
Воспитатель: Что умеют делать только птицы?
Саша: Летать.
Воспитатель: Почему они улетают на зиму от нас?
Саша: Нет кормов для них, нет пищи, все под снегом.
Воспитатель: Как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать (зимующие птицы). Ребята, да это птицы зимнего леса.
Посмотрите сколько разных птиц нас встречают (рассматривание картинки). Какие птицы вам знакомы? (Ответы детей.)
Подумайте и скажите:
Воспитатель: Для чего птицам клюв?
Саша: Клювом птицы щиплют, клюют, чистят пёрышки, долбят, нападают.
Воспитатель: Зачем птицам перья?
Даша: Перья спасают птицу от холода и жары, маскируют от врагов.
Воспитатель: Зачем птицам крылья?
Анна: Птицам нужны крылья чтобы летать, ловить в воздухе добычу, спасаться от врагов.
Воспитатель: Зачем птицам нужен хвост?
Даша: Птицы используют хвост, как руль (изменять направление полета, служит тормозом при посадке). У сидящей на ветке птицы хвост служит для равновесия.
Воспитатель: Для чего птицам лапки?
Дети: Лапки нужны птицам для того, чтобы ходить, хватать, грести, защищаться и нападать, держатся за ветку, когда сидят.
Дидактическая игра «Собери птицу и назови её».
Воспитатель: У вас на столах конверты. Вам необходимо собрать картинку с изображением птиц и назвать ее. Приступайте к заданию. (дети работают самостоятельно)
Загадки про зимующих птиц.
Птичка-невеличка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
Воробей – это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
(Дятел)
Дятел. У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Дятел необыкновенно полезная и красивая птица. У него крепкий клюв и длинный язычок. Большую часть времени он проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дятел извлекает из-под коры жуков – короедов, вот почему дятла зовут лесным доктором. Дупло в стволе служит гнездом. Если он рядом можно услышать вот такой звук. (Ответы детей).
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Синица – это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. А вот такой у неё голосок. Синицы строят гнёзда в дуплах деревьев, в норах, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. Живут они стайками по 10 – 15 шт. Гнездо синички состоит из тонких сухих стебельков трав, веточек, мха, лишайников. Синицы очень полезны в природе. За сутки они поедают столько насекомых, сколько весят сами.
Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит.
(Сорока)
Сорока. Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. По-разному называют сороку : сорока - белобока, сорока - воровка, стрекотуха. Вот сколько прозвищ у одной птицы. Летая по лесу, сорока издает звук, похожий на стрекот – вот и зовут ее стрекотухой. Неспроста получила сорока прозвище “воровка”- любит она все блестящее. Несет в гнездо яркие бусинки, проволочку, пуговицы. Вот такой звук она издаёт.
Чёрная заплатка
и серая заплатка
на берёзе скачут.
(Ворона)
Ворона. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. Это одни из самых умных птиц. Они всеядны. В подкормке не нуждается, потому, что всегда найдет, где и чем поживиться. Их еще можно назвать городским пернатым санитаром.
Дидактическая игра «Скажи на оборот»
Воспитатель: Я проговариваю начало предложения, вы заканчивайте его:
Воробей МАЛЕНЬКИЙ, а ворона БОЛЬШАЯ.
У синицы хвост КОРОТКИЙ, а у сороки ДЛИННЫЙ.
Голубь ТЯЖЕЛЫЙ, а воробей ЛЕГКИЙ.
У синицы клюв ТОНКИЙ, а у вороны ТОЛСТЫЙ. (Дети отвечают хором)
Воспитатель: Молодцы!Справились с заданием.
Воспитатель: Чем люди могут помочь зимующим птицам? (ответы детей)
Правильно, ребята. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещинах коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов, птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью, и мы с вами можем помочь пережить зиму пернатым друзьям.
Воспитатель: Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм? (ответы детей)
Да, правильно, птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью. Сегодня на занятии мы будем готовить лакомство для птиц. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.
Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.
Сегодня мы с вами займемся изготовлением настоящих эко-кормушек, которые не будут вредить птичкам.
Практическая часть.
Воспитатель Давайте приготовим корм: у нас есть готовый сухой корм, в котором есть все необходимые лакомства для птиц. Высыпаем его в миску, заливаем сиропом (Вода+желатин+сахар.) и хорошенько перемешиваем.
Теперь приступим к самому важному - наполнению формочек. Возьмите форму, которая вам нравится, и с помощью ложки постарайтесь ровно поместить туда корм. Заполнять следует до самых краёв, выровнять можно ложкой. И последним этапом мы с вами сделаем отверстия. Для этого возьмите трубочку и отрежьте небольшой кусочек. Этот кусочек постарайтесь поместить в формочку, подальше от края. Еще нам заранее нужно приготовить то, на чем будут держаться наши кормушки. Что же это?
Дети: Нитка.
Воспитатель: Верно, пожалуйста, возьмите ники по очереди, и отрежьте себе небольшой кусочек. Вот и всё готово! Как вы думаете, что нам надо сделать, чтобы кормушки стали твердыми?
Дети: Положить в холодильник.
Воспитатель: Конечно! Но сперва я попрошу вас унести свои кормушки на подоконник. Теперь давайте еще немного потрудимся и уберем свои рабочие места.
Давайте, пока наш корм склеивается, сделаем небольшую разминку:
Физминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Воспитатель: Молодцы, посмотрите, какое замечательное угощение у вас получилось.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы вам знакомы (перечисляют). А как их назвать одним словом?
Дети: Зимующие птицы.
Заключительная часть. Воспитатель: Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)