Приложение МААМ

Конспект занятия в подготовительной группе «Разнообразие растительного мира Краснодарского края, его охрана»

Таиса Гришечко
Конспект занятия в подготовительной группе «Разнообразие растительного мира Краснодарского края, его охрана»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи: познакомить детей с разнообразием растительного мира Краснодарского края, показать его пользу для людей и животных, необходимость его охраны; воспитывать бережное, гуманное отношение к растениям и всему живому;развивать речь, внимание, мышление детей, познавательный интерес, расширять кругозор.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Разнообразие растительного мира Краснодарского края, его охрана“» размещена в разделах

Оборудование: картины альпийских лугов; лиственного, хвойного, смешанного лесов; карта - схема растительности; рисунки лекарственных растений; герб Краснодарского края; альбомные листы; иллюстрации правил поведения на природе; цветные карандаши; карточки с набросками веток для каждого ребёнка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Ребята,

Постарайтесь всё понять,

Чтобы край родной свой знать.

Будьте все внимательны,

И еще старательны.

Будем край мы изучать,

Будем растения запоминать.

- Сегодня мы продолжим путешествие по родному краю и познакомимся с его растительностью.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Встреча с Краснодарским краем.

-Здравствуйте! Вы не забыли меня?

Я - Краснодарский край. Я - место, где вы живете, растете и проказничаете. Сегодня мы с вами будем изучать растительность. Даже не знаю, с чего начать, ведь у меня более 3 тысяч видов растений. А сколько точно - и сам не знаю! Некоторые из них настоящие старожилы. Они появились здесь еще до ледникового периода, примерно 2 миллиона лет назад. Вы, наверное, их знаете. Если не все, то уж некоторые нам хорошо известны: липа, каштан: дуб, черника и другие. Эти растения называют реликтовыми, то есть сохранившимися с древних времен.

Так с чего же мы начнем? Давайте еще раз посмотрим на карту (на доске карта-схема растительности). Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности.

А как вы думаете, почему?

Конечно! Потому, что в разных природных условиях растут разные растения.

Обратите внимание; северная часть - это Азово-Кубанская низменность. Здесь сплошная степь, превращенная в поля. Ну-ка, ответьте, что здесь выращивают? Итак,закончите мое предложение. На полях Краснодарского края выращивают: (зерновые, кукурузу, подсолнечник, свеклу, виноград, фруктовые сады).

Вот молодцы, сколько вспомнили. Свыше 100 сельскохозяйственных культур выращивают на полях.

По склонам балок и оврагов, по обочинам дорог можно встретить разные травы: пырей ползучий, горькую полынь, лебеду, мать-и-мачеху, осот и другие (показ картинок и гербариев названных трав). А какие травы вы видели возле своего дома? Да, это задание потруднее. Видеть-то вы их видели, а вот как они называются, наверное, не знаете. Это, конечно, плохо, но поправимо. Спросите папу или маму, может, они вам помогут.

2. Практическая работа детей.

- Раскрасьте травы, листья и ягоды, которые растут возле вашего дома.

3. Путешествие в лес.

-А сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Вы готовы в дорогу? Тогда отправляемся в лес.

Леса Кубани не только очень красивы, но и ценны своими породами деревьев. На правом берегу Кубани (показ по карте, недалеко от станицы Ивановской, раскинулся уникальный массив Красного леса. Там растут дуб, тополь, крушина, орешник, боярышник, шиповник, тёрн (показ картинки Красного леса).

Итак, мы в пути. Сначала нас окружают лиственные деревья и заросли кустарников. А какие вы знаете лиственные деревья и кустарники? Верно, это и дуб, и липа, и клён, и ясень, а также в наших лесах живут родственники наших садовых деревьев: дикая груша, алыча, яблоня и другие.

Постепенно лиственные породы отступают и остаются позади. И чем выше в горы, тем чаще встречаются хвойные деревья - пихта и сосна. Их ещё называют вечнозелёными. Как вы думаете, почему?

Хорошо в хвойном лесу! Чистый, прозрачный воздух, покой и тишина. (Звучит кассета «Голоса леса»). Ну ладно, хватит бездельничать, а то совсем заскучаешь.

4. Физминутка.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали

-Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся - покажем:

Крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

5. Практическая работа детей.

- Берите карандаши и за работу. Дорисуйте мои наброски.

Так выглядят летом:

Ветка хвойного дерева Ветка лиственного дерева

А так они будут выглядеть зимой:

Ветка хвойного дерева Ветка лиственного дерева

- А кто знает, что такое смешанный лес? Попробуйте нарисовать букет из веток, собранных в осеннем лесу.

6. Беседа о растениях горных лугов.

Выше в горах раскинулись субальпийские луга с высокими густыми травами. Ещё выше - альпийские луга (показ картины). Суровая здесь природа, снег тает только в августе. Травы, кустарники и даже деревья стелются по земле, спасаясь от постоянных ветров. Шагая по такому лугу, вы смело можете наступить на верхушку какого-нибудь дерева, так как вырастают они здесь только на 4 — 15 сантиметров в высоту. А выше уже нет растительности, здесь только вечные снега, ледники и неприступные скалы.

- Ну, что, будем возвращаться или пойдём дальше? Не боитесь? Тогда карабкаемся по неприступным скалам, любуемся необыкновенной красотой горных вершин, и, если не сорвёмся вниз, то благополучно переберёмся через Кавказский хребет и начнём спуск. Через несколько часов мы уже в другом мире, как на другой планете: в мире густого леса, тёплого моря.

7. Растения приморской полосы.

Приморская полоса от Анапы до Геленджика покрыта низкорослым лесом. Здесь много вкусного кизила и целебного шиповника, шумят дубы - великаны, всеми силами портят нам настроение ветви держидерева, мешая идти вперёд. Скажите, вы любите кизил? Эти ягоды любили и наши далёкие предки. Их собирали ещё в эпоху каменного века.

В районе Сочи климат субтропический, поэтому здесь круглый год зеленеют пальмы, магнолии, хурма, инжир, кипарисы, гранаты.

8. Минутка релаксации под запись шума моря.

-Мы с вами говорили о растениях приморской полосы. А теперь давайте представим себе, что мы сидим на берегу моря. Закройте глазки и представьте себе, что морские волны бьются о берег и, тихонько перешёптываясь, ведут между собой мирную беседу. Вы расслаблены, никто, и ничто не нарушает ваш покой.

9. Символ Кубани - тополь.

-Ребята, кипарис и гранат растут на черноморском побережье, а вот о тополе мне бы хотелось рассказать подробнее.

Когда говорят о России, то всегда вспоминается берёзка. О ней написано много стихов и сложено песен. А как вы думаете, какое растение может служить символом Кубани? Вот представьте: показывают по телевизору степь, реку, уходящую вдаль дорогу,. но это может быть любой край.

А что говорит вам о том, что на экране именно наша земля? Догадались? Я думаю - да.

Конечно же, это тополь. Высокий, стройный, кажется, он достаёт до неба. Знаете, на гербах некоторых стран изображены растения. На гербе Канады, например, изображён кленовый лист. У Кубани тоже есть свой герб, но вот о тополе почему-то забыли. Давайте придумаем для Кубани свой герб, и чтобы на нём обязательно был изображён тополь. А хотите, пусть это будет ваш личный герб или герб вашей семьи.

(Дети придумывают свои гербы).

-А вот дома каждый из вас нарисует придуманный вами герб.

10. Лекарственные растения.

- И в степной части, и в предгорье, и в горах нашего края можно встретить растения, которые люди называют лечебными. Болеть могут все: и люди, и животные. Но где взять бедному зверю рецепт? Только у Доктора Айболита. А если его нет дома? Вот и приходится животным лечить себя самостоятельно. В лесной аптеке всегда можно отыскать то, что их исцелит. Люди ещё в древние времена, наблюдая за животными, тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями многих растений.

Мята перечная (рисунок на доске). Из нее делают многие лекарства, а вы тоже часто встречаетесь с ней, если не ленитесь по утрам чистить зубы. Приятный запах и свежесть придает зубной пасте ментол, который и содержится в этом растении. Он есть и в сердечных лекарствах, и в мятных пряниках и конфетах.

О зверобое (рисунок этого растения прикрепляется на доску) говорят, что он помогает от 99 болезней.

Настоем мать-и-мачехи лечат простуду. Кашицу из свежих листьев прикладывают к опухолям, нарывам, фурункулам.

Отгадайте загадку (рисунок ни доске).

Хоть и жжется, но красива

Всем известная (крапива)

Лечебными бывают не только травы, но и листья, плоды деревьев и кустарников и даже их кора. Все знают, например, липу - красивое раскидистое дерево (рисунок вывешивается на доску). Чай из его цветов помогает при простуде. Липовый цвет очень любят пчелы.

Отгадайте еще одну загадку (рисунок на доске):

-Какое лекарственное растение вы обязательно встретите на любой дорожке? (подорожник).

Я рассказала вам только о некоторых лечебных растениях, а всего их на Кубани более 160 видов.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке —

И микстуры и таблетки.

Ну, а чем и как лечить, вы сумели научить.

Все целебные растения

Знаете без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

11. Беседа о необходимости охраны растений.

-Ребята, сегодня мы узнали много нового и интересного о растительном мире нашего края. Но мы должны помнить о том, что лес, все растения и травы нужно беречь. А почему нам необходимо это делать? (Ответы детей).

Запомните правила поведения в природе (иллюстрации на доске):

1. Не ломай деревьев и кустарников!

2. Не повреждай кору деревьев!

3. Не рви на лугу цветов. Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.

4. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в нашей местности много.

5. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.

6. Не разжигай в лесу костры! Весной с сухой травой обгорают ростки молодой травки, погибают подземные части многих растений, в результате некоторые из них совсем исчезают с лугов.

7. Не оставляй в лесу, парке, на лугу мусор!

-Ребята, закончить наше занятие я хочу следующими словами:

Лес зелёный охраняй,

Никого не обижай,

Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы!

Люби цветы, леса,

Простор полей –

Всё, что зовётся Родиной твоей!

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

- Куда мы отправлялись в путешествие?

-Что запомнилось и понравилось больше всего?

Список литературы

1. Гладков Н. А., Михеев А. В., Голушин В. М. Охрана природы. - Москва: Просвещение, 2002.

2. Никитин Д. П., Новиков Ю. В. Окружающая Среда и человек. – Москва: Высшая школа, 2001.

3. Нестеренко Владимир Наша родина – Кубань. – Краснодар: Традиция, 2007

4. Буковская Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – Москва: Владос, 2002 .

5. Волина В. В. Этимологический словарь. – Москва: АСТ-пресс, 1996 .

6. Алтухов М. Д., Литвинская С. А. Охрана растительного мира на Северо-западном Кавказе. – Каснодар: Книжное изд-во, 1989 .

7. Банников А. Г., Флинт В. Е. Мы должны их спасти. – Москва: Мысль, 1982 .

8. Горохов В. А., Вишневская С. С. По национальным паркам мира. - Москва: Просвещение, 1993.

9. Жерноклев И. В., Жерноклева Е. И. По горным тропам Кубани. – Краснодар: Книжное изд-во, 1989.

10. Красная книга Краснодарского края. Сост. : Нагалевский Г. Я. - Краснодар: 1994.

11. Литвинская С. А., Тильба А. П., Филимонова Р. Г. Редкие и исчезающие растения Кубани. – Москва: Ниола-Пресс, 2006.

12. Чучмай Г. Т. Тайна географических названий. – Краснодар: 2000.

13. Тильба А. П. Растительность Краснодарского края». - http://www.twirpx.com/file/839807/

Публикации по теме:

Презентация для старших дошкольников Актуальность проекта: Проект направлен на решение вопросов по формированию элементарных экологических представлений Содержание расширенно.

Экологический проект на тему: «Тундра и ее обитатели» для детей старшего дошкольного возраста в общеразвивающем детском саду Вид проекта: информационно- познавательный, краткосрочный. ПРОДУКТ: Выставка рисунков на тему «ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ» ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Разнообразие растительного мира Краснодарского края, его охрана»
Опубликовано: 6 июня 2014 в 20:28
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в подготовительной группе «Разнообразие растительного мира Краснодарского края, его охрана»» (включая файлы) размещена пользователем Таиса Гришечко (УИ 11792) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД