Светлана Еремина
Конспект занятия по экологии «Осень золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
Развивающая среда: мольберт, карточки с явлениями природы по временам года. Осенние листья, птицы, вырезанные по контуру, аудиозапись Чайковского «Времена года».
СОДЕРЖАНИЕ
В. : Какое время года приходит на смену лета?
Д. : Осень.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Осень золотая“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2012
В. : Правильно. Осени посвящали свои произведения многие поэты и композиторы. Как вы думаете, почему?
Д. : Осенью красиво. Деревья стоят с красивыми листьями: желтыми, красными.
В. : Сейчас я прочитаю вам одно из стихотворений А. С. Пушкина об осени.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
В. : Дети, какое это стихотворение: веселое, грустное, печальное или торжественное?
Д. : Стихотворение красивое, но немного грустное.
В. : О каком периоде осени говорится в этом стихотворении: начале, середине или конце осени?
Д. : О конце осени. Потому, что месяц ноябрь – последний месяц осени.
В. : Почему это стихотворение грустное?
Д. : Солнышко светит реже, дни становятся короче, листья с деревьев опадают, птицы улетают в дальние края.
В. : Молодцы. Теперь посмотрите на карточки и расскажите, какие явления природы на них изображены (дети выходят и называют явления природы).
В. : Ребята, какие времена года вы знаете? (Дети называют времена года).
В. : На моем столе лежат карточки. Отберите те, на которых нарисованы осенние явления природы (дети выполняют задание).
В. : Все эти явления происходят осенью. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?
Д. : Сентябрь, октябрь, ноябрь.
В. : Правильно. Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. В народе его называют златоцветом, рябинником. Птичьей стаей. Как вы думаете, почему? (Дети высказывают свои предположения).
В. : Какие работы у людей в сентябре в саду, в поле?
Д. : С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, морковь, свеклу, капусту, лук.
В. : Правильно, молодцы. Когда урожай с полей убран, поле вспахивают. Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба – рожь и пшеницу.
А что делают звери с наступлением осени?
Д. : Звери строят и утепляют норы, делают запасы. Начинают менять шубки.
В. : Молодцы, ребята. Действительно, звери начинают менять шубки. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Многие делают запасы (белка, заяц). Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Для чего ему это нужно?
Д. : Он на всю зиму ложится в спячку.
В. : Еще у медведицы появляются медвежата, которых она должна выкормить своим молоком. Кроты и мыши запасаются колосками. Барсуки собирают коренья и грибы. Только волк и лиса зимой не спят и запасов на зиму не делают.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ВОЛК И ЛИСА»
Серый волк бежит по лесу, а за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою два пушистеньких хвоста.
В. : Вслед за сентябрем приходит октябрь – месяц хмурый, мокрый. Еще его называют листопадом. Почему?
Д. : С деревьев начинают опадать листья.
В. : Октябрь очень капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик моросит, а то первые снежинки запорхают. Люди постоянно наблюдают за жизнью природы, и делают свои приметы. Вот несколько осенних примет :
Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.
Гром в сентябре предвещает теплую погоду.
Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
В. : В октябре начинают улетать птицы. Какие улетают первыми?
Д. : Стрижи и ласточки. Потому, что они питаются насекомыми. С наступлением холодов насекомые пропадают.
В. : Правильно. Чуть попозже улетают журавли и грачи, потому что они могут питаться ягодами и зерном. Последними улетают гуси, утки, лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает. Все птицы летят по-разному. Журавли летят клином, утки – прямым фронтом, гуси – косяком (выставляются пособия на мольберте).
В. : Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетными).
В. : Птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие).
В. : Как люди должны заботиться о зимующих птицах?
Д. : Мы можем сделать кормушки и подкармливать птиц.
В. : Ребята, чем занимаются в октябре люди?
Д. : Делают заготовки на зиму, утепляют дома.
В. : Хорошо. Люди собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Хозяйки в октябре рубят и заквашивают капусту. А в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ЗАСОЛКА КАПУСТЫ»
Мы капусту рубим,
Мы капусту трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
Уф, устали!
Дети сопровождают текст движениями.
В. : Ноябрь – последний месяц осени. Задумчивый, грустный. Его задача – соединить глубокую осень с зимой. В народе его называют «Чернотропник», «предзимник», «ворота зимы». Попробуйте объяснить эти названия. (Высказывания детей).
В. : Чем занимаются наши лесные жители в ноябре?
Д. : Они спрятались в своих домиках и кушают запасы.
В. : Какие работы у людей в ноябре?
Д. : Люди утепляют дома, меняют одежду на теплую.
В. : А ваши бабушки вяжут теплые носочки и рассказывают вам сказки. Если раннюю осень называют золотой, то позднюю осень – серебряной. Почему?
Д. : В ноябре земля и деревья покрываются инеем. На лужицах появляется лед.
Звучит музыка Чайковского «Времена года», воспитатель читает стихотворение:
Когда родимый край покинут гуси, застынет лес у холода в плену,
Ноябрь ударит в ледяные гусли, встречая Государыню-зиму.
В. : Сегодня на занятии мы с вами убедились, что любое время года хорошо по-своему.