Получи документы

Конспект занятия «Рассматривание картины И. Машкова «Снедь московская. Хлебы»

Любовь Владимировна Волкова
Конспект занятия «Рассматривание картины И. Машкова «Снедь московская. Хлебы»

Цель. Духовно - нравственное воспитание детей, через ознакомления с произведениями изобразительного искусства и народной культуры.

Задачи. Образовательные: Дать представления о жанре живописи «натюрморт». Закрепить у детей представление о жанре живописи «пейзаж» и средств выразительности. Учить видеть единство содержания и средств выразительности в картине (роль рисунка, колорита, композиции в передаче смысла картины, её настроения, характера).

Развивающие: Развивать знания детей о мире искусства, его видах, о том, кто создаёт произведения искусства.

Публикация «Конспект занятия „Рассматривание картины И, Машкова „Снедь московская, Хлебы“» размещена в разделах

Воспитательные: Воспитывать у детей интерес, любовь к искусству, желание всматриваться в произведения искусства, соотносить увиденное с личным опытом.

Словарная работа. Репродукция картины, пейзаж, натюрморт, портрет, фон, композиция, колорит, светотень.

Материал. Репродукции картин изображающие разные виды живописи: пейзажа, портрета, натюрморта.

Предварительная работа. Знакомство с миром искусства, прослушивание музыкальных отрывков, чтение и разучивание стихов,

Знакомство с творчеством художника И. И. Левитана. Рассматривание картины художника «Золотая осень. Слободка». Знакомство с творчеством И. Э. Грабаря. Рассматривание картины «Рябинка», «Первый снег». Знакомство с творчеством И. И. Шишкина. Рассматривание картины «На севере диком», разучивание стихотворения Ю. Лермонтова «На севере диком».

Дидактические и художественно – развивающие игры: «путешествие в мир вещей», «приключения посуды», «придумаем натюрморт».

Воспитатель. – Ребята, всем нравятся красивые пейзажи, красивые лица, одежда, дома, любимые красивые предметы, всем людям без исключения присуще чувство прекрасного. С древних времён люди украшали себя и окружающие их вещи, а потом стали специально создавать предметы, главное назначение которых – украшать окружающий мир, доставлять людям особое эстетическое удовольствие. Такую деятельность людей называют искусством, а человека, который создаёт произведение искусства - художником. Художники пишут картины, лучшие из которых помещают в музеи, чтобы каждый мог прийти и полюбоваться ими. Все картины, написанные красками, называются живописью. Но мир искусства это не только изобразительное искусство, это еще и мир звуков – это музыка, стихи; мир движений - танцев, балет. У каждого вида искусства есть свои секреты и свои мастера. Сегодня мы будем говорить об изобразительном искусстве. Сейчас мы с вами пойдем в музей - студию, где живет искусство. - Дети, сегодня мы с вами пойдём на выставку картин, а я буду вашим экскурсоводом. Обязанности экскурсовода проводить экскурсионные беседы.

Иногда художники устраивают временные выставки своих произведений. После того как выставку посмотрят многие люди, её убирают. Вот у нас с вами здесь тоже выставка; но наши картины – это не подлинные произведения, не оригиналы, а репродукции картин. - Ребята, чем отличаются подлинные картины от репродукции? Репродукции печатают в типографии, а подлинные пишет художник. Посещая выставки и музей, люди очень внимательно рассматривают произведения, ведут себя спокойно, говорят между собой тихо, чтобы дать возможность другим людям любоваться настоящими произведениями искусства.

- Дети, были ли вы в музеях? В каких? Что вам там запомнилось? (После небольшого разговора воспитатель предлагает детям войти в студию).

Воспитатель. - Давайте сначала посмотрим картины, найдем на них нарисованный мир. (Дается время, чтобы дети огляделись и увидели картины.)

Воспитатель. - Что же рисуют художники? О чём все эти картины? Дети. - Художники рисуют природу, цветы, траву.

Воспитатель. - Да, художники рисуют природу, портреты, натюрморты, сцены из жизни людей, сказки, животных. Они рисуют на холсте красками, и изображения на картинах получаются как живые, а картины называются живописными. Это весь мир живописи.

Воспитатель. - А вот вам задание. Как и что же рисуют художники.

i]Воспитатель читает стихи[/i] Если видишь на картине нарисована река, Или ель и белый иней, или сад и облака, Или снежная равнина, или поле и шалаш Обязательно картина называется? (пейзаж).

(Дети находят пейзажи, показывают)

Воспитатель. - Сейчас мы пойдем к другой группе картин. Какой же здесь представлен жанр живописи? Воспитатель читает стихи Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас Или принц в плаще старинном, Или вроде верхолаз, Летчик или балерина Или Колька – твой сосед, Обязательно картина Называется? (портрет).

(Дети находят портреты, показывают)

Воспитатель. - В зависимости от того, что изображено на картине, различают жанры живописи. Ребята, картины, на которых изображена природа, как называются? Дети. – Картины, на которых изображена природа, называются пейзажами, изображения человека, портретами.

Воспитатель. -Дети, посмотрите на эти картины. Какой же здесь представлен жанр живописи?

Воспитатель читает стихи Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт Или все предметы сразу Знай, что это? Дети. - Натюрморт.

Воспитатель. - Да картина, на которой изображены различные предметы, окружающие нас в жизни, например посуда, фрукты, ваза с цветами называется натюрморт. Натюрморт, это тоже жанр живописи. (Дети находят картины, на которых изображен натюрморт).

Воспитатель. – «Натюрморт» в переводе с французского языка в буквальном смысле слова означает «мёртвая натура», т. е. изображение неодушевлённых предметов, которые окружают человека и которыми он пользуется. Но натюрморт не просто изображение каких-то вещей. В нём есть смысл, содержание. Ведь, прежде чем художник возьмёт в руки кисть и краски, он тщательно обдумывает свою работу: рассматривает разные вещи, растения, ставит их то вместе, то подальше друг от друга, а иногда просто разбрасывают вокруг. Казалось бы, что красивого в простых предметах, овощах, фруктах, хлебе? Да стоит ли вообще их писать? Но когда мы видим, какие чудеса творит художник с изображением таких простых предметов, то начинаем понимать волшебную силу искусства цвета, композиции.

(На стенде выставлены репродукция картины И. И. Машкова «Снедь московская. Хлебы». Воспитатель обращает внимание детей на эту картину).

Воспитатель. – Ребята, посмотрите на эту картину, как бы вы её назвали? (Воспитатель выслушивает высказывание детей). Эту картину «Снедь московская. Хлебы» советский художник И. И. Машков (1881–1944) написал в 1924 г. Илья Иванович Машков родился в 1881 году в Волгоградской области. Его родители занимались мелкой торговлей, так что мальчика с одиннадцати лет отдали на подработки к бакалейщику, а затем к купцу. Именно у последнего Илья неожиданно для себя нашел увлекательное занятие — рисовать плакаты. Несмотря на трудное финансовое положение, мальчик купил себе коробку с красками и в свободное время перерисовывал картинки, делал зарисовки. За этим занятием его однажды застал учитель местной гимназии и предложил учиться рисованию. Так Машков открыл для себя главное дело своей жизни и принял решение стать художником. Он очень любил рисовать натюрморты-разные предметы, плоды, фрукты, овощи. Однажды утром он пришёл в булочную и был поражён: чего только там не было! И хлеб, и булки, и пирожные… всего не перечислишь. И всё такое свежее, ароматное, аппетитное! А какое разнообразие форм и цвета! И захотелось ему нарисовать всё это богатство, чтобы и другие люди удивились и порадовались этой красоте и изобилию. Он накупил всяких изделий, принёс домой и стал красиво раскладывать на столе. Но их было так много – и маленьких, и больших, - что на столе всё даже не поместилось, пришлось несколько хлебов положить на полку. А потом он всё это нарисовал. В этом произведении проявился незаурядный живописный дар художника: динамичная композиция, сочность колорита – все эти черты были присущи И. И. Машкову. Вот сейчас мы с вами и посмотрим эту картину. (Воспитатель даёт детям время рассмотреть картину).

Воспитатель. «Снедь московская. Хлебы», голодным смотреть запрещается – такое предупреждение должно предварять взгляд на картину. На овальном темно-красном столе изобилие различных хлебобулочных изделий, провоцирующее желание немедленно протянуть руку и взять с верхней полки огромный крендель, второй рукой – мягкую булочку внизу отломить, третью запустить в баранки, четвертой потянуться за посыпанным сахарной пудрой кексом… В общем, рук желательно иметь много. Здесь и темный подовый хлеб, и румяная хала, и сухарики, и пирожные, и ромовые бабы, и батон, и каравай. Сложно не ощутить ароматы свежеиспеченного хлеба, глядя на московские «хлебы».

(Воспитатель обращает внимание детей на другую картину И. И. Машкова «Ананасы и бананы»). Воспитатель. - Ребята, а сейчас посмотрите на другую картину И. И. Машкова «Ананасы и бананы». К какому жанру она принадлежит? Что нарисовано на картине? Опишите ананасы, какие они? Какие бананы на картине? Какими словами можно описать апельсины?

(Воспитатель вместе с детьми оценивает рассказы, отмечает, какие красочные выражения дети использовали при описании объектов. В заключение воспитатель предлагает свой рассказ на тему картины).

«Это натюрморт, на нём нарисованы экзотические фрукты: ананасы, бананы, апельсины. Стеклянная посуда – это только фон для праздника ярких фруктов. Тяжёлые, увесистые ананасы с плотными, твёрдыми чешуйками. Светлые блики играют на их кожуре. А как ароматны нарезанные ломтики ананаса! Кажется, тронь их – и потечёт густой ароматный сок. А для того, кому ананас покажется недостаточно сладким, стоит сахарница. Дружная семейка бананов лимонного цвета расположилась рядом с ананасами. Рядом с бананами художник поместил два апельсина: один, который в тени, - тёмно-оранжевый, другой – светло-золотистый. Картина вызывает радостное настроение. В воздухе как будто витают ароматные запахи, так и хочется протянуть руку и попробовать эти аппетитные плоды».

Воспитатель. - Художник в натюрморте рассказывает о красоте обычных предметов, плодов, о загадках, которые они таят в себе, посуды, продуктов. Поставленные вместе предметы, разложенные плоды, рассказывают о себе: одни украшают друг друга, другие спорят, кто из них самый важный. Соответственно своим чувствам, мыслям художник подбирает и краски. Поэтому одни натюрморты звучат радостно, весело. Другие натюрморты – задумчивые, спокойные, передают нам ощущение свежести, даже холода. Затем воспитатель предлагает детям ещё раз посмотреть на выставленные произведения, постоять у понравившихся, полюбоваться ими.

Воспитатель. - Дети, мы с вами увидели разные произведения искусства. Для чего же художники создают их?

Дети. - Для нас, чтобы доставить нам удовольствие, радость. Воспитатель. - Правильно чтобы мы могли вспоминать о наших чувствах, когда в жизни увидим подобное. Они дают нам возможность, ещё раз пережить ощущение тёплого, летнего, или холодного зимнего дня. Воспоминание о походе в лес или на реку, радость от наших удач, помогают вспомнить, как нам было тревожно в грозу, как весело мы собирали в лесу ягоды и грибы, составляли на солнечной лужайке букет из полевых цветов. Эти картины, эта скульптура, красивая посуда, могут украсить нашу жизнь и продлить жизнь сорванных цветов, собранных фруктов и овощей. Они дарят нам счастье и радость красоты.

Воспитатель. - Молодцы! Вы очень внимательно смотрели на картины и многое почувствовали, поняли, что нам хотели рассказать своими картинами художники. Какое первое впечатление у вас сложилось от посещения выставки? А сейчас пройдём в художественную мастерскую и нарисуем натюрморт. После того, как художник составит натюрморт, он делает его лёгкий набросок карандашом, а уже потом пишет красками. Вот и вы сейчас попробуете сделать набросок. Я расскажу, как это делается.

Сначала нужно решить, как расположить лист бумаги – вертикально или горизонтально, чтобы вся композиция натюрморта поместилась на листе. Затем надо определить, где и как расположены предметы (в центре, сбоку, вверху, внизу). Лёгким движением карандаша делаем общий набросок формы предметов. Затем можно ещё раз уточнить формы, но линия должна быть лёгкой.

Пока дети делают наброски, звучит лёгкая музыка. Воспитатель помогает детям советом, поощряет их. – Ребята, какого цвета краски нужны для натюрморта. Используйте сначала светлые тона, а затем более яркие и тёмные, составьте необходимый цвет на палитре, а с палитры перенесите его на бумагу. Акварель любит прозрачность, работать ей нужно осторожно перед каждым цветом краски, кисточку хорошо промывайте водой и обсушивайте о салфетку. Фон рисовать широкой кистью, а мелкие детали прорисовывать тонкой кисточкой. В конце занятия все рисунки раскладываются около картины того натюрморта, с которого их делали. Воспитатель с детьми оценивают работы. Воспитатель отмечает наблюдательность детей, сравнивая цветовые палитры детей с тональностью картины.

Публикации по теме:

Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Составление описательного рассказа Задачи: 1. Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать; 2. Учить составлять описательные.

Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Рассматривание картины И. Шишкина «Зима» Виды детской деятельности: коммуникативная, чтение художественной литературы, игровая, познавательно-исследовательская. Цели: знакомство.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри» Подготовила и провела воспитатель Киселева Евдокия Ивановна, г. Лиски Воронежская область. Цель. Развитие у детей связной речи. Задачи. Продолжать.

Конспект НОД Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень» с детьми старшей группыКонспект НОД Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень» с детьми старшей группы Задачи: Познакомить с произведением живописи Исаака Левитана "Золотая осень", расширять представления об осенних изменениях в природе,.

Конспект НОД «Рассматривание картины Т. Мавриной «Вечер» Конспект НОД рассматривание картины Т. Мавриной "Вечер" Цель: Учить детей рассматривать картину, акцентируя внимание на цветом решении.

Конспект НОД «Рассматривание картины «Зима в нашем городе»Конспект НОД «Рассматривание картины «Зима в нашем городе» Программное содержание. Сформировать знание о сезонных изменениях зимой, о зимних забавах. Развивать познавательный интерес, формировать.

Конспект образовательной деятельности в первой младшей группе. Рассматривание картины «Зимой на прогулке»Конспект образовательной деятельности в первой младшей группе. Рассматривание картины «Зимой на прогулке» Рассматривание картины "Зимой на прогулке" Программные задачи: Учить детей рассматривать картину, через нее выражать свои чувства, впечатления,.

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Рассматривание картины «Семья» Образовательная область: речевое развитие Тема: «Рассматривание картины семья» Цель: создание условий для развития умения составлять описательный.

Методические указания по настольным картинам в первой младшей группе. Рассматривание картины «Играем в поезд»Методические указания по настольным картинам в первой младшей группе. Рассматривание картины «Играем в поезд» Программные задачи: Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, говорить предложениями, называть предметы, их.

План-конспект НОД по коммуникации. «Рассматривание сюжетной картины «Лиса»План-конспект НОД по коммуникации. «Рассматривание сюжетной картины «Лиса» План-конспект НОД по коммуникации «Рассматривание сюжетной картины «Лиса» и составление коллективного рассказа по ней». Художественное творчество.

Автор публикации:
Конспект занятия «Рассматривание картины И. Машкова «Снедь московская. Хлебы»
Опубликовано: 15 февраля 2021 в 22:05
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД