Ольга Марьясова
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе
Тема : «Свойства воздуха»
Выполнила: воспитатель Марьясова О. В.
Тема : "Свойства воздуха"
Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование : умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.
3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах (группах, преодоление боязни тактильного контакта.
5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.
Интеграция образовательных областей;
-социализация (совместная деятельность)
-коммуникация (продуктивный диалог)
-здоровье (физ. мин.)
-познание (ФЦКМ, конструирование)
-труд (уборка своего места)
-музыка
Предварительная работа:
наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека
Оборудование:
оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, корочки апельсина, листы бумаги по количеству детей
Организационный момент:
- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научно-исследовательская лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, которое необходимо для проведения опытов и исследований.
Можно я как старшая по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? Ответ детей.
(одевает халат, шапочку, очки). А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.
Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку:
Он нам нужен чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас. (Воздух)
Что это? (Ответы детей)
Правильно ребята, воздух. Сегодня я как руководитель научно-исследовательской лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники лаборатории изучили свойства воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям, животным. И если нужен, то какой.
Уважаемые сотрудники предлагаю пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.
Опыт № 1 «Игра с воздушный шариком и соломинкой».
Цель: формирование представлений о том, что человек дышит воздухом.
Материалы: Воздушные шары, два надутых воздушных шара : один-слабо, мягкий, второй-сильно, упругий.
Ход деятельности:
Посмотрите ребята, что же это у меня в руках (рассматривают два надутых воздушных шара).
- Ответы детей (шарики)
- Кто знает какого они цвета?
- Красный и синий
- А как называются эти шарики?
- Воздушные.
- А вы знаете, почему они так называются?
- Потому что внутри шарика есть воздух
-Давайте ребята немного поиграем с воздушными шарами. Дети играют со слабо надутым воздушным шаром и сильно надутым воздушным шаром, и выясняют, с каким из них удобнее было играть и почему?
-Дети делают вывод: что удобнее было играть с тем, который больше надут, так как он легко отбивается, летает, плавно опускается и др.
Давайте обсудим причину различия,один шар упругий, потому что сильно надут, а второй-мягкий, потому что надут слабо.
А что же ребята нужно сделать со вторым шаром, чтобы с ним тоже можно было хорошо играть. (побольше надуть). Ответы детей.
- А откуда воздух появился в шариках?
- Он там появился, когда шарик надували.
- Значит в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим. Дети надувают воздушные шары.
Опыт № 2 «Игра с соломинкой»
Цель: формирование представлений о том, что человек дышит воздухом.
Материалы: трубочки для коктейля; емкость с водой.
Ход деятельности:
Перед каждым из вас на столе лежит трубочка, давайте ее рассмотрим. Чем же трубочка необычна, что же в ней есть (Ответы детей, отверстие, и выясняют для чего нужны отверстия (через неё можно что-нибудь вдувать и выдувать).Ребята давайте попробуем подуть на ладошку через трубочку. Что же вы почувствовали, когда дули? (Ответы детей. Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). И так ребята, оказывается воздух очень необходим человеку для дыхания, что он попадает во внутрь человека при вдохе через нос или рот, воздух можно нетолько почувствовать, но и увидеть. Для этого необходимо взять трубочку, и стакан с водой, который стоит возле каждого из вас,опустить конец трубочки в стакан с водой и подуть в трубочку. И посмотрим, что произойдет с водой.
-Что вы увидели?
- Выходят пузырьки.
-Откуда появились пузырьки? И куда исчезли?
- В стакане же только была вода
-Ответы детей.
-Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх, но чтобы подуть, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Опыт № 3 «Что в пакете?»
Цель: формирование представлений о воздухе.
Материалы: полиэтиленовые пакеты.
Ход деятельности:
- Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту.
-Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух.
-Нет (ответы)
- Да ребята, вы действительно правы, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? Дети рассматривают (пусто).Пока дети рассматривают пакет, воспитатель незаметно отвернувшись набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим.
-Ребята посмотрите на мой пакет, что же с ним произошло?Он стал упругим. А почему, как вы думаете?
-Правельно пакет наполнен воздухом.
-Уважаемые сотрудники взгляните пожалуйста на свои пакеты.
-Ответы детей.
-Они пустые.
- Теперь вы возьмите свои пакеты и наберем в пакет воздух, и начинаем закручивать пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он наполнился воздухом. На что стал похож?
-Ответы
-Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?
-Ответы.
-Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и закрыли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас, а как вы думаете мы сможем почувствовать воздух?
- Ответы.
Опыт№4 «Имеет ли воздух запах»
Цель:Расширять представления о свойствах воздуха.
Материалы:Чеснок, апельсин.
Ход деятельности:
-Уважаемые сотрудники, мы с вами сделали еще один вывод, что воздух невидим. А имеет ли он запах?
-Ответы детей (Нет)
- Совершенно верно воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование.
-Для этого закройте глаза и угадайте чем пахнет.
Воспитатель режет апельсин, затем чеснок. Дети угадывают распространившиеся по помещению запахи.
- Что вы чувствуете?
-Пахнет апельсином, чесноком
-Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсин с чесноком издают такой аромат?
-Это апельсин и чеснок.
- Воздух не имеет запаха. Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.
-Молодцы, и в этот раз вы удачно справились с экспериментом!
Опыт № 5 «Можно ли почувствовать воздух»
Цель: расширить представления о свойствах воздуха
Материалы: лист бумаги
Ход деятельности:
-Для того, чтобы нам почувствовать воздух, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так.
-А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни?
-Ответы
Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?
-Можно подуть себе на руку. Опять дует ветерок.
Физминутка
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)
Вправо – влево, влево - вправо
Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг (ходьба)
Вот закончилась игра,
Заниматься нам пора (садятся).
Опыт № 6: «Имеет ли воздух звук»
Цель: расширение представлений о свойствах воздуха.
Материалы: свистулька, свисток, резиновая игрушка.
Ход деятельности:
- А как вы думаете мы сможем ли мы услышать воздух?
-Ответы
-На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется (словарная работа) .
-Колебание.
- Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха? Вы самной согласны?
-Да
-Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух? Также мы можем другим способом услышать воздух. (воздух издаваемый из резиновой игрушки)
Подведение итогов:
- На этом наши исследования на сегоднишний день заканчиваются.
-Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?
-Сегодня мы узнали, что воздух окружает нас по всюду, что воздух находится внутри нас тоже, не имеет запаха, но передается по воздуху запахи можно почувствовать при помощи веера, увидеть поймав в пакетик, услышать благодаря свистку. Но оказывается в воздух ещё можно и поиграть, а помогут нам в этом мыльные пузыри.
Опыт № 7: «Мыльные пузыри»
В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.
Дети дуют мыльные пузыри, звучит весёлая музыка.