Зезина Анастасия
Конспект занятия-практикума с родителями детей дошкольного возраста «Умеете ли вы общаться с ребенком?»
▼ Скачать + Заказать документы
Умеете ли вы общаться с ребёнком?
Добрый вечер, уважаемые родители. Я очень рада видеть Вас сегодня здесь и благодарна Вам за то, что вы пришли. Меня зовут Анастасия Анатольевна я педагог-психолог нашего детского сада. Сегодня наше занятие посвящено общению с детьми. Мы поделимся друг с другом способами общения, выхода из сложных жизненных ситуаций.
Цель: повышение педагогической компетенции родителей в вопросе общения с детьми.
Задачи: научить родителей конструктивным методам общения со своими детьми.
Публикация «Конспект занятия-практикума с родителями детей дошкольного возраста „Умеете ли вы общаться с ребенком?“» размещена в разделах
Дать родителям возможность задуматься над проблемой общения с детьми, познакомить родителей со структурой «Я-сообщения», поделиться друг с другом опытом общения с детьми дошкольного возраста,
В каждой группе есть свои правила. Давайте и мы с вами выработаем свои правила…
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Активность.
5. Конфиденциальность (всё, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы).[/i]
Сегодня мы с вами поговорим, о том, что в современном мире есть острая проблема на данный момент для всего общества в целом. Эта проблема общения. Сегодня в настоящее время люди перестали общаться в «живую», друг с другом, их больше интересует общение - «онлайн», с помощью социальных сетей, возможных интернет приложений, мобильного телефона. Как вы думаете, уважаемые родители, насколько важно общение для ребенка? (ответы родителей).
Общение ребенка с окружающими взрослыми не только условие, но и главный источник его психического развития. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми знаниями, умениями, способностями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Всё это он может освоить только в общении с другими людьми.
Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания нарушают формирование личности ребенка.
В эмоциональном общении с взрослыми закладываются основы будущей личности: способность видеть, слышать, воспринимать мир, развивается познавательный интерес, чувство защищенности, уверенности в себе. Если в первые месяцы жизни ребёнок не получит должного тепла от близких людей, то в дальнейшем это даст о себе знать. Ребёнок будет скованным и пассивным, неуверенным в себе или, напротив жестоким, агрессивным…
Очень важно, чтобы в семье каждый мог по настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать достоинство другого.
Психологи доказали, что потребность в любви – одна из основных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребенка.
Как вы, уважаемые родители выражаете свою любовь к ребёнку? (ответы родителей).
Конечно, потребность в любви удовлетворяется, когда вы говорите ребёнку, что он вам дорог, важен, нужен, что он просто хороший и сопровождаете это приветливыми взглядами, прикосновениями, ласковыми словами.
Упражнение. «Давайте познакомимся»
Но для начала, я предлагаю всем нам познакомиться и получше узнать друг друга. Каждый из вас, уважаемые родители, возьмет цветной кружочек и напишет с помощью фломастера своё имя и отчество. Когда все будут готовы, мы с вами по кругу будем передавать клубочек, нужно будет представиться, сказать, как вас зовут, и назвать то качество, которым вы гордитесь.
Цель: дать возможность родителям познакомиться друг с другом, способствовать сплочению родительского коллектива, положительное начало мероприятия
Оборудование: фломастеры, кружочки из цветной бумаги, булавки, клубок ниток.
Игра «Меняются местами, те…»
Цель: снятие напряжения через движения, организация игрового взаимодействия.
По команде: «Меняются местами те, кто (любит знакомства, считает себя общительным, застенчивым…») участники должны поменяться местами, ведущий так же должен занять освободившийся стул. В результате обмена остается один человек, который не успел сесть на свободное место, именно он и становится ведущим.
Давайте с вами перенесемся во времена Древней Руси и вспомним то, что родители делали своими руками детям игрушки, в которые вкладывали свою любовь, многие из них несли смысловую нагрузку (например, КУКЛА-КАША делалась мамой шестилетней девочки и дарилась ей, чтобы она сварила свою первую кашу, были куклы - утешительницы - у них был длинный фартук и дети могли поплакать и утереть им свои слёзы, куклы - благополучницы дарились деткам на богатство, в них прятали монетки, куклы – сони - для детей, которые плохо спали - вместо ваты они набивались сонными травами). Дети очень любили играть такими куклами. Почему? Потому что они несли тепло рук их матерей, были мягкими, тёплыми, пахли домом. Психологами проводился эксперимент, когда трём детям дали разные игрушки: пластикового пупса, куклу-Барби и самодельную тряпичную куклу. Детям предложили обнять и убаюкать куклу. Как вы думаете, у кого из них получилось лучше всего? (выслушиваются ответы)
Вот и сегодня мы с вами сделаем куклу своими руками, которая станет любимой забавой ваших детей, будет напоминать им о том, как вы их любите, поможет легко пережить короткую разлуку с вами, возможно, избавит их от психологического напряжения и станет неоспоримым конкурентом компьютерным и телефонным игрушкам. Возможно, сегодняшнее наше совместное занятие получит дома большое продолжение, и вы изготовите дома подружек для куклы со своими детьми.
Изготовление кукол из ниток.
Предлагаю присесть за столы.
Прежде, чем приступить к изготовлению кукол, закройте на минутку глаза, представьте себе своего ребенка: самого лучшего, удивительного, замечательного, чудесного. Не отпускайте возникший образ, продолжайте думать о своем ребенке в процессе изготовлении куколки, вспомните какой он бывает, когда разговаривает с вами, когда он смеётся, когда он радуется, когда вы смотрите на него.
Перед собой вы видите нитки: розовые, голубые, белые, и ножницы, это то, что нам понадобиться для изготовления куколок.
Сначала выберите, кто у вас будет: если мальчик, то основным цветом будет голубой, а если девочка, то розовый цвет.
Наматываем нитки на картон — это будет тело куклы. Возьмем длинную розовую или голубую нитку проденем ее между нитками и картоном и завяжем узелок. Дальше нам нужно сделать голову: примерно пальцами наметили, где будет голова, а потом и с помощью нитки длинной розовой мы обматываем вокруг, завязываем узелок и у на получилась голова. Теперь наматываем ручки. Объем намотки для ручек должен быть в половину меньше, чем на тело. Только в случае с руками разрезать намотку нужно с обеих сторон. То есть, сначала просто срезали с основы, потом разрезали полоску пополам. Завязываем полоску по краям. Отстригаем торчащие концы. Получившуюся полоску вкладываем между сохраненными двумя половинками тела куклы. И завязываем ниточками крест - накрест. Получилась девочка. А чтобы сделать мальчика нужно подол разделить на две половины и завязать на концах ниточками как руки.
Уважаемые родители, пока вы с вами делаем куклу мне хочется прочитать вам одно замечательное стихотворение В. Беляевой «Я свяжу тебе жизнь…»
Ведущий:
Я свяжу тебе жизнь
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь,
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы —
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви.
Я свяжу тебе жизнь
Из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь:
Чтоб связать тебе жизнь
Я тайком распускаю свою.
Рефлексия.
Какие впечатления вы испытывали при прослушивании данного стихотворения?
Давай теперь посмотрим, у кого какая куколка получилась.
Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от изготовления кукол, кто готов высказаться?
Какие вы молодцы сегодня! Замечательные куколки у вас получились!
Вернемся к теме нашего занятия. Так как, общение - одна из социальных потребностей ребенка, то научно доказано, что в ходе познавательного общения ребенка с родителями будут преодолеваться и эмоциональные трудности. Следует, серьезно относятся к детским вопросам и высказываниям, не отмахиваться от них. Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях.
Детские вопросы удивляют и порой ставят в тупик взрослых. Иногда дети утомляют и вызывают не довольство: «Замучили твои «почему?» и «зачем?», перестань спрашивать, займись делом!». Поэтому я предлагаю вам потренироваться и выбрать адекватный ответ для выхода из трудных ситуаций.
Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ»
Ситуация 1.
Вы заняты очень важным делом. К вам обращается ребенок и просит
поиграть с ним. Ваша реакция?
- Не сейчас: видишь, я работаю.
- Займись чем-нибудь, возьми бумагу и порисуй.
- Я сейчас работаю и не могу играть с тобой, но скоро я освобожусь, и мы обязательно поиграем.
Ситуация 2
Вы заходите в комнату и видите, что ребенок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваша реакция?
- Сколько раз я тебе говорила, как надо играть!
- Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место.
Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!
Ситуация 3
Ребенок приходит с улицы грязный. Ваша реакция?
- Вечно ты приходишь с улицы как поросенок!
- Посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша (Сережа, а ты)
- Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным.
Ситуация 4
Встретившись с коллегой по работе, вы разговорились. Ваш ребенок то
и дело прерывает Вас: «Мама (папа, пойдем)» Ваша реакция?
- Ты что, не видишь, я с тетей разговариваю!
- Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают!
- Не мешай нам разговаривать.
Рефлексия:
Поделитесь своим опытом общения в других повседневных ситуациях.
Когда поступок ребенка требует нашей ответной реакции и оценки, можно использовать «Я-сообщения», которые представляют собой точное и корректное выражение своих чувств в отношении поведения ребенка. Такие высказывания не содержат критики, приказаний, прямой негативной оценки и команды, а так же не предусматривает готовых решений проблемной или конфликтной ситуации, которая сложилась между ребенком и взрослым.
Кратко рассмотрим структуру «Я-сообщения», которая состоит из четырех компонентов.
Первое – это точное и адекватное ситуации выражение взрослым своих чувств и эмоций по поводу поведения или отдельного поступка ребенка. Например: «Я огорчен», «Я рассержен», «Мне не нравится».
Далее взрослый описывает поведение ребёнка или его поступок, вызвавший эти чувства. Обычно второй компонент «Я-сообщения» начинается со слова «когда», например: «Я расстраиваюсь, когда оставляют в беспорядке на ковре игрушки». Одно из условий – попытаться, если возможно описать поведение ребёнка в безразличной форме: «невнимательно слушают», «громко кричат», «дерутся» - это важно, когда оценивается поведение ребенка в детской группе, поскольку использование местоимения «Ты» («Ты невнимательно слушаешь», «Ты не убираешь за собой игрушки») может создать у ребенка впечатление, что только его поведение вызывает у взрослого отрицательные переживания, а не подобное поведение детей в целом.
Третий компонент «Я-сообщения» - описание причин возникновения негативной реакции взрослого, обычно начинающееся со слов «потому что». Например: «Я расстраиваюсь, когда оставляют в беспорядке на ковре игрушки, потому что на них можно наступить и сломать».
И четвертый компонент «Я-сообщения» включает в себя описание последствий поведения ребёнка, если он его не изменит: «Я расстраиваюсь, когда оставляют в беспорядке на ковре игрушки, потому что на них можно наступить и сломать. Если игрушки не будут убираться на место, мне придется их спрятать». Но здесь есть опасность соскользнуть на угрозы и шантаж или другие манипуляции. Поэтому иногда достаточно использовать «Я-сообщение», включающее только два первых компонента – выражение своих чувств и описание поведения ребенка, вызвавшего их.
Поэтому, не в каждой ситуации, которые возникают у нас с ребенком, мы можем контролировать свое поведение и выдаем свою ответную моментальную реакцию, и поэтому я надеюсь, что, сейчас потренировавшись и рассмотрев эти ситуации, рассмотрев структуру «Я-сообщения», и поделившись опытом общения в других повседневных ситуациях, которые у вас возникали, я надеюсь, что вы научитесь саморегуляции своих ответных реакций.
И сейчас в конце нашего мероприятия, наше мероприятие подходит к концу, я хотела бы прочитать вам одну притчу, из которой я надеюсь, по итогам ее прочтения сделаете верный вывод.
Ведущий:
В продолжение нашего мероприятия мне хотелось бы зачитать вам одну замечательную притчу:
«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это, же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!
Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной звезды.
Рефлексия.
Как вы думаете, какая основная мысль заложена вот в этой притче?
Ведущий: Мы конечно взрослые, у нас опыт, но нужно ещё и прислушиваться к ребёнку, иногда ему открыто больше истин, про которые мы взрослые забываем. Важно услышать своёго ребенка вовремя и иногда сделать так, как он говорит, потому, что в этом может быть истина, а не в том, о чем думаем мы взрослые люди.
Я вас благодарю, за то, что вы сегодня пришли, за то, что вы поучаствовали в этом занятии, мне очень приятно видеть вас, и я буду рада, если вы будете обращаться ко мне в последующем, если у вас возникнет желание в дальнейшем для таких же встреч.
Я хотела бы сейчас получить от вас обратную связь, мне важно узнать от вас, что интересного вы сегодня получили? Какие впечатления у вас от сегодняшнего занятия? Возможно, вам чего-то не хватило сегодня? И хотелось бы вам в дальнейшем обсуждать интересующие вас проблемы.
Упражнение «Аплодисменты»
И в завершении я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.