Конспект занятия «Родной край люби и знай!»

Людмила Рябова
Конспект занятия «Родной край люби и знай!»

Конспект занятия

Родной край люби и знай.

Цель: Расширить представление детей о родном крае, формировать интерес к культуре мордовского народа.

Задачи:

Образовательные:

1. Расширять и обобщать представления детей о городе Саранске.

2. Углублять знания детей о лесе, о животном и растительном мире родного края.

3. Закрепить знания мордовских народных сказок о лисе.

Развивающие:

1. Продолжать развивать связную речь, активизировать словарь.

2. Развивать умение работать в коллективе и самостоятельно.

3. Продолжать знакомство с мордовскими подвижными играми.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к родному краю, родной природе, родному языку.

Предварительная работа с детьми: беседы, рассматривание альбомов и иллюстраций о животном и растительном мире родного края; целевые прогулки по улицам города, посещение краеведческого музея; разучивание игр; чтение сказки «Вирява».

Словарная работа: Саран – ош, сказительница, достопримечательности.

Оборудование и материал: клубок, аудио запись мордовской народной музыки, магнитофон, костюм Вирявы, мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение, сундук, карта Мордовии.

Ход деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у меня такое хорошее настроение, что я хочу с вами поделиться им.

Упражнение «Ручеёк радости» (дети стоят в кругу, держась за руки, воспитатель передаёт по цепочке свою радость и хорошее настроение)

Воспитатель:

Утром солнышко встает, Я пою и в тишине Отвечаю травам я,

Нас на улицу зовёт. Подпевают птицы мне. Отвечаю ветру я,

Выхожу из дома я: Травы шепчут мне в пути: Отвечаю солнцу я:

– Здравствуй, улица моя! – Ты скорей, дружок, расти! – Здравствуй,

Родина моя! - Ребята, кто из вас знает, как называется наша Родина? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в городе Саранске, а кто знает, как по-мордовски будет называться наш город?

Дети: Саран – ош.

Воспитатель: Правильно, а как наш город получил свое название?

Дети: название Саранск означает – место на болотах и свое название город получил от названия реки Саранки, которое возникло раньше.

Воспитатель: Молодцы, ребята. У меня в руках клубочек, он не простой, а волшебный. Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Сейчас наш клубочек покатиться, мы пойдем по его следам (идем по следам клубочка).

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Это сундучок.

Воспитатель: Сундучок не простой, а волшебный. Как мы откроем его?

Дети: Давайте скажем вежливые слова, и может быть сундучок и откроется.

Воспитатель: Давайте, попробуем, ребята.

Закрепление «Вежливые слова».

Дети по очереди называют вежливые слова. А как по-мордовски будет

«Здравствуй»? («Шумбрат»)

«Спасибо»? (“ Сюкпря»,

«Пожалуйста» (“ Эняльдян»).

«Воспитатель: Молодцы. Сундучок открылся. В нем лежит…

Дети: Это карта Мордовии.

Воспитатель: Давайте рассмотрим ее.

— Подумайте и скажите, что означают эти знаки на карте? (Это города Мордовии).

— Покажите на карте г. Саранск.

Игра «Назови город».

— Город железнодорожников? (Рузаевка)

— Самый старинный город? (Темников).

— Самый молодой город? (Ковылкино).

— Что означают синие, волнистые линии? (Это реки).

— Назовите реки Мордовии? (Алатырь, Сура и т. д.).

— Каким цветом обозначены леса на карте? (Зеленым).

— Лесов в Мордовии много. А для чего нам нужен лес?

Воспитатель: А сейчас мы отправимся дальше в путь за клубочком (идем по следам клубочка).

Ребята, посмотрите перед нами волшебный лес (стоит скамейка, дети садятся, звучит тихая мордовская мелодия). Давайте посмотрим, кто же живет в этом лесу (дети называют диких животных).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно назвали всех диких животных.

Сюрпризный момент: раздается крик «Помогите».

Воспитатель: Ребята вы слышите, кто-то кричит?

- Помогите, спасите! Пальцам больно! (воспитатель группы в роли Вирявы)

Давайте поближе подойдем и посмотрим, кто так сильно кричит.

Дети: Это ведь Вирява. Она из мордовской народной сказки. Вот какой волшебный лес. Значит, она живёт здесь. Она нас не тронет?

Вирява: Девочки и мальчики, пожалуйста, помогите мне. Портной Шкамрав прищемил мои пальцы и не приходит больше в лес. Я устала ждать его. Пальцы болят, мне очень холодно. Вы меня не бойтесь, освободите, пожалуйста. Я вам обещаю – никогда никого не буду обижать и трогать.

Дети освобождают Виряву. Она радуется.

Вирява: Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Спасибо, вам ребята

Вирява: Ребята, отгадайте загадки и узнаете, какие деревья растут в моем лесу.

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки. (Килей). Березка

Зимой и летом

Одним цветом. (Куз). Ель

С моего цветка берёт

Пчелка самый вкусный мёд

Меня все обижают

Шкуру тонкую сдирают.

(Липа).

Я из крошки бочки вылез

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч.

Ни боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок

Ничего что плод мой мелок.

(Дуб)

Вирява: Расскажите о правилах поведения в лесу.

Вирява: Молодцы, ребята. Охраняйте лес, не разжигайте в лесу костры. А почему, как вы думаете? (Если лес сгорит, то животным и птицам негде будет жить).

Вирява: А сейчас мне бы хотелось поиграть с вами в мордовскую народную игру "Верьгизнэсэ"

(В волков)

Ход игры:На одном конце площадки, присев на корточки, серый волк прячется в кустах или густой траве. На противоположном конце площадки располагаются жнецы в доме.

По сигналу жнецы берут серпы (палочки) и идут жать в поле. Продвигаясь вперед, они наклоняются и взмахивают руками.

Приблизившись к тому месту, где прячется волк, жнецы, убегают домой с криками:- «Вай, верьгизт, верьгизт!» (Вай, волки, волки!»)

Волк ловит жнецов, пойманного уводит в свое укрытие.)

Вирява:- Спасибо, ребята. Молодцы. Доброго пути вам. Примите от меня гостинцы. До свидания!

Воспитатель: А сейчас мы отправимся дальше в путь за клубочком.

Дети дошли до избы. Посередине стоит стол, на нём самовар. Около стола лавка.

На лавке сидит хозяйка. (девочка в мордовском костюме).

Воспитатель: Ребята, мы пришли в гости к мордовской сказительнице. Кто знает, что значит «Сказительница».

(ответы детей).

Сказительница: Отгадайте загадку:

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней,

Пышный хвост - её краса,

Этот зверь лесной (лиса)

Сказительница: Про лису немало сложено сказок. Вспомните названия некоторых мордовских сказок, где персонажем является лиса. («Лиса и медведь», «Кот и лиса», «Лиса и журавль», «Как ворона лисицу обманула» и т. д.)

Сказительница: Где можно встретить изображение лисы в нашей республике? (на гербе, скульптуры в парке, на улицах Саранска.) Считается, что лиса приносит счастье и покой в дом. Молодцы, ребята, до свидания!

Воспитатель: А мы идем дальше за клубочком.

Мы с вами оказались в городе. Ребята, а кто знает, что это за памятник перед нами?

Ребенок: Это Вечный Огонь. Он горит в память о героях войны. Наши земляки-уроженцы Мордовии боролись за родину, погибли, защищая её. Наши улицы названы в их честь. Сооружена стена Памяти героев, где записаны их имена.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята, а где вы отдыхаете вместе с родителями во время праздников?

Дети: На площади. В парке имени А. С. Пушкина.

Воспитатель: Это центральная площадь нашего города, называется она Советская площадь. Шумно, весело и ярко проходят здесь веселые праздники, проводы зимы, праздники семьи, встреча Нового года! А про парк имени Пушкина я попрошу вас рассказать мне.

Ответы детей.

Воспитатель: Да, парк - излюбленное место семейного отдыха.

Давайте и мы немного отдохнем.

Физминутка:

Раз, два, три, четыре-

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре-

Хлопаем руками.

Руки вытянули шире-

Раз, два, три, четыре-

Наклонились - три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Мы все делаем зарядку.

Воспитатель: Ребята, а где мы можем поиграть в футбол летом, а зимой покататься на коньках?

Дети: На стадионе «Старт».

Здравствуй, солнцем озарен,

Наш центральный стадион!

Тренируясь, мы растем,

Мы сильнее с каждым днем!

Воспитатель: В нашей республике большое внимание уделяют спорту. В нашем городе много разных спортивных сооружений. Назовите их.

Дети: Спорткомплекс «Мордовия», Дворец водных видов спорта, Центр олимпийской подготовки и т. д.

Воспитатель: А какие достопримечательности вы еще знаете?

Дети: Музей имени С. Эрьзи, собор имени Ф. Ушакова, театры.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами путешествовали, и я хотела бы вам предложить маленькую викторину, чтобы проверить насколько вы хорошо знаете свой родной город.

Воспитатель: Как называют жителей города Саранска?

На какой реке стоит наш город?

Почему наш город так называется?

Как называется центральная площадь города?

В честь кого горит Вечный огонь? (уроженцев Мордовии, погибших в годы Великой Отечественной войны)

Назовите выдающихся спортсменов Мордовии?

Где бы вы хотели побывать в нашем городе?

Вы успешно справились с вопросами, внимательно слушали, старались. Молодцы! Наше небольшое путешествие закончилось. Клубочек привел нас в детский сад. Спасибо за хорошую работу.

Публикации по теме:

«Люби и знай родной свой край». Конспект викторины в подготовительной группе Цель: 1. Обобщить, систематизировать и расширить знания детей о своем родном крае. 2. Вызвать интерес к своей республике, стране. 3. Приучать.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Родной свой край люби и знай» Задачи: Формировать начальные представления о своей малой Родине. Познакомить с природой и животным миром нашего края. Расширять представления.

Конспект ООД по краеведению «Родной свой край люби и знай» Сторчеусова Наталья Анатольевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №6 «Колокольчик» Каменского муниципального района Воронежской области Конспект.

Патриотическое воспитание «Родной свой край люби и знай» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Родной свой край люби и знай!» Методические разработки МДОУ детский сад «Медвежонок».

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» (продолжение) Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной край люби и Знай» ПРОЕКТ "РУКАВИЧКА"БОЙТЕНКО ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя). Тип проекта: социальный, игровой,.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» «Я узнал, что у меня Есть огромная семья: И тропинка, и лесок, В поле - каждый колосок, Речка, небо голубое- Это все мое, родное! Это Родина.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай» Паспорт проекта Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай» «Человеку никак нельзя жить без Родины,.

Проект «Родной свой край люби и знай!»Проект «Родной свой край люби и знай!» «Я узнал, что у меня Есть огромная семья: И тропинка, и лесок, В поле - каждый колосок, Речка, небо голубое- Это все мое, родное! Это Родина.

Проект «Родной свой край люби и знай!» Аннотация Проект «Родной свой край люби и знай!» направлен на нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • День Победы, 9 мая
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект занятия «Родной край люби и знай!»
Опубликовано: 21 декабря 2016 в 16:30
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка «Конкурс новогодних ёлок студентов разных факультетов»
Студенческая дивная, весёлая пора Не позабудется тобою никогда. Свободный гражданин, ещё не взрослый, Ещё не мучают житейские вопросы. Не очень...
Мастер-класс «Необычные Санки»
Мастер-класс "Необычные Санки" В нашем городе прошёл международный день снега . В этот день было много интересного, игры, соревнование, бег в...
Коллективная стенгазета «Дикие животные зимой»
Цель и задачи: 1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;...
Мастер-класс «Новогодний мобиль из бус и шаров»
Мастер-класс «Новогодний мобиль из бус и шаров» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию мастер класс изготовления мобила из бус и новогодних шаров....
Мастер-класс «Развиваемся играя-учим цвета». Изготовление учебно-методических пособий...
Мастер-класс «Развиваемся играя - учим цвета» ( Изготовление учебно-методического пособия для педагогов и родителей) Цель: В этом мастер классе...