Зульфия Идиятова
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «В гости к Весне»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Активизация словарного запаса по лексической теме «Ранняя весна».
Задачи: Уточнить признаки ранней весны, формировать у детей представление о марте, как месяце пробуждения природы; Развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе: увеличение светового дня, появление проталин, капели. Воспитывать интерес к народному календарю, коммуникативные навыки (умение работать в команде, задавать вопросы, высказывать свои предположения.
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе „В гости к Весне“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Оборудование: три картинки, изображающие раннюю весну соответственно в лесу, в городе, в поле и на реке. Эти же картинки, разрезанные на части по числу детей в каждой подгруппе. Картинка с изображением раннего утра в природе. Фланелеграф, модели капелек. Модель равноденствия: круг, разделенный на две равные части – белую и черную. Обручи- «скворечники».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Я раскрываю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю.
И красива, и ясна,
А зовут меня… (Весна)
2. Вводная часть
Воспитатель:
• Сегодня мы побеседуем с вами о прекрасном времени года – весне.
• Назовите весенние месяцы по порядку (март, апрель, май).
• Вспомните приметы ранней весны (светит солнце, тает снег, появляются проталины, капают сосульки, прилетают птицы и т. д.)
3. Основная часть
Восп-ль : Ребята, я хочу загадать вам загадку, а вы скажите, о каком времени года говорится в ней.
Тает снежок,
Зеленеет лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
Дети: Весной.
Восп-ль: Молодцы. А вот еще загадка:
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Что за месяц? Кто узнает?
(март)
Восп-ль: Как вы догадались?
Дети объясняют.
Воспитатель выставляет на стенд картинки с изображением весны в лесу, на реке и поле, в городе.
Восп-ль: Да, март – первый весенний месяц. В народе его называют «Утро года» (демонстрирует картинку с изображением утра). Как вы думаете, почему? (Выслушивает ответы детей). Да, в марте, природа, как бы пробуждается от зимнего сна, все вокруг оживает.
Еще одно из имен марта – «зимобор». Как вы думаете, почему народ дал такое название марту? (в марте зима с весной борется. Март зиму перебарывает.)
Восп-ль : А как весна с зимой борется?
Давайте поиграем в игру «Что зимой, а что весной». Я буду начинать предложения, а вы заканчивать.
_зимой погода холодная, а весной…
- зимой идет снег, а весной…
-зимой мы одеты тепло, а весной…
-зимой солнце тусклое, а весной…
-зимой реки замерзают, а весной… (и т. д.)
Да, в марте погода неустойчивая: то весна пригреет солнышком, то зима морозцем ударит.
Ребята, давайте поможем весне, покличем солнышко.
Дети встают в круг, исполняют закличку в хороводе, сопровождая текст движениями.
Солнышко-вёдрышко,
Выгляни, красное
Из-за гор-горы
Выгляни, солнышко,
До вешней поры!
Видело ль ты, вёдрышко,
Красную весну?
Встретило ли, красное,
Ты свою сестру?
Видело ли, солнышко,
Старую ягу,
Бабу ли ягу –
Ведьму-зиму?
Как она, лютая,
От весны ушла,
От красной беглА.
Холод нА землю трясла.
Сама оступилась,
Под гору скатилась.
Воспитатель незаметно снимает картинки со стенда, заменяет их теми же разрезными на разносе.
Восп-ль: Ребята, посмотрите, рассердилась зима и рассыпала все наши картинки. Нужно скорее все исправить. Возьмите каждый по одной части, соберитесь в команды и восстановите целые картинки.
Дети берут по одной части, объединяются в команды, складывают целые картинки. Воспитатель заменяет их на первый образец.
Восп-ль: Молодцы, ребята, а теперь внимательно посмотрите на свои картинки и найдите на них приметы весны, поиграем в игру «Что случилось? Почему?» Можно и в окошко поглядывать.
ход игры
Дети внимательно рассматривают свои картинки и по очереди задают друг другу вопросы: "Что случилось? " (ответ) "Почему? " (ответ) .
Например:
1-я команда: "Что случилось? "
2-я команда: "Солнце ярко светит"
1-я команда: "Почему? "
2-я команда : "Весна наступила. "
3-я команда : "Что случилось? "
1-я команда : " Снег тает. "
3-я команда: "Почему? "
1-я к. : "Весна наступила. Солнце греет сильнее. Снег становится мягким, рыхлым" и т. д.
Дети находят все приметы: светлое небо, яркое солнце, таяние снега, появление проталин, капель, ручьи, подснежники в лесу, одежда людей, таяние льда на реке, увеличение светового дня.
Воспитатель дополняет по мере необходимости ответы детей. Например, он может сказать о том, что в марте очень часто небо покрыто кучевыми облаками. Это тоже одна из примет марта.
В ответе про лед на реке, уделяет внимание тому, что лед становится хрупким и ходить по нему небезопасно. Когда речь зайдет о том, что день стал длиннее, воспитатель рассказывает о дне весеннего равноденствия, который бывает 21 марта, демонстрирует модель увеличения светового дня, говорит о том, что 21 марта день и ночь равны по продолжительности, а затем день будет прибывать, а ночь убывать, становиться короче.
Игра Родничок.
Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:
Разлился родничок,
Золотой рожок.
У-ух!
Разлился ключевой,
Белый, снеговой.
У-ух!
По мхам. По болотам,
По гнилым колодам.
У-ух!
Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает.
В момент обсуждения капели, воспитатель читает небольшое стихотворение:
Весна наступила, ручьи побежали,
И тают сосульки капелью звеня,
С утра восемь штук над крылечком свисали,
К обеду лишь две насчитал я, друзья.
Восп-ль: Что случилось с сосульками? Куда они исчезли?
Проводится ритмическая игра «Сосульки».
(Педагог выкладывает на фланелеграфе капельки, располагая их на разном расстоянии друг от друга, дети по выложенной схеме прохлопывают ритм, приговаривая: «Кап, кап, кап-кап-кап…» и т. д.
Если дети не скажут о какой – нибудь примете, то воспитатель включается в игру.
Например, говорит:
-Ребята, я тоже играю. Задайте мне вопрос.
Дети: Что случилось?
Восп-ль: начинают выходить из спячки некоторые животные.
Дети: Почему?
Восп-ль: Солнышко пригревает, снег тает, и вода протекает в жилище животных, тогда они просыпаются и покидают свои «дома». Так, если в марте очень тепло, то может проснуться медведь, правда, если станет холодно, он может вернуться в свою берлогу.
Дети: Что случилось?
Восп-ль: Слышен птичий крик.
Дети: Почему?
Восп-ль: В марте птицы начинают возвращаться из теплых краев. А какая птица первая прилетает, вы узнаете, отгадав загадку.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по полю вскачь,
А зовется птица… (грач) .
После грачей прилетят скворцы и жаворонки, а следом и другие птицы вернутся к нам. Как мы их встретим? Что мы можем сделать? (дети: скворечники, кормушки).
4. Заключительная часть
В заключение проводится игра «Скворушки». Считалкой или по желанию выбирается кот.
Дети:
Скворушки, скворушки
Черненькие перышки!
Греет солнышко теплей,
Прилетайте поскорей! (манят руками)
Домики, домики, (стучат кулачком по кулачку)
Мы готовим домики.
Для скворцов готовим дом,
Чтобы птицы жили в нем!
В домике-скворечнике (каждая команда «залетает» в свой обруч)
Скворушки сидят.
Из окна скворечника (делают руками над головой «домик»)
Скворушки глядят.
А в углу, а в углу (грозят пальцем коту)
Хитрый кот сидит.
Притворился наш кот,
Будто сладко спит.
«Птицы вылетают» из «домиков» и «летают» по группе. На сигнал «Тревога» кот пытается поймать птиц. «Скворцы улетают» в свои домики.
Литература
1. Чтение О. Акылбекова «Весна»
2. Чтение А. Сарботина «Что такое весна?»
3. Потапова Е. Н. Радость познания. М., 2008.-45с.
4. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир : Кн. Для воспитателя дет. Сада. - М. : Просвещение, 2009.-207с.
5. Хайдурова И. А. К вопросу о системе знаний о растениях у детей старшего дошкольного возраста. Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. -Иркутск, 2007.-211с.
6. Ерофеева, И. «Времена года» стихи серия «Читаем с мамой»./И. Ерофеева. - ЛИНГ-КНИГА, 2008. - 16 с.