Марьям Темиргишиева
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Почему исчезают животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир, обогащать словарный запас детей. Внушить сочувствие к живой природе, научить сопереживать. Воспитывать у детей гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности. Способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия по экологии в старшей группе „Почему исчезают животные“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Красная книга
- Красная книга. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Иллюстрации с вымершими животными (динозавры, мамонты, материал для изобразительной деятельности детей (фломастеры, листы бумаги форматом А4, магнитная доска, макет «Доисторический период», демонстрационные карточки.
Предварительная работа:
Рассматривание макета.
Методические приемы:
Аудио и видеозаписи,
Показ,
Проссмотр,
Беседа,
Дидактическая игра,
«вхождение в сказку»,
Переход к разным зонам в процессе занятия,
Анализ.
Ход занятия:
Вступительная беседа
Очень давно планета Земля выглядела совсем не так, как сейчас, раньше на планете росли совсем другие деревья, обитали другие животные. (Показать детям иллюстрации с изображением древних лесов).
Вопросы к детям:
Каких животных вы знаете, которые сейчас на Земле не обитают? (Динозавры, мамонты). Почему они вымерли?
Просмотр фрагмента мультфильма о Мамонтенке
Вопросы по сюжету мультфильма:
Кого искал Мамонтенок?
В каких странах он был?
Что ему ответила Слониха?
Вы бы хотели посмотреть на настоящего мамонта?
Как вы его себе представляете?
Мамонты жили очень — очень давно, когда пришел Ледниковый период — стало очень холодно. Многие животные не смогли себя обеспечивать едой, мерзли. А вскоре многие животные вымерли. И о их существовании нам известно совсем немного. Но и сейчас некоторые животные исчезают. По какой причине, как вы считаете?
Вопрос к детям: А как бы вы поступили по отношению к этим животным, если бы жили много миллионов лет назад?
Давайте попробуем отправиться на волшебную планету, где все сохранилось как в периоде Динозавров!
(Звучит магическая музыка, дети зарыв глаза, при помощи сказочного ритуала входят на «Планету Динозавров». На столе стоит большой макет доисторического периода с набором динозавриков).
Дети рассматривают макет, обсуждают растительный мир, делают набольшие выводы. Рассматривают динозавров.
- Как вы считаете, чем питается этот динозавр с ярко-зеленой окраской? Животные, которые питаются растительной пищей имеют зеленый окрас, а хищники — оранжево—коричневатый. Давайте расмотрим, чем же можно питаться травоядным животным? Хищникам?
(Дети обсуждают).
Обязательно уделяется внимание на растительность возле реки и горного массива.
Подвижная игра «Хамелеон»
На ковре разложены обручи разных цветов.
Правила: Воспитатель объясняет кто такой хамелеон. «Это ящерица, меняющая свою окраску в зависимости от того места, где она находится, чтобы её не было заметно». Например: хамелеон забрался на камень, стал серым. А если сидит на песке, станет желтым. Ориентируясь по вопросам взрослого, дети встают в обруч, соответствующего цвета.
Игровое упражнение «Нарисуй животное»
Дети садятся за столы расставленные в форме круга. У каждого на столе лежит лист бумаги и фломастер неповторяющегося цвета. Надо задумать животное, по сигналу воспитателя (удар в бубен, хлопок и т. п.) начать его рисовать. Через 10 секунд, опять по сигналу воспитателя, прекратить рисование и передать свой лист сидящему справа. На новом листе, по сигналу воспитателя, дорисовать фрагмент, и передать сидящему справа. Так все продолжается до тех пор, пока до ребенка не дойдет его первоначальный лист, который он узнает по цвету своего фломастера.
Свои работы дети внимательно рассматривают и придумывают название своему животному.
Ритуал возвращения из «путешествия»
(Работы свои дети могут взять с собой).
Прикрепляют на магнитную доску.
Вот мы снова в нашем детском саду, все по-прежнему: на своих местах игрушки, в аквариуме плавают рыбки, в клетке сидит Степка, а в террариуме плавает черепаха. А как было бы скучно и неуютно без животных! Почему?
Звучат варианты ответов детей.
В наших лесах есть животные, которых осталось совсем мало. Показ иллюстрации.
Например:
Бобр - обитатель небольших лесных речек и ручьев, болот. Этот полуводный зверь, в общем, ему только нужно, чтобы водоем не промерзал до дна зимой и не пересыхал летом, чтобы течение не было слишком сильным и не размывало его постройки.
Бобры - заботливые родители, и детенышей от себя долго не отпускают. Весной появляются на свет три - пять зрячих, покрытых шерсткой и даже имеющих зубки бобренка, а уже через два дня они пытаются выбраться из гнезда. Поэтому, зная беспокойный нрав своих потомков, бобриха, уходя из дому, тщательно закупоривает выход, чтобы бобрята не могли вылезти наружу. Бобры - животные растительноядные, и пищей им служитобилие растений. Еще предпочитают бобры сочные стебли кувшинки, водяных лилий, ириса, любят также обгладывать кору ивы и осины. Этих животных в наших краях берегут и охраняют. Если вы увидете в лесу этого животного, помните об этом!