Ирина Ковалева
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Лед и снег. Их свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Изучить свойства снега и льда.
Задачи:
1. Продолжать развивать интерес, наблюдательность у детей с помощью неживой природы, знакомить со свойствами снега и льда.
2. Обучать детей способам исследования окружающего мира на примере проведенных опытов с природным материалом.
3. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, познавательную активность, логическое мышление, речь.
Материалы и оборудование:
3. Мультимедийная установка
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей старшей группы „Лед и снег, Их свойства“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед. Свойства, эксперименты, игры
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Снег. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
4. Презентация «Снег и лёд»
5. Тарелочки со снегом и льдом
6. Палочки для опытов
7. Молоточки
8. Фиолетовые картонки
9. Стаканы с теплой водой
Ход занятия
Воспитатель: («Зима» П. Вяземский)
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа!
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка…-
Дети: Зима!
Воспитатель: Правильно, наступила зима. Солнце в небе поднимается совсем невысоко, дни стоят короткие. Поэтому земля получает мало тепла.
Ребята, отгадайте загадку: Всю зиму смирно лежит, а весной убежит? (слайд №2)
Дети: Снег!
Воспитатель: Всё верно. Снег укрыл землю, ветки деревьев, крыши домов.
Послушайте следующую загадку: Не драгоценный камень, а блестит?
Дети: Лед!
Воспитатель: Правильно. Реки и озера скованы льдом. Замерзла почва. Ребята, давайте сравним снег и лед. (слайд №3) Чем же похожи и чем отличаются снег и лед? Посмотрите, у меня на одной тарелочке снег, а на другой – лед. Возьмите в руки палочки и попробуйте проткнуть ими снег и лед.
(дети проводят опыт)
Воспитатель: Что вы обнаружили?
Дети: Снег можно проткнуть палочкой, а лед нельзя, не получается. Лед жесткий.
Воспитатель: (Слайд № 4)
Правильно, снег рыхлый, а лед – твердый. А теперь стукните молоточком сначала по снегу, а потом по льду. (слайд №5)
(дети проводят опыт)
Воспитатель: Что вы можете сказать, какой сделать вывод?
Дети: Снег мягкий и молоточек проваливается. Лед можно расколоть.
Воспитатель: Верно, лед хрупкий и колется.
Физкультминутка
Воспитатель: Дети, встаньте все в кружок.
А сейчас поиграем. Я буду говорить слова, а вы повторяйте за мной движения.
«Снег идет, снег идет, дворник улицу метет.
Стороной народ идет.
Веселей, веселей, заниматься нам не лень!
Мы немного разомнемся, за дела опять возьмемся»
(дети произвольно имитируют движения) – повторяют 2 раза
Воспитатель: Дети, а сейчас еще одно волшебство. Посмотрите, я на фиолетовую картонку положу снег и лед. Что вы наблюдаете?
Дети: Под снегом не видно, какого цвета картонка, он не просвечивает. А через лед видно, что картонка фиолетовая.
Воспитатель: Какой же вывод можно сделать? (Слайд № 6)
Дети: Снег – не прозрачный, а лед – прозрачный.
Воспитатель:
А что еще вы заметили? Какого цвета снег и лёд?
Дети: Снег белый, а лед бесцветный.
Воспитатель: Всё верно. Снег белого цвета, а лёд бесцветный. (слайд №7)
Воспитатель: А сейчас положите на одну ладошку немного снега, а на другую – кусочек льда. Что вы чувствуете? (Слайд №8)
Дети: И снег, и лед холодный.
Воспитатель: А что быстрее тает на ваших ладошках? Снег или лед?
Дети: Снег тает быстрее, чем лед.
Воспитатель: А сейчас посмотрите, я опущу в один стакан с теплой водой лёд, а в другой стакан тоже с теплой водой снег. Что происходит?
Дети: И снег, и лёд тают, они становятся всё меньше.
Воспитатель: Всё верно. В воде снег и лёд растаяли и превратились тоже в воду. (С лайд №9)
Воспитатель: Вот сколько интересного мы сегодня с вами узнали! Итак, давайте вспомним и еще раз расскажем, чем похожи снег и лед? (слайд №10)
Дети: И снег, и лед холодные.
Воспитатель: А чем отличаются?
Дети: снег рыхлый, легкий, мягкий, а лед жесткий, хрупкий, его можно расколоть. Еще снег не прозрачный, а лед – прозрачный.
Воспитатель: Дети, вы сегодня были очень внимательные и любознательные. Молодцы! (Слайд №11)