Конспект занятия познавательного цикла с детьми старшего дошкольного возраста «Город у синего озера»

Светлана Смирнова
Конспект занятия познавательного цикла с детьми старшего дошкольного возраста «Город у синего озера»

Конспект

занятия познавательного цикла с детьми старшего дошкольного возраста МДОУ д/с №12 «Светлячок»

на тему

«Город у синего озера»

Воспитатель: Светлана Александровна Смирнова

Программные задачи:

Закреплять знания детей о родном городе, его достопримечательностях, истории, символике: герб, флаг;

Развивать познавательный интерес детей, монологическую и диалогическую речь, внимание, восприятие, мышление, умение делать обобщения и соответствующие выводы, память, воображение;

Воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству, уважение к людям, дружеские взаимоотношения между детьми.

Методические приемы:

Художественное слово, сообщения детей, беседе, вопросы, хоровые и индивидуальные ответы, уточнения, пояснения,

наглядные пособия: фотоматериал, иллюстрации, аудиозапись, дидактическая игра «Рыбы нашего озера», практические действия детей.

Материал: фотографии с видами города, иллюстрации, изображения герба, флага, аудиозапись песни «Моя Россия - это Галич», фланелеграф, рыбки, тазик, удочка.

Предварительная работа:

Экскурсии, беседы, рассматривание фотоальбома «Наш город», иллюстраций из книги о городе, чтение произведений местных авторов.

Используемая литература:

Подборка статей из местной газеты «Галичские известия», фотоальбом «Наш город»,

«Галич», «Город у синего озера» (два выпуска №1,2,

книги: «Два Галича» 1987 г. изд., «Галич» 1995 г. изд.

Ход занятия.

- Дети, сегодня к нам пришло много гостей, а что обычно, по традиции, показывают гостям?

+(Варианты ответов детей, но в итоге -) фотоальбом.

- Мы сегодня для наших гостей приготовили много фотографий.

А вот о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии, вы определите сами, посмотрев на эти фотографии. Посмотрите внимательно и скажите, какой теме посвящено наше занятие?

+ Мы будем говорить о нашем городе.

- Дети, сегодня мы и познакомим наших гостей с родным городом и его достопримечательностями.

+ Кругом задавленный горами,

Ты дремлешь над равниной вод,

Мой Галич, с серыми домами,

Из века в век, из года в год…»

Наш город очень древний, В прошлом году ему исполнилось 845 лет.

Город расположен в живописном месте. С одной стороны его окружают земляные валы, с другой - озеро. И валы, и озеро служили для обороны города от врагов. Галич был основан в 1159 году. Наш город был большим и соперничал с Москвой. Его даже хотели сделать столицей.

+ «Тихий мой город,

Скромный мой город,

Трудно поверить теперь:

Был ты столицей

Русского царства

Целых 14 дней!

Жили когда-то здесь

Гордые люди,

Землю свою берегли,

Игу монгольскому,

Польским захватчикам,

Не покорились они…»

(Ю. Мызников «Мой Галич» /отрывок/)

+(Ребенок подходит к изображению герба и флага)

Это герб нашего города. На гербе атрибуты воинской славы. В центре – кольчуга, по ее краям 10 боевых знамен. Вверху крест, секира и воинский вымпел. Все это изображено на красном фоне, который считался символом храбрости и мужества. Внизу нарисован барабан и барабанные палочки. Все это на серебряном фоне – это символ чистоты, благородства и веры в победу.

Герб города можно увидеть на стеле, которая стоит в центре города, на площади. А это флаг города Галича, на нем такой же рисунок, как и на гербе.

+ (Ребенок подходит к изображению верхних и нижних торговых рядов)

В центре нашего города находится площадь. По обеим ее сторонам можно увидеть верхние и нижние торговые ряды. Раньше эта площадь называлась «Торговая», потому что здесь торговали различными товарами. Были и мучные ряды, рыбные, мясные, горшечные. Ряды представляли собой длинные деревянные столы, а потом в 1820 году было начато строительство каменных торговых рядов.

«… Пусть годы медленно стирают

Времен исчезнувших следы,

Но Русь былую вспоминают

Твои торговые ряды…»

(А. Н. Соловьев-Нелюдим «Галич» /отрывок/)

Кроме торговли на площади проходили различные исторические события, Сейчас на площади разбит красивый сквер, он дополняет историческую красоту города.

+ (Ребенок показывает фото с изображением валов)

Еще одной достопримечательностью города являются земляные валы.

Окруженный холмами город имел естественную защиту от врагов, которых было немало. Мощные оборонительные сооружения не раз помогали галичанам выдержать длительную осаду. Земляной вал, спускавшийся до самого озера был неприступной преградой для неприятеля, А если, вдруг, враг мог проникнуть в город, то галичане, на лодках переправлялись на другой берег и скрывались в лесах.

+ Наш город известен своими памятниками архитектуры.

К ним относятся

- Никольский Староторжский женский монастырь. Его еще называют «девичьим». В данное время он не действующий.

- Церковь Василия Великого. Она была построена на средства рыбаков и в ней проходили богослужения перед выходом на рыбную ловлю.

- Рядом с ней Введенский кафедральный собор. Это действующий храм, и мы в нем часто бываем.

-Паисиев монастырь. Он так назван в честь преподобного Паисия. Это действующий монастырь.

- Так же к памятникам архитектуры относится пожарная каланча, построенная в 1904 году.

- Верхние и нижние торговые ряды

- и другие старинные здания.

Всего на территории города 72 памятника архитектуры.

+ (Ребенок показывает иллюстрации с изображением озера)

Еще одна достопримечательность нашего города – это озеро. Наше озеро образовалось в результате таяния ледника. Озеру примерно 500 лет. Его ширина 6 километров, а длина – 18.

… Знать волшебной акварелью

Нарисован для богов,

Лик озерный, в ожерелье

Изумрудных берегов…

(Ю. Мызников «Мой Галич»/отрывок/)

Озеро светится, ласково плещется

В синей вечерней тиши

Тихо качаются, будто-бы шепчутся

В воду, сойдя камыши…

(В. Голубев «Балчуг»/отрывок/)

- А про наше озеро мы поговорим немного подробнее.

(дети переходят к экспозиции «Озеро»)

В нашем озере водится много разной рыбы. Вот мы с вами и поиграем в игру «Поймай рыбку»

+ Я поймал щуку. Щука хищная рыба. Она питается мелкими рыбешками, щуку называют санитаром озера, потому что она в первую очередь охотится на больных рыб и не дает распространяться болезням

- На хвосте у щуки вопрос: «Какая рыба водится в Галичском озере

+(Ответы детей)

+ Я поймал линя. Эта рыба живет на дне озера, зарываясь в ил. Питается он водорослями и личинками насекомых. Если линя оставить на суше, на какое-то время, он покроется пятнами. У линя гладкая кожа без чешуи.

- На хвосте у линя вопрос: «Какие птицы живут вблизи Галичского озера

(чайки, утки, селезни, гуси, цапли, кулики)

+ Я поймал ерша. Ерш колючая рыба. Ерш очень живуч: бросишь его на снег – замерзнет, а в тепле оттает и поплывет снова.

- Вопрос: «Чем прославилась наша рыба?»

+Нашу рыбу поставляли в Москву и Петербург к царскому столу. Заготавливали много икры, а из ершей готовили «вандыш»: ершей сушили в русских печах до золотистого цвета.

…Царица в Галиче держала,

Из датских рыбаков артель.

И здесь, для них, обосновала

Святую церковь и купель.

И в Рыбной слободе рыбачки

Для ароматных русских щей

В печах, по-прежнему, по-датски

Готовят «вандыш» из ершей…

+ Я поймал карася. Карась неприхотлив. Может жить в стоячей воде. Ест все подряд. Зимует карась, зарываясь в ил.

- Каким удобрением богато наше озеро?

+ В озере добывают сапропель. Это прекрасное удобрение для выращивания овощей.

+ Я поймал окуня. Окунь – хищная рыба. Любит окунь чистую проточную воду. Отличается от других рыб темными полосками на боках.

- Вопрос: «Назовите реки Галичского района?»

(Челсма, Тебза, Кешма, Средняя, Светличка, Шокшанка, Векса, Едомша).

- Молодцы дети, много вы знаете о нашем озере.

А сейчас мы с вами продолжим разговор о городе. Что еще есть в нашем городе?

+ В нашем городе много предприятий: автокрановый завод (фото, здесь выпускают краны;

- швейная фабрика, где шьют одежду (фото);

- кожзавод, здесь выделывают кожу из шкур животных, а затем эту кожу

- поставляют на обувную фабрику, где шьют рабочие сапоги, ботинки и домашние тапки (иллюстрация);

- птицефабрика (визитка, здесь выращивают кур и цыплят, а из мяса кур производят много разной продукции;

- на этой фотографии работники рыбколхоза, отбирают и сортируют пойманную рыбу (фотография);

- еще есть мебельная фабрика, где изготавливают различную мебель: столы,

стулья, диваны, кресла, шкафы и др. ;

- есть сырзавод, здесь производят сыр, масло, творог, кефир, молоко.

В нашем городе 5 общеобразовательных школ, 7 детских садов. Есть

Художественная, спортивная, музыкальная школа, есть Дом детства и юношества.

В городском саду построены аттракционы для детей (фото).

Прошлым летом отмечался юбилей города. Проходили летние спортивные игры. В сентябре проходил кинофестиваль «Семья России».

- Сколько всего интересного вы знаете о нашем городе, все мы очень любим наш город и будем его беречь и охранять.

Сегодняшнее занятие мне хочется закончить прослушиванием песни «Моя Россия – это Галич» на слова нашей галичской поэтессы Светланы Владимировны Виноградовой.

(прослушивание).

Дети, о чем говорили на занятии, что вам понравилось, чтобы вы еще хотели узнать о своем городе? Может быть, вы что-то новое узнаете о городе

от своих родителей или бабушек и дедушек, то поделитесь новой информацией со своими друзьями?

Дети, мне понравилось, как вы рассказывали о своем городе, много знаете, были дружными и внимательными друг к другу и гостям.

Публикации по теме:

Беседа «Об Отечестве» из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Моя Родина»Беседа «Об Отечестве» из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Моя Родина» Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию беседу "Об Отечестве" из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста.

Интегрированное занятие-экскурсия с детьми старшего дошкольного возраста «Мой любимый город» Цель: формирование знаний детей о родном городе. Задачи: - уточнять представления детей о родном городе; - формировать понятия «малая.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Город, который мы любим» (5–6 лет) Цель: нравственно-патриотическое воспитание через знакомство с родным городом, его символами. Задачи: обучающие: расширять знания.

Конспект занятия по ознакомлению с родным городом с детьми старшего дошкольного возраста «Город, в котором я живу» Конспект занятия по ознакомлению с родным городом с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Город, в котором я живу». Цель: Познакомить.

Конспект занятия познавательного цикла для детей среднего дошкольного возраста «Строим дом» Конспект занятия познавательного цикла для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Строим дом» Автор: Гостева Светлана Аркадьевна,.

Конспект занятия познавательного цикла в группе раннего возраста «Петушок и его семья» МБДОУ №40 "Снегурочка" Конспект занятия познавательного цикла в группе раннего возраста Тема ’’Петушок и его семья” Воспитатель - Кашина.

Конспект занятия-экскурсии для детей старшего дошкольного возраста по теме «Город Горячий Ключ — детскими глазами» «Город Горячий Ключ - детскими глазами» Цель: Уточнить и обобщить знания детей о родном городе, его достопримечательностях. Формировать.

Обобщающая беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Зимушка хрустальная» Цель: закрепить и систематизировать знания по данной теме. Зимушка хрустальная Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песню севера.

Сценарий интерактивной игры «Тебе любимый город» с детьми старшего дошкольного возраста Интерактивная игра «Тебе любимый город» (для детей старшего дошкольного возраста) Цель: закрепить знания детей о своей малой Родине – городе.

Занятие познавательного цикла «Мой город Сочи!» для детей старшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 72 Лазаревского района г. Сочи Воспитатель: Артемкина Марина.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Конспект занятия познавательного цикла с детьми старшего дошкольного возраста «Город у синего озера»
Опубликовано: 25 мая 2016 в 15:41
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка детских работ «Яблочные фантазии»
Уважаемые коллеги! К празднику Яблочный Спас в нашем детском саду каждая группа подготовила выставку детских поделок. Конечно, в изготовлении поделок...
Фотоотчет с литературного бала «Я помню чудное мгновенье»
«Я помню чудное мгновенье… » Фотоотчет с литературного бала Вот и старшая группа позади. Мы активно готовимся в школу. Тогда мы с детьми решили, что в...
Способы снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников
В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. Что проявляется у дошкольников в эмоциональной неустойчивости,...
Изготовление стенгазеты «Лето, ах лето!» в старшей группе
Лето - это маленькая жизнь. Лето - отличное время для различных творений. Вот только что делать, когда за окном дождливая погода и нельзя идти на улицу? Мы...
Сюжетно-ролевая игра «Как вести себя в поезде»
Сюжетно-ролевая игра: «Как вести себя в поезде». Цель: Создание социальной ситуации развития представлений о правилах безопасного поведения в транспорте....