Конспект занятия по экологии «Зимние явления в природе»

Ирина Иванова
Конспект занятия по экологии «Зимние явления в природе»

Конспект занятия по экологии «Зимние явления в природе» (старшая группа)

Цель: расширение представлений детей о зимних явлениях в природе.

Задачи:

-закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом;

-закреплять знания о зимних месяцах;

-формировать умение строить связанные высказывания типа рассуждения.

-учить получать знания о свойствах снега в процессе экспериментирования.

-развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать воображение детей.

-воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Словарная работа: снегопад, метель, иней, вьюга, изморозь, наст, оттепель, гололедица, туман.

Предварительная работа: наблюдения за зимней погодой; рисование на темы «Зимний пейзаж», «Иней покрыл деревья», «Зима». Чтение рассказов «Снег», «Изморозь. Иней».

Оборудование: мультимедийный проектор, проекционный экран, ноутбук, музыкальный центр, презентация на тему «Зимние явления в природе».

Материалы: запись музыки П. И. Чайковского «Времена года», бумажная снежинка, тарелочки со снегом, формочки, салфетки, картинки с изображением разных времен года для игры «Что лишнее?»

Виды детской деятельности: познавательно - исследовательская (экспериментирование, двигательная, коммуникативная)

Ход занятия:

1. Организационный и сюрпризный момент.

Воспитатель: Мы с вами живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью. Весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев; а зима щедро укутывает землю серебром снежинок. Зима – это самое волшебное время года. Наша русская зима, словно сказочное царство, где происходят различные чудеса.

Ребята, я сегодня шла в детский сад и нашла волшебную снежинку. А на ней загадка (про зиму). Отгадаем загадку?

В это время года

Ложится спать природа,

Укрывшись белоснежным

Пушистым снегом нежным.

В снегу деревья и дома,

Мы говорим: «Пришла … (зима)».

Воспитатель: Правильно. Сейчас идет зима. Какие приметы зимы вы знаете? А какие зимние месяцы существуют? С какого месяца начинается зима? А с какого – Новый год? Кто мне скажет, каким месяцем заканчивается зима?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Я хочу рассказать вам о зимних явлениях природы, некоторые из них вы уже знаете.

2. Просмотр презентации «Зимние явления в природе».

Под музыку П. И. Чайковского «Времена года» дети просматривают презентацию «Зимние явления в природе».

Воспитатель: Давайте, слушая красивые звуки природы, посмотрим зимние пейзажи. Посмотрите, пожалуйста, какая красота! (слайд №2).

Воспитатель: Ребята, это зимние месяцы (слайд №3). Какие зимние явления природы мы здесь видим? (слайд №4, 5, 6)

Ответы детей: Мы видим снегопад, метель, вьюгу.

Воспитатель: Как называется зимнее явление, когда идёт сильный снег, дует, завывает ветер?

Ответы детей: Это зимнее явление называется метель, вьюга.

Воспитатель: Но зимой бывает и так, что становится теплее, снежок подтаивает. На снегу образуется твердая корочка «наст» (слайд №7). На крышах и деревьях появляются сосульки (слайд №8). Такое состояние погоды называется «Оттепель».

(слайд №9). Гололед – это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах и т. д.) при замерзании переохлажденного дождя и мороси (тумана).

(слайд №10). Воздушный пар превращается в капельки воды, когда остывает. Это и есть туман. В мороз туман образуют мельчайшие кристаллики льда, которые потом, падая на деревья, образуют иней, такая зимняя роса. Чаще всего так и бывает. Сначала туман, потом иней. Значит, туман — это слишком насыщенный льдинками воздух.

Воспитатель: А как называется мелкий дождик? Мелкий дождик называется изморозь (слайд №11). Когда заканчивается изморозь и ночью немного подмораживает, на деревьях и кустарниках появляется красивый иней (слайд №12).

Изморозь и иней образуются в морозную погоду из водяного пара, но иней окутывает предметы тонким слоем, а слой изморози довольно толстый и нарастает равномерно со всех сторон. Да и по внешнему виду иней не такой пушистый и нарядный, как изморозь, переливающаяся разными цветами.

По ходу обсуждения звучит спокойная музыка, и показываются на экране картинки.

3. Дидактическая игра «Что лишнее?»

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Что лишнее?» (среди разных картинок надо выбрать только те, которые относятся к зиме).

Физкультминутка. Упражнение «Снег».

Снег сегодня шёл с утра (руки опускаются сверху вниз)

Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)

Снег на ветках (руки вверх, на дорожках (наклонили вниз)

На носах (дотрагиваются до носа) и на ладошках (показывают ладошки) .

4. Экспериментальная деятельность.

Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами отправимся в снежную лабораторию, в которой происходят чудеса со снегом.

(Помощник воспитателя приносит тарелочки со снегом и пустые формочки)

Воспитатель: Давайте посмотрим, что будет происходить со снегом в тёплом помещении? Какой становится снег?

Ответы детей: Снег становится влажным, липким.

Воспитатель: Давайте его потрогаем. Что можно сделать с таким снегом?

Ответы детей: Можно скатать комочек.

Воспитатель: А что происходит со снегом, когда мы его катаем в руках?

Ответы детей: Снег тает в руках.

Воспитатель: Что произойдёт со снегом, спустя некоторое время?

Ответы детей: Снег превратится в воду.

Воспитатель: Правильно ребята, снег растает и превратится в воду. А если мы эту воду нальём в формочки и поставим на улицу на мороз, что с ней произойдёт?

Ответы детей: Вода замёрзнет и превратится в лёд.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а снег в тарелочках уже превратился в воду. Можно ли эту воду назвать чистой?

Ответы детей: Нет, в ней видны частички грязи, пыли.

Воспитатель: Во время снегопада снег собирает в воздухе частички пыли. Поэтому, несмотря на то, что снег белоснежный, в нём содержится много грязи и микробов. Давайте аккуратно выльем воду в формочки.

Дети сливают воду в приготовленные формочки.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет с этой водой, если формочки вынести на холод? А если в эту воду добавить краску? (ответы детей) Я предлагаю вам сделать ледяные украшения, которыми можно будет украсить зимние деревья.

Дети добавляют в воду краску любого цвета.

Воспитатель: Мы с вами в эту воду добавим вот такие петельки и вынесем на улицу наши формочки. Когда вечером вы пойдете домой, то увидите свои формочки, в них уже будет цветной лёд. Вы вытащите из формочки свою цветную льдинку и повесите ее на деревья и кусты возле садика.

5. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами беседовали? Что нового ты узнал? Чем тебе понравилось заниматься? Вам было интересно? Что именно тебе было интересно? Какие зимние явления ты уже знал? О каких зимних явлениях ты узнала сегодня?

Воспитатель: Дети, вы сегодня были внимательны, узнали много нового и закрепили свои знания о зимних явлениях природы. Теперь вы можете поделиться ими со своими младшими товарищами. Спасибо за занятие!

Прикреплённые файлы:

zimnie-javlenija_1jgbd.ppt | 1634,5 Кб | Скачан: 37
 
Публикации по теме:

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Зимние явления. Неживая природа»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Зимние явления. Неживая природа» Цель: приобщать детей к окружающей природе. Задачи: Образовательные • Закреплять знания о проявлении зимних признаков в неживой природе;.

Конспект открытого занятия по экологии «Будь другом природе» для детей старшей группы Конспект открытого занятия по экологии «Будь другом природе» для детей старшей группы. Цель: обобщить и систематизировать знания детей.

Конспект занятия по экологии «Будь другом природе». Свойства воды и воздуха. Старшая группа Задачи: Воспитательные: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение.

Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада «Будь другом природе» Цель: Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение.

Конспект «Зимние явления в неживой природе» Марина Скирдина Конспект по экологии «Зимние явления в неживой природе». Цель: Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям, стимулировать.

НОД по экологии «Явления природы зимой» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ЗИМЫ» ЦЕЛЬ: Продолжить расширять знания детей о природных явлениях.

Конспект занятия по ознакомлению с природой «Зимние явления в природе» Цель: создание условий для расширения представления детей о зимних явлениях в природе. Задачи: Обучающая. Закрепить с детьми признаки зимы,.

Презентация «Зимние явления в природе» Презентация «Зимние явления в природе» Слайд № 1 Снег искрится, кружит, метет, Тихим голосом песню поет, Укрывает поля одеялом: Спи. Земля,.

Проект «Зима и зимние явления» Дети нашей группы начали задавать вопросы: «почему зимой бывает лед?», «Почему зима холодная?», «Зачем зимой укрываются снегом деревья?»,.

Занятие по окружающему миру для подготовительной группы «Зимние явления природы» Альбина Ратникова Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе, эксперименты со снегом и льдом «Зимние явления в природе».

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Зима
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект занятия по экологии «Зимние явления в природе»
Опубликовано: 12 марта 2018 в 20:30
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

24 октября. День тыквы на МААМ

Красочная тыква – настоящее украшение осени. Она дарит нам неунывающее оранжевое настроение. В Китае этот овощ вообще считается мистическим талисманом – китайцы верят, что тыква может защищать своих...

Победа моей воспитанницы
Уважаемые коллеги, спешу поделиться с Вами прекрасной новостью для всего нашего коллектива ДОУ и всех детей нашей группы. Воспитанники моей группы...
Мастер-класс «Осенний пейзаж» по рисованию гуашью
Леса и прозрачны, и ясны, Осенней прохладой дыша. И как обнаженно-прекрасна У кроны притихшей душа. Всем доброго дня! Разрешите представить вам...
Фотоотчет о танце «Ягодки-рябинки»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Во всю идет подготовка к осенним утренникам. Вот и наши малыши готовятся к нему. Танец "Ягодки-рябинки" популярен среди...