Получи документы

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Сила притяжения»

Алия Воробьева
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Сила притяжения»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по экспериментальной деятельности

Занятие № 80, дата 13.03.2024

«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

«Юный исследователь».

Группа дошкольного возраста, возраст от 5 до 7 лет.

I Год обучения

Педагог: Воробьева Алия Наильевна

Тема занятия : «Сила притяжения»

Цель: Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности „Сила притяжения“» размещена в разделах

Образовательные: обучать элементарные представления о Земле как о планете, строении Солнечной системы.

Развивающие: Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Воспитательные: Воспитывать в детях бережное отношение к Земле – своему дому.

Форма проведения занятия : индивидуальная, коллективная

Материал для занятия : глобус; плакат с изображением солнечной системы; иллюстрации с изображением космонавтов в скафандрах; иллюстрации с изображение спортсменов, парашютистов; мультфильм «Незнайка на Луне», музыкальное сопровождение.

Оборудование: книга; белый картон, линейка; трубка, теннисный мячик; напольные часы, стрелочные весы, безмен, ведро, веревка, мяч.

Ход занятия:

I Организационная часть.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Как зовут сказочного персонажа из книги Н. Носова «Незнайка на Луне», который проводит научные опыты. (Знайка)

Знайка снова пытается разгадать Загадку? Какую? Посмотрим мультфильм.

(Просмотр отрывок из мульфильма «Незнайка на Луне.)

Педагог: Какую загадку пытается разгадать Знайка? (ответы) Какая сила заставляет предметы и людей лежать на земле, а не парить в воздухе?

Давайте проведем опыты и поможем Знайке ответить на сложные вопросы:

Может ли Луна или планета упасть на Землю?

Какая загадочная сила на планете Земля заставляет все предметы падать по направлению к центру Земли?

Что называют весом?

Что произойдет, если исчезнет вес?

II. Основная часть.

1 Чтобы ответить на первый вопрос (может ли Луна или планета упасть на Землю, рассмотрим карту Солнечной системы и вспомним расположение планет и солнца.

Педагог показывает указкой планеты и произносят строчки стихотворения)

Планеты вокруг Солнца танцуют как дети.

Меркурий заводит весь хоровод.

Чуть дальше Венера в пространстве плывет.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землей.

За ними – Юпитер, из всех – Великан.

И дальше Сатурн в кольцах видится нам

Последние три едва различимы,

Малы и холодны, но их различим мы:

Уран, Нептун и крошка Плутон.

Педагог: Сколько же планет в Солнечной системе?

Дети: Девять планет. Все планеты – спутники звезды по имени Солнце. Мы живем на планете Земля. Луна – это спутник Земли.

Педагог: В Космосе на каждый предмет действует загадочная сила - сила притяжения. Каждая планета обладает силой притяжения, каждая планета напоминает большой магнит. Но в отличие от магнита, эту силу нельзя ослабить или устранить. Все планеты солнечной системы притягиваются к Солнцу и друг к другу.

Луна, хоть она и очень далеко от Земли, тоже притягивается Землёй, потому и не может от нас далеко улететь. Её так и называют - спутник Земли.

Солнце притягивает Землю к себе, но из-за большой скорости Земля не может на Солнце упасть, а только кружится вокруг него. Один круг вокруг Солнца Земля делает за один год. Если вам шесть лет. Сколько раз вы объехали вокруг Солнца? (ответ детей).

Дети: Мы объехали Солнце шесть раз.

Педагог: Сила солнечного притяжения позволяет Земле двигаться по своей орбите (своему пути). Если бы эта сила почему-либо исчезла, Земля полетела бы по линии, касательной к ее орбите, и навеки умчалась бы в бездонную глубь мирового пространства.

Проведем опыт и убедимся, что планеты, притягиваясь, не могут упасть?

3 Физ. минутка.

Вы сможете почувствовать себя космонавтом, выполняя физические упражнения (кувырок через голову, прыжки со скакалкой). Давайте испытаем состояние невесомости, поиграем и в малоподвижную игру «Сделай фигуру».

Малоподвижная игра «Сделай фигуру».

По сигналу педагога все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. На следующий сигнал (играет музыка) все дети двигаются как спортсмены. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры ему понравились (оказались наиболее удачными). Игра повторяется 2—3 раза (можно назначить, выбрать водящего, который будет определять, чья фигура лучше).

4 Закрепление изученного на занятии материала на практике.

Ребята прежде чем приступить к опытам, вспомним как себя вести в лаборатории.

опыт №1 «Орбита» : (педагог перечисляет предметы, которые используются в опыте; одевает шапочку «Солнце» и объясняет что она - Солнце, а мячик – планета Земля).

Педагог кладет в ведро пластмассовый шарик. Переворачивает ведро - шарик падает. Вращает ведро на веревке, постепенно, поднимая его выше головы, - шарик из ведра не выпадает. Подводит детей к выводу: когда предметы очень быстро двигаются по кругу, они не падают. То же происходит и с планетами: пока они быстро вращаются вокруг Солнца, они не падают.

Педагог: Может ли Луна упасть на Землю?

Дети: Луна, испытывая силу притяжения, не может упасть, потому что быстро вращается вокруг Земли.

Педагог: Мы с вами живем на планете Земля и сегодня знакомимся с силой земного притяжения. Благодаря земному притяжению мы знаем, где верх, а где низ. И не только мы, а все звери, птицы и даже растения. Потому-то деревья и растут корнями вниз. Ну, и все упавшие предметы летят вниз. Только надо помнить, что Земля - она круглая. И предметы падают не вниз, а по направлению к центру Земли.

Педагог: Покажите на глобусе, как стоим мы и как стоят полярники в Антарктиде? (педагог дает по фигурке человека двум детям. Они приклеивают их к глобусу.)

Дети: И мы стоим ногами к центру Земли, и полярники в Антарктиде стоят ногами к центру Земли, хотя по отношению к "нашему" верху стоят ногами.

Педагог: Раскроем подробнее, как эта загадочная сила действует на Земле.

опыт №2 «Книга на руке»

Вот мы кладем книгу на руку - она нам кажется тяжелой, мы скажем "у нее большой вес". Вес - это то давление, которое чувствует наша рука, преграждая книге путь к Земле. Мы уберем руку - книга упадет на пол. Пока она будет падать - веса у нее не будет. А когда книга упадет на пол, она опять станет весить. Потому что книга станет упираться в пол, который загораживает книге путь к центру Земли. В тот момент, когда книга падала, она была в невесомости! Потому что не имела веса и не давила своей массой на опору или подвеску.

Педагог: Итак, что называют весом? (ответы детей). Вес – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

Какие предметы быстрее падают на Землю, легкие или тяжелые? (ответы детей).

Правильно, тяжелые, на предметы действует сила тяжести. Вес – это сила тяжести.

Что произойдет, если исчезнет вес? (Возникнет невесомость.)

Состояние отсутствия веса называется невесомостью.

Педагог: Поэтому такое, казалось бы, чисто космическое понятие как "невесомость", на самом деле нам хорошо знакомо. На Земле очень часто приходится встречаться с явлением если не полной невесомости, то частичной потери веса, но земных условиях она продолжается очень недолго. Легкие предметы парят в воздухе дольше.

Особенно заметна частичная потеря веса в момент начала

опускания лифта.

А на качелях? Когда качели опускаются, происходит тоже частичная потеря веса. (педагог показывает иллюстрации с изображением человека в лифте, ребенка на качелях, парашютистов т. д.)

Но самое продолжительное состояние периодической потери веса наступает во время шторма на море. Когда палуба «уходит из-под ног», наступает потеря веса, многие переносят это с трудом и заболевают "морской" болезнью. При занятиях водным спортом, при прыжках с вышки в воду или при прыжках на батуте, когда гимнаст парит в воздухе, наступает состояние полной потери веса, полной невесомости. Даже просто подпрыгнув, вы на пару секунд оказываетесь в невесомости. Каждый прыжок — это несколько секунд невесомости.

К сожалению, в условиях Земли невесомость можно почувствовать только на несколько секунд. Дольше всего ее испытывают летчики на самолетах, которые выполняют полет по специальной траектории (почти параболе). Такие полеты как раз и проводятся для того, чтобы за эти 30-40 секунд полной невесомости (пока самолет как-бы падает на Землю) в нем могли тренироваться будущие космонавты.

опыт №3 «Соревнование». Предлагаю вам посоревноваться с земным притяжением и выяснит, кто кого?

Постройтесь в одну колонку, друг за другом. Возьмите со стола полоску картона, поделенную на 6 равных частей (отрезков). Поднимите полоску вертикально. По команде «пуск» надо отпустить полоску. Стоящие рядом попробуйте схватить картон как можно быстрее за нижний конец.

Педагог Хотя это задание кажется легким, ты не сможешь поймать полоску картона за нижний отрезок. Почему? Давайте разберемся.

Твоя рука движется по сигналу? Что управляет рукой? Откуда идет сигнал? (из мозга). Почему же ты не успеваешь поймать полоску за нижний отрезок?

Пока сигнал из твоего мозга доходит до руки, сила земного притяжения сделала свое дело, и ты не успеваешь поймать полоску за нижний край.

Педагог: Вам понравилось соревноваться? Тогда продолжим.

опыт №4 «Соревнование»

Постройтесь двумя колоннами, друг напротив друга. Стоящие справа возьмите со стола трубку и теннисный шарик. По команде «пуск» надо отпустить мячик в трубку. Стоящие напротив возьмите линейку, встаньте на колено, держите линейку у нижнего конуса трубки и попробуйте отбить мячик до того, как он упадет на пол. Подводим итог.

А теперь поменяемся ролями. Теперь стоящие слева будут помощниками – держат трубку и бросают мячик.

педагог: Почему ты не можешь с легкостью отбить мячик?

Сила притяжения заставляет мячик падать так быстро, что мы не успеваем быстро подумать, увидеть, отбить.

III. Заключительная часть.

Вам понравились опыты? Мы должны обязательно написать Знайке, что нового узнали сегодня?

Как называется загадочная сила, удерживающая от падения все планеты Солнечной системы?

Почему планеты, притягиваясь друг к другу, не падают?

Что произойдет, если вес исчезнет?

Почему в космосе полная невесомость, а на Земле частичная?

Публикации по теме:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Ах, какая елочка»Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Ах, какая елочка» «Ах,какая елочка!» Цель: проявлять у детей любознательность и креативное мышление, прививать стремление к самостоятельной деятельности.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Свойства воды»Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Свойства воды» Конспект занятия «Свойства воды» Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой. Задачи: -познакомить.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Стекло и пластмасса» для детей с ОВЗКонспект занятия по экспериментальной деятельности «Стекло и пластмасса» для детей с ОВЗ Образовательные области: «познавательное развитие», «речевое развитие», «коммуникативное развитие», «физическое развитие» Цель. Познакомить.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства воздуха»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства воздуха» Конспект по экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Свойства воздуха» Познавательно-исследовательская деятельность.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Гелевые шарики" в средней группе. Форма эксперимента:нетрадиционное занятие по.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в водный мир» для детей 5–7 летКонспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в водный мир» для детей 5–7 лет Тема: «Путешествие в водный мир» Цель: Продолжать изучение свойств воды. Задачи: 1. Образовательные Закреплять и систематизировать знания.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница Соль»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница Соль» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница-соль» Цель: Расширить представления детей о свойствах соли. Задачи:.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная вода» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей проводить несложные опыты с водой.

Проект по экспериментальной деятельности в детском саду «Волшебная сила соли»Проект по экспериментальной деятельности в детском саду «Волшебная сила соли» ПРОЕКТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ НА ТЕМУ «ВОЛШЕБНАЯ СИЛА СОЛИ» Подготовили: Труфанова Елена Викторовна, воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Сила притяжения»
Опубликовано: 19 марта 2024 в 16:53
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Сила притяжения»» (включая файлы) размещена пользователем Алия Воробьева (УИ 1564000) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД