Конспект занятия «Родной край люби и знай!»

Людмила Рябова
Конспект занятия «Родной край люби и знай!»

Конспект занятия

Родной край люби и знай.

Цель: Расширить представление детей о родном крае, формировать интерес к культуре мордовского народа.

Задачи:

Образовательные:

1. Расширять и обобщать представления детей о городе Саранске.

2. Углублять знания детей о лесе, о животном и растительном мире родного края.

3. Закрепить знания мордовских народных сказок о лисе.

Развивающие:

1. Продолжать развивать связную речь, активизировать словарь.

2. Развивать умение работать в коллективе и самостоятельно.

3. Продолжать знакомство с мордовскими подвижными играми.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к родному краю, родной природе, родному языку.

Предварительная работа с детьми: беседы, рассматривание альбомов и иллюстраций о животном и растительном мире родного края; целевые прогулки по улицам города, посещение краеведческого музея; разучивание игр; чтение сказки «Вирява».

Словарная работа: Саран – ош, сказительница, достопримечательности.

Оборудование и материал: клубок, аудио запись мордовской народной музыки, магнитофон, костюм Вирявы, мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение, сундук, карта Мордовии.

Ход деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у меня такое хорошее настроение, что я хочу с вами поделиться им.

Упражнение «Ручеёк радости» (дети стоят в кругу, держась за руки, воспитатель передаёт по цепочке свою радость и хорошее настроение)

Воспитатель:

Утром солнышко встает, Я пою и в тишине Отвечаю травам я,

Нас на улицу зовёт. Подпевают птицы мне. Отвечаю ветру я,

Выхожу из дома я:Травы шепчут мне в пути:Отвечаю солнцу я:

– Здравствуй, улица моя! – Ты скорей, дружок, расти! – Здравствуй,

Родина моя! - Ребята, кто из вас знает, как называется наша Родина? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в городе Саранске, а кто знает, как по-мордовски будет называться наш город?

Дети: Саран – ош.

Воспитатель: Правильно, а как наш город получил свое название?

Дети: название Саранск означает – место на болотах и свое название город получил от названия реки Саранки, которое возникло раньше.

Воспитатель: Молодцы, ребята. У меня в руках клубочек, он не простой, а волшебный. Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Сейчас наш клубочек покатиться, мы пойдем по его следам (идем по следам клубочка).

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Это сундучок.

Воспитатель: Сундучок не простой, а волшебный. Как мы откроем его?

Дети: Давайте скажем вежливые слова, и может быть сундучок и откроется.

Воспитатель: Давайте, попробуем, ребята.

Закрепление «Вежливые слова».

Дети по очереди называют вежливые слова. А как по-мордовски будет

«Здравствуй»? («Шумбрат»)

«Спасибо»? (“ Сюкпря»,

«Пожалуйста» (“ Эняльдян»).

«Воспитатель: Молодцы. Сундучок открылся. В нем лежит…

Дети: Это карта Мордовии.

Воспитатель: Давайте рассмотрим ее.

— Подумайте и скажите, что означают эти знаки на карте? (Это города Мордовии).

— Покажите на карте г. Саранск.

Игра «Назови город».

— Город железнодорожников? (Рузаевка)

— Самый старинный город? (Темников).

— Самый молодой город? (Ковылкино).

— Что означают синие, волнистые линии? (Это реки).

— Назовите реки Мордовии? (Алатырь, Сура и т. д.).

— Каким цветом обозначены леса на карте? (Зеленым).

— Лесов в Мордовии много. А для чего нам нужен лес?

Воспитатель: А сейчас мы отправимся дальше в путь за клубочком (идем по следам клубочка).

Ребята, посмотрите перед нами волшебный лес (стоит скамейка, дети садятся, звучит тихая мордовская мелодия). Давайте посмотрим, кто же живет в этом лесу (дети называют диких животных).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно назвали всех диких животных.

Сюрпризный момент: раздается крик «Помогите».

Воспитатель: Ребята вы слышите, кто-то кричит?

- Помогите, спасите! Пальцам больно! (воспитатель группы в роли Вирявы)

Давайте поближе подойдем и посмотрим, кто так сильно кричит.

Дети: Это ведь Вирява. Она из мордовской народной сказки. Вот какой волшебный лес. Значит, она живёт здесь. Она нас не тронет?

Вирява: Девочки и мальчики, пожалуйста, помогите мне. Портной Шкамрав прищемил мои пальцы и не приходит больше в лес. Я устала ждать его. Пальцы болят, мне очень холодно. Вы меня не бойтесь, освободите, пожалуйста. Я вам обещаю – никогда никого не буду обижать и трогать.

Дети освобождают Виряву. Она радуется.

Вирява: Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Спасибо, вам ребята

Вирява: Ребята, отгадайте загадки и узнаете, какие деревья растут в моем лесу.

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки. (Килей). Березка

Зимой и летом

Одним цветом. (Куз). Ель

С моего цветка берёт

Пчелка самый вкусный мёд

Меня все обижают

Шкуру тонкую сдирают.

(Липа).

Я из крошки бочки вылез

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч.

Ни боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок

Ничего что плод мой мелок.

(Дуб)

Вирява: Расскажите о правилах поведения в лесу.

Вирява: Молодцы, ребята. Охраняйте лес, не разжигайте в лесу костры. А почему, как вы думаете? (Если лес сгорит, то животным и птицам негде будет жить).

Вирява: А сейчас мне бы хотелось поиграть с вами в мордовскую народную игру "Верьгизнэсэ"

(В волков)

Ход игры:На одном конце площадки, присев на корточки, серый волк прячется в кустах или густой траве. На противоположном конце площадки располагаются жнецы в доме.

По сигналу жнецы берут серпы (палочки) и идут жать в поле. Продвигаясь вперед, они наклоняются и взмахивают руками.

Приблизившись к тому месту, где прячется волк, жнецы,убегают домой с криками:- «Вай, верьгизт, верьгизт!» (Вай, волки, волки!»)

Волк ловит жнецов, пойманного уводит в свое укрытие.)

Вирява:- Спасибо, ребята. Молодцы. Доброго пути вам. Примите от меня гостинцы. До свидания!

Воспитатель: А сейчас мы отправимся дальше в путь за клубочком.

Дети дошли до избы. Посередине стоит стол, на нём самовар. Около стола лавка.

На лавке сидит хозяйка. (девочка в мордовском костюме).

Воспитатель: Ребята, мы пришли в гости к мордовской сказительнице. Кто знает, что значит «Сказительница».

(ответы детей).

Сказительница:Отгадайте загадку:

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней,

Пышный хвост - её краса,

Этот зверь лесной (лиса)

Сказительница: Про лису немало сложено сказок. Вспомните названия некоторых мордовских сказок, где персонажем является лиса. («Лиса и медведь», «Кот и лиса», «Лиса и журавль», «Как ворона лисицу обманула» и т. д.)

Сказительница: Где можно встретить изображение лисы в нашей республике? (на гербе, скульптуры в парке, на улицах Саранска.) Считается, что лиса приносит счастье и покой в дом. Молодцы, ребята, до свидания!

Воспитатель: А мы идем дальше за клубочком.

Мы с вами оказались в городе. Ребята, а кто знает, что это за памятник перед нами?

Ребенок: Это Вечный Огонь. Он горит в память о героях войны. Наши земляки-уроженцы Мордовии боролись за родину, погибли, защищая её. Наши улицы названы в их честь. Сооружена стена Памяти героев, где записаны их имена.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята, а где вы отдыхаете вместе с родителями во время праздников?

Дети: На площади. В парке имени А. С. Пушкина.

Воспитатель: Это центральная площадь нашего города, называется она Советская площадь. Шумно, весело и ярко проходят здесь веселые праздники, проводы зимы, праздники семьи, встреча Нового года! А про парк имени Пушкина я попрошу вас рассказать мне.

Ответы детей.

Воспитатель: Да, парк - излюбленное место семейного отдыха.

Давайте и мы немного отдохнем.

Физминутка:

Раз, два, три, четыре-

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре-

Хлопаем руками.

Руки вытянули шире-

Раз, два, три, четыре-

Наклонились - три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Мы все делаем зарядку.

Воспитатель: Ребята, а где мы можем поиграть в футбол летом, а зимой покататься на коньках?

Дети: На стадионе «Старт».

Здравствуй, солнцем озарен,

Наш центральный стадион!

Тренируясь, мы растем,

Мы сильнее с каждым днем!

Воспитатель: В нашей республике большое внимание уделяют спорту. В нашем городе много разных спортивных сооружений. Назовите их.

Дети: Спорткомплекс «Мордовия», Дворец водных видов спорта, Центр олимпийской подготовки и т. д.

Воспитатель: А какие достопримечательности вы еще знаете?

Дети: Музей имени С. Эрьзи, собор имени Ф. Ушакова, театры.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами путешествовали, и я хотела бы вам предложить маленькую викторину, чтобы проверить насколько вы хорошо знаете свой родной город.

Воспитатель: Как называют жителей города Саранска?

На какой реке стоит наш город?

Почему наш город так называется?

Как называется центральная площадь города?

В честь кого горит Вечный огонь? (уроженцев Мордовии, погибших в годы Великой Отечественной войны)

Назовите выдающихся спортсменов Мордовии?

Где бы вы хотели побывать в нашем городе?

Вы успешно справились с вопросами, внимательно слушали, старались. Молодцы! Наше небольшое путешествие закончилось. Клубочек привел нас в детский сад. Спасибо за хорошую работу.

Публикации по теме:

«Люби и знай родной свой край». Конспект викторины в подготовительной группе Цель: 1. Обобщить, систематизировать и расширить знания детей о своем родном крае. 2. Вызвать интерес к своей республике, стране. 3. Приучать.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Родной свой край люби и знай» Задачи: Формировать начальные представления о своей малой Родине. Познакомить с природой и животным миром нашего края. Расширять представления.

Конспект ООД по краеведению «Родной свой край люби и знай» Сторчеусова Наталья Анатольевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №6 «Колокольчик» Каменского муниципального района Воронежской области Конспект.

Патриотическое воспитание «Родной свой край люби и знай» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Родной свой край люби и знай!» Методические разработки МДОУ детский сад «Медвежонок».

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» (продолжение) Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной край люби и Знай» ПРОЕКТ "РУКАВИЧКА"БОЙТЕНКО ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя). Тип проекта: социальный, игровой,.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» «Я узнал, что у меня Есть огромная семья: И тропинка, и лесок, В поле - каждый колосок, Речка, небо голубое- Это все мое, родное! Это Родина.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай» Паспорт проекта Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай» «Человеку никак нельзя жить без Родины,.

Проект «Родной свой край люби и знай!»Проект «Родной свой край люби и знай!» «Я узнал, что у меня Есть огромная семья: И тропинка, и лесок, В поле - каждый колосок, Речка, небо голубое- Это все мое, родное! Это Родина.

Проект «Родной свой край люби и знай!» Аннотация Проект «Родной свой край люби и знай!» направлен на нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Конспект занятия «Родной край люби и знай!»
Опубликовано: 21 декабря 2016 в 16:30
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 августа. День рождения персонального компьютера

В наши дни компьютеры и доступ в интернет, благодаря своей простоте, многофункциональности и привлекательности, стали настоящим центром притяжения для детей. Это хорошо, но надо сделать так, чтобы...

12 августа. Всемирный день слонов

Свой экологический праздник сегодня отмечают самые крупные наземные млекопитающие планеты — слоны. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, расскажите детям об этих благородных животных и увлеките их...

Мастер-класс изготовления закладки для книг «Давай полетим вместе» к Дню полётов на...
Материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Назначение:...
Фонетическая логосказка для детей старшей группы. «Обезьянка Бамби. Звук [Б]»
Цель: закрепление артикуляции звука [Б]; произношение звука изолированно, в словах и фразах; развитие навыков звуко-слогового анализа, чтения слогов, слов....
Формирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделей
Занятие по ФЭМП. Подготовительная группа. Тема: Формирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделей. Задачи: • формировать...