Марина Степанова
Конспект занятия по экспериментированию «Этот удивительный песок» в старшей группе
опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
«Этот удивительный песок»
Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательской интересов у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом и его составом.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать знания детей о песке и его свойствах;
- формировать умения осуществлять осознанную деятельность (Как это сделать, Что я знаю? Что сделано);
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „Этот удивительный песок“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
- дать элементарные представления о свойствах фильтрации.
Развивающие:
- развивать память, логическое мышление, внимание, речь и мелкую моторику;
-развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности с использование схем;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать чувства ответственности и работы сообща.
Методы и приемы:
- беседа;
-наблюдение;
-создание проблемной ситуации;
-экспериментально-опытный;
-игровой;
-совместная деятельность с детьми.
Предварительная работа:
Беседа о свойствах песка, проведение элементарной опытно-экспериментальной деятельности, с песком и водой, рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы, наблюдения.
Оборудование и материалы:
Стаканчики, песок, вода, пробирки, губки, салфетки, одноразовая посуда, лупы, игровая атрибутика и т. д.
Длительность: 25 мин
Ход:
Дети находят письмо, в котором Незнайка пишет о том, что слышал об удивительном песке. Вот только почему он удивительный, не знает. И просит помочь провести исследование. Детям будет он очень благодарен.
Воспитатель: - А, как вы думаете, кто такие исследователи?
Дети: (предполагаемые ответы).
Воспитатель: - Давайте превратимся в исследователей и поможем Незнайке узнать, как можно больше о свойствах песка.
Воспитатель: Вы согласны?
Опыт 1
Воспитатель: - Возьмите мерной ложкой и насыпьте песок на тарелку.
-Легко ли сыпется песок?
Дети: Легко, свободно.
Воспитатель: - А почему, как вы думаете?
Дети: Песок сухой, рассыпается.
Работа с лупой.
Воспитатель: - Ребята, давайте возьмем лупу и внимательно рассмотрим песок. Чем похожи песчинки и чем отличаются?
Дети: по размеру (большие - маленькие, по форме (круглые, квадратные, овальные и т. д. ,по цвету (светлые - темные, белые, коричневые, желтые).
Воспитатель: - А, как вы думаете, они скреплены между собой -O-
Дети: нет, он сыпучий, их можно разделить по одной.
Воспитатель: - Ну а теперь ребята давайте понюхаем песок?
Дети: песок не пахнет.
Воспитатель: - Правильно, сухой песок не имеет запаха.
-А теперь, давайте обратим наше внимание, на размер песчинок… они одинаковые?
Работа с ситом (предлагается детям индивидуальная работа с песком и ситом, на проверку свойств).
Воспитатель: - Если песок сыпется, то он какой?
Дети: сыпучий, легкий, рассыпающийся.
Вывод: Песок сыпучее вещество, имеет отдельные твердые крупинки, которые не скреплены между собой и разные по размеру.
Опыт 2.
Воспитатель: - Продолжаем изучать свойства песка. Юные мои исследователи, а как вы думаете, где мы можем найти песок в окружающем нас мире?
Дети: - на участке, в песочнице, во дворе и т. д.
Воспитатель: - А на обеденном столе мы можем встретить песок?
Дети: да, сахарный.
Воспитатель: -А как вы думаете, чем они отличаются?
Дети: песок с улицы есть нельзя; цветом.
Воспитатель: - А какой песок быстрее растворяется в воде?»
Дети: сахарный песок растворяется быстрее.
Воспитатель: - Почему? Давайте узнаем….
Детям предлагается продолжить исследовательскую деятельность. Индивидуальная работа с 2 стаканчиками, изготовление детьми растворов речного и сахарного песка (с пояснениями воспитателя походу опыта).
Вывод: сахарный песок растворяется быстрее и вода остается светлая (а на вкус сладкая). а речной песок полностью не растворяется в воде (образует на дне осадок) и вода становиться мутной.
Воспитатель: Ну а теперь ребята, мы немножко отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Наш Незнайка потянулся.
Руки в боки, и нагнулся.
Встал, присел и снова встал.
На носочки встал легонько.
И за парту сел тихонько.
Опыт 3.
Воспитатель: Теперь давайте попробуем очистить воду от песка, как вы думаете, что для этого надо сделать?
Дети: надо слить воду и останется песок.
Воспитатель: - Можно и так сделать…. А для чего нам губка?
Дети: что то помыть….
Воспитатель: - Она сможет нам помочь очистить воду от песка. Давайте попробуем вылить раствор с песком через губку в чашу. Как изменилась вода?
Дети: вода стала светлая, а песок остался на губке.
Вывод: губку можно использовать как самый простой фильтр, чтобы очистить воду от примесей песка. Но пить эту воду ни в коем случае нельзя.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть с песком. Наши пальчики превращаются в лапы медведя. Покажите, как ходит мишка? Наши пальчики превратились в мышку, змею, бегемота, слона.
Дети имитируют движения животных.
Воспитатель: Посмотрите, какие получились разные следы, от разных животных. А на каком песке может остаться след?
Дети: на мокром
Воспитатель: А с каким песком вам больше нравится играть?
Дети: с мокрым, потому что.
Опыт 4.
Воспитатель: А давайте ребята, мы с вами сравним песок и вату, на одну чашу весов мы положим песок, а на другую комочек ваты. Что мы видим? Какой мы сделаем вывод?
Дети: что вата легче песка…
Воспитатель подводит детей к выводу: Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, а мокрые грани песчинок слипаются и удерживают форму…
ИТОГ (рефлексия):
Воспитатель: -Давайте вспомним, что мы хотели сделать в начале нашего занятия?
Дети: Помочь Незнайке.
Воспитатель: - Как вы думаете, мы помогли Незнайке узнать удивительные свойства песка?
Дети: да
Воспитатель: - И каковы же свойства песка?
Дети: Песок сыплется, мокрый становится тяжелым и из него можно лепить, если опустить в воду и размешать, осадок опустится на дно, песок пропускает воду.
Воспитатель: Умницы мои! Спасибо вам большое!
Сюрпризный момент.