Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему «Воздух-волшебник»

Елена Астахова
Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему «Воздух-волшебник»

Конспект разработала воспитатель МОУ Д\С № 263

Астахова Елена Леонидовна

Воздух- волшебник

Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невиден, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается; легче воды). Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Материал: Стакан, бумага, воздушные шары и резиновые игрушки разной формы, таз с водой, лодочка с дыркой и целая лодочка, глобус.

Ход занятия:

Воспитатель: (покрутив глобус).

Что вы видите у меня в руках? (глобус). Правильно глобус. Посмотрите, какой он разноцветный.

Какие цвета вы видите на нем? (синий, зеленый, желтый, коричневый).

А как вы думаете, что изображено зеленым цветом (желтым, коричневым и синим? Посмотрите огромные участки синего цвета на глобусе - это океаны, в которые впадают все реки, озера, моря.

Воспитатель: Сколько океанов омывает сушу?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Назовите их, пожалуйста?

Дети: Северный - ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический океан.

Воспитатель: Кто живет в океане?

Дети: Рыбы, киты, дельфины (воспитатель выслушивает все ответы, корректирует их).

Воспитатель: Все кого мы назвали, живут в океане, скажите, а где живут люди?

Дети: Люди живут на земле, т. е. на суше.

Воспитатель: А я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живем на дне океана – пятого океана. Вы со мной согласны? (Ответы).

Эксперимент «Дождик в стакане»

Воспитатель: Что это?

Дети: Это стакан.

Воспитатель: В стакане что-то есть?

Дети: Ничего нет. Стакан пустой.

Воспитатель: Вы уверены в правильности своих ответов? Может быть, у вас есть другие предположения?

Дети: В стакане воздух.

Воспитатель: Приятно иметь дело со знающими людьми. Воздушный океан. Именно так называется пятый океан, в котором мы с вами живем.

Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте, проверим, правда, это или нет.

(Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой: что произойдет, если стакан перевернуть)

Дети: Вода вытечет, выльется.

Воспитатель: Давайте проверим! (Переворачивает стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает). Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?

Дети: На лист бумаги давит воздух, он прижимает к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е. атмосферное давление не позволяет воде вытекать.

Воспитатель: А что такое воздух?

Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные.

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг - направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух?

Дети: Нет, не видим, он невидимый.

Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями!

Дети: Как это сделать? Он везде невидим… Поймать его нельзя!

Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение»

Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагает детям сделать тоже самое. Спрашивает у них: что они почувствовали? (подул ветерок). Какой воздух? (прохладный, холодный воздух).

Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить. Делают вывод: Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый.

Воспитатель: А как вы думаете, нам воздух нужен?

Дети: Да, нужен.

Воспитатель: Зачем?

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).

Делают вывод: второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания.

Воспитатель: Кому еще нужен воздух?

Дети называют объекты живой природы.

Воспитатель: Кому не нужен воздух?

Дети называют объекты неживой природы.

Наблюдение «Воздух легче воды»

Воспитатель показывает по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, пуговица и пр.). Спрашивает, есть ли в этих предметах воздух? (Выслушивает ответы детей). Потом предлагает внимательно смотреть на банку с водой. Воспитатель бросает в воду один предмет; дети наблюдают пока он опускается на дно. Затем бросает второй предмет и опять предлагает наблюдать.

Воспитатель: Что вы видели?

Дети: Предмет тонет (падает на дно, при этом из него выходят маленькие пузыри, которые поднимаются вверх.

Воспитатель: Что это за пузыри поднимаются на поверхности воды?

Дети: Пузыри – это воздух.

Воспитатель: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха?

Дети: Камень падал вниз, потому-что камень тяжелый, он тяжелее воды – он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх, потому-что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее.

Делают вывод: третий секрет воздуха – воздух легче воды.

Воспитатель: А давайте подумаем, имеет ли воздух форму?

Дети: Нет, он принимает форму того предмета, в котором находится.

Воспитатель раздает детям воздушные шарики и резиновые игрушки разной формы.

Воспитатель: Что находится внутри игрушек?

Дети: (воздух).

Воспитатель: Какую форму воздух имеет в ваших игрушках?

(Воспитатель берет холодную пластмассовую бутылку из холодильника, надевает на горлышко воздушный шарик, затем ставит бутылку в миску с горячей водой).

Воспитатель: Что происходит с шаром?

Дети: Он надувается.

(Воспитатель ставит бутылку в таз со льдом и снегом.)

Воспитатель: Что происходит с шаром?

Дети: Шар не надувается.

Делают вывод: четвертый секрет воздуха - При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Игра: Воспитатель предлагает детям изобразить, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении. Изобразим воздух при комнатной температуре. (Дети встают в круг, берутся за руки и опускают руки вниз.) Что произойдет с воздухом, если его нагреть? (Дети, держась за руки, расширяют круг. Что произойдет с воздухом, если его охладить? (Дети, держась за руки, сужают круг, садятся в положении приседа).

Упражнения повторяют 4-5 раз.

Опыт с лодочками

Перед вами две пластмассовые лодки с пробоиной (с дыркой, другая целая – без пробоины (без дырки). Сейчас мы с вами проверим, утонет ли лодка, если ее опустить на воду. Сначала возьмем лодку без пробоины (без дырки) и опустим ее на воду.

Воспитатель: Что происходит с лодкой?

Дети: Она держится на воде, не тонет.

Теперь берем лодку с пробоины (с дыркой) и опускаем на воду

Воспитатель: Что происходит с лодкой?

Дети: Лодка заполняется водой и тонет.

Воспитатель: Что же удерживало первую лодку на поверхности воды?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Почему утонула вторая лодка?

Дети: Когда вода вытеснила воздух, лодка утонула.

Делают вывод: Пятый секрет воздуха – вода вытесняет воздух.

Наблюдение «Чем пахнет воздух»

Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?

Дети: Нет. (Воздух не имеет запаха).

Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) и раскладывает их в разные баночки.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем, вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи. Кто хочет поиграть? Давай я тебе завяжу глаза шарфом, а ты по запаху определи, какой предмет я тебе поднесла?

Воспитатель: Вот мы с вами поиграли и не заметили, как наше занятие подошло к концу. А теперь давайте вспомним, с каким океаном мы сегодня познакомились?

Дети: С воздушным.

Воспитатель: Мы постоянно окружены воздухом и так привыкли к нему, что почти его не замечаем. Но взмахните резко рукой или не много пробегите – и убедитесь, что вас окружает воздух. Мы живем в нем и дышим им.

Воспитатель: Какие секреты воздуха вы сегодня узнали?

Вот про эти секреты воздуха вы можете рассказать своим родителям. А наше занятие окончено.

Список литературы

1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. – Воронеж: ТЦ «Учитель»,2005.

2.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом:Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Дыбина О. В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез,2006.

4. Жданова И. К. -Детский географический атлас. Мир и человек. – М.: «Картография» ГУГК,1985.

5. Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками. // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - с. 18.

6. Короткова Н. А. Познавательно- исследовательская деятельность. //Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007, с. 118-189.

7. Разина О. Л. Играя, изучаем природу // Дошкольное воспитание. - 1995. - №7.-с. 16-18.

Публикации по теме:

Экспериментальная деятельность в старшей группе «Можно ли обойтись без воздуха?» Цель: Продолжать формировать представления детей о свойствах воздуха: невидим,не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при.

Конспект НОД в старшей группе по теме «Воздух-невидимка» Программное содержание: 1. Уточнить знания детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему «Воздух-волшебник»
Опубликовано: 2 марта 2014 в 19:15
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Обобщение педагогического опыта.
Обобщение педагогического опыта по теме «Организация кружковой работы, как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста». Всё...
Консультация «Чтобы научиться петь, надо петь» по методике Т. Э. Тютюнниковой
Консультация: «Чтобы научиться петь, надо петь! » ( по методике Т. Э. Тютюнниковой) Подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ д/с №1 г. Лебедянь...
Фотоотчёт «Домик»
Здравствуйте. Сегодня хочу показать вам мастер-класс по изготовлению небольшого домика для настольных игрушек в нашей группе. Также можно его использовать в...
Фотоотчёт о мастер-классе для детей и родителей «Сделаем мир ярче» в нетрадиционной...
Цель: создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями и детьми с последующим применением в совместной деятельности. Задачи: •...
Конспект занятия по песочной терапии для детей младшей группы (подгруппа детей)
Конспект занятия по песочной терапии для детей младшей группы ( подгруппа детей) Цель: Создание условий для развития у детей активности и любознательности в...