Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Свойства воздуха»

Ольга Марьясова
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Свойства воздуха»

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе

Тема: «Свойства воздуха»

Выполнила: воспитатель Марьясова О. В.

Тема: "Свойства воздуха"

Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи:

1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.

4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах (группах, преодоление боязни тактильного контакта.

5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.

Интеграция образовательных областей;

-социализация (совместная деятельность)

-коммуникация (продуктивный диалог)

-здоровье (физ. мин.)

-познание (ФЦКМ, конструирование)

-труд (уборка своего места)

-музыка

Предварительная работа:

наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека

Оборудование:

оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, корочки апельсина, листы бумаги по количеству детей

Организационный момент:

- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научно-исследовательская лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, которое необходимо для проведения опытов и исследований.

Можно я как старшая по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? Ответ детей.

(одевает халат, шапочку, очки). А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.

Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку:

Он нам нужен чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас. (Воздух)

Что это? (Ответы детей)

Правильно ребята, воздух. Сегодня я как руководитель научно-исследовательской лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники лаборатории изучили свойства воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям, животным. И если нужен, то какой.

Уважаемые сотрудники предлагаю пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.

Опыт № 1 «Игра с воздушный шариком и соломинкой».

Цель: формирование представлений о том, что человек дышит воздухом.

Материалы: Воздушные шары, два надутых воздушных шара: один-слабо, мягкий, второй-сильно, упругий.

Ход деятельности:

Посмотрите ребята, что же это у меня в руках (рассматривают два надутых воздушных шара).

- Ответы детей (шарики)

- Кто знает какого они цвета?

- Красный и синий

- А как называются эти шарики?

- Воздушные.

- А вы знаете, почему они так называются?

- Потому что внутри шарика есть воздух

-Давайте ребята немного поиграем с воздушными шарами. Дети играют со слабо надутым воздушным шаром и сильно надутым воздушным шаром, и выясняют, с каким из них удобнее было играть и почему?

-Дети делают вывод: что удобнее было играть с тем, который больше надут, так как он легко отбивается, летает, плавно опускается и др.

Давайте обсудим причину различия,один шар упругий, потому что сильно надут, а второй-мягкий, потому что надут слабо.

А что же ребята нужно сделать со вторым шаром, чтобы с ним тоже можно было хорошо играть. (побольше надуть). Ответы детей.

- А откуда воздух появился в шариках?

- Он там появился, когда шарик надували.

- Значит в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим. Дети надувают воздушные шары.

Опыт № 2 «Игра с соломинкой»

Цель: формирование представлений о том, что человек дышит воздухом.

Материалы: трубочки для коктейля; емкость с водой.

Ход деятельности:

Перед каждым из вас на столе лежит трубочка, давайте ее рассмотрим. Чем же трубочка необычна, что же в ней есть (Ответы детей, отверстие, и выясняют для чего нужны отверстия (через неё можно что-нибудь вдувать и выдувать).Ребята давайте попробуем подуть на ладошку через трубочку. Что же вы почувствовали, когда дули? (Ответы детей. Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). И так ребята, оказывается воздух очень необходим человеку для дыхания, что он попадает во внутрь человека при вдохе через нос или рот, воздух можно нетолько почувствовать, но и увидеть. Для этого необходимо взять трубочку, и стакан с водой, который стоит возле каждого из вас,опустить конец трубочки в стакан с водой и подуть в трубочку. И посмотрим, что произойдет с водой.

-Что вы увидели?

- Выходят пузырьки.

-Откуда появились пузырьки? И куда исчезли?

- В стакане же только была вода

-Ответы детей.

-Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх, но чтобы подуть, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Опыт № 3 «Что в пакете?»

Цель: формирование представлений о воздухе.

Материалы: полиэтиленовые пакеты.

Ход деятельности:

- Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту.

-Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух.

-Нет (ответы)

- Да ребята, вы действительно правы, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? Дети рассматривают (пусто).Пока дети рассматривают пакет, воспитатель незаметно отвернувшись набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим.

-Ребята посмотрите на мой пакет, что же с ним произошло?Он стал упругим. А почему, как вы думаете?

-Правельно пакет наполнен воздухом.

-Уважаемые сотрудники взгляните пожалуйста на свои пакеты.

-Ответы детей.

-Они пустые.

- Теперь вы возьмите свои пакеты и наберем в пакет воздух, и начинаем закручивать пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он наполнился воздухом. На что стал похож?

-Ответы

-Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

-Ответы.

-Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и закрыли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас, а как вы думаете мы сможем почувствовать воздух?

- Ответы.

Опыт№4 «Имеет ли воздух запах»

Цель:Расширять представления о свойствах воздуха.

Материалы:Чеснок, апельсин.

Ход деятельности:

-Уважаемые сотрудники, мы с вами сделали еще один вывод, что воздух невидим. А имеет ли он запах?

-Ответы детей (Нет)

- Совершенно верно воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование.

-Для этого закройте глаза и угадайте чем пахнет.

Воспитатель режет апельсин, затем чеснок. Дети угадывают распространившиеся по помещению запахи.

- Что вы чувствуете?

-Пахнет апельсином, чесноком

-Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсин с чесноком издают такой аромат?

-Это апельсин и чеснок.

- Воздух не имеет запаха. Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.

-Молодцы, и в этот раз вы удачно справились с экспериментом!

Опыт № 5 «Можно ли почувствовать воздух»

Цель: расширить представления о свойствах воздуха

Материалы: лист бумаги

Ход деятельности:

-Для того, чтобы нам почувствовать воздух, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так.

-А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни?

-Ответы

Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?

-Можно подуть себе на руку. Опять дует ветерок.

Физминутка

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)

Вправо – влево, влево - вправо

Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим все на шаг (ходьба)

Вот закончилась игра,

Заниматься нам пора (садятся).

Опыт № 6: «Имеет ли воздух звук»

Цель: расширение представлений о свойствах воздуха.

Материалы: свистулька, свисток, резиновая игрушка.

Ход деятельности:

- А как вы думаете мы сможем ли мы услышать воздух?

-Ответы

-На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется (словарная работа) .

-Колебание.

- Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха? Вы самной согласны?

-Да

-Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух? Также мы можем другим способом услышать воздух. (воздух издаваемый из резиновой игрушки)

Подведение итогов:

- На этом наши исследования на сегоднишний день заканчиваются.

-Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?

-Сегодня мы узнали, что воздух окружает нас по всюду, что воздух находится внутри нас тоже, не имеет запаха, но передается по воздуху запахи можно почувствовать при помощи веера, увидеть поймав в пакетик, услышать благодаря свистку. Но оказывается в воздух ещё можно и поиграть, а помогут нам в этом мыльные пузыри.

Опыт № 7: «Мыльные пузыри»

В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.

Дети дуют мыльные пузыри, звучит весёлая музыка.

Публикации по теме:

Конспект исследовательской деятельности в подготовительной группе «Лаборатория почемучек. Свойства воздуха и воды»Конспект исследовательской деятельности в подготовительной группе «Лаборатория почемучек. Свойства воздуха и воды» Цель : Совершенствовать способы исследования объектов, характер действий,направленных на выявление скрытых свойств объектов. Задачи: 1.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Необычные свойства воздуха» Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Ход: Организационный момент. Вос-ль: Ребята, давайте.

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Таинственные свойства воздуха» Интеграция образовательных областей:«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект ООД в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Цели и задачи: познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании поднимается вверх) и способами его обнаружения;.

Конспект открытого НОД опытно –экспериментальной деятельности. Тема: «Снег и его свойства» Цель: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде. Ход наблюдения: Снег из тучи прилетел,.

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Нуриахметова Гульназ Масгутовна Область: Познание.

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Цели и задачи: - Обогатить.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности на тему: «Воздух, свойства воздуха» Конспект открытого занятия совместной деятельности педагога с детьми по экспериментальной деятельности на тему: «Воздух, свойства воздуха»[/b].

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Лед и снег. Их свойства» Цель: Изучить свойства снега и льда. Задачи: 1. Продолжать развивать интерес, наблюдательность у детей с помощью неживой природы, знакомить.

Конструкт экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема «Удивительные свойства почвы». .

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Свойства воздуха»
Опубликовано: 2 мая 2017 в 18:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

Фотозарисовка «Осенняя пора…» Часть 1
Фотозарисовка «Осенняя пора… ». Часть 1. Доброе время суток уважаемые друзья, коллеги и гости! Осенняя пора… Яркая, красочная, живая, богатая....
Конспект занятия по лепке «Грибочки для белочек» с детьми 4–5 лет
ЦЕЛЬ: формировать у детей эмоциональный отклик на просьбу о помощи. Задачи: продолжать учить детей формировать определенный предмет из пластилина, разными...
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с...
Уважаемые родители! С древних времен людей манило все недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос....