Приложение МААМ

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Экологическая тропа осенью»

МАКСИМОВА СВЕТЛАНА
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Экологическая тропа осенью»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема "Экологическая тропа осенью"

1. Возраст дете 5-6 лет.

2. Цель : формировать представления детей об объектах экологической тропы на участке детского сада и о сезонных измениях в природе.

Задачи:

- Познакомиться с понятием "экология"

- Познакомить детей с новыми объектами экологической тропы : лиственные деревья: каштан, рябина, кустарник акация и пень.

- Учить различать лиственные деревья и хвойные.

Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Экологическая тропа осенью“» размещена в разделах

- Учить видеть и называть причинно-следственные связи (наступила осень - у лиственных деревьев листья изменили окраску; у хвойных - нет)

- Обобщить представления детей о пользе деревьев для человека и животных.

- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

3. Предварительная работа.

- Чтение художественной литературы : "Золотая осень. Лес. Деревья", М. Пришвина "Этажи леса", К. Ушинского "Спор деревьев", А. Пушкина "Уж небо осенью дышало. ", рассматривание картин, наблюдение за растениями, дидактическая игра "Кто быстрее найдет дерево".

4. Материалы и оборудование :

объекты наблюдения : пень, деревья, клумба с цветами, кустарники, скворечник, Дед Природовед (взрослый, поднос, схема, листья на каждого ребенка (из бумаги, письмо и игрушка сорока.

5. Методы и приемы:

словесный (объяснение, художественное слово, вопросы к детям, рассказ, уточнение, загадки);

игровой (сюрпризный момент, сказочный герой, динамическая пауза "Мы деревья"; п / и "Кто быстрее добежит до дерева";

исследовательский (рассматривание пня с помощью лупы); рассматривание растений.

6. Ход образовательного события.

1. Вводная.

Сюрпризный момент - Прилетела сорока на балкон и принесла письмо.

Воспитатель читает письмо - "Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас к себе в гости, я вам расскажу и покажу много нового и интересного"

Дети собираются на улицу.

Встреча с Дедом - Природоведом. Приветствие -

" Здравствуйте, дети. Васи не узнать. Как выросли за лето. Я вас пригласил к себе в гости. Хочу, чтобы увидели какие изменения произошли в моем хозяйстве за лето. Думаю, вы вечером и родителям об этом расскажите. "

2. Основная часть. Схема "Экологической тропы"

Дед - Природовед - "Прогулка наша сегодня будет по новому маршруту, но и к старым друзьям не забудем заглянуть. А правильно называется "экологическая тропа".

Воспитатель - Что значит "тропа"? А что значит "экологическая"? Слово "экология" - греческое слово, оно получилось из двух слов "экос" - дом и слово "логос" - наука. Значит, экология - наука о доме. Но здесь имеется ввиду не дом, где мы живем, а природный дом, который есть у каждого живого существа : животного, растения, человека, все, что их окружает в природе. Наука "экология" изучает связи живых существ с тем, что их окружает, например, как животные связаны с растениями, другими животными, человеком, воздухом, водой, как одни представители живых существ зависят от других, неживой природы, как они влияют друг на друга, как зависят от природы. Об этом мы сегодня и говорим.

1) Клумба с бархатцами.

Дед - Природовед - " Давайте полюбуемся на клумбу с бархатцами. Как я был рад, когда вы весной посадили эти цветы. Посмотрите как красиво". Дети рассматривают клумбу.

Дед - Природовед - " Рассмотрите растение: назовите части цветка. " Дети называют : лист, стебель, цветок.

Дед - Природовед - " А кто знает, что это за коробочка? Это коробочка с семенами. Посмотрите, если она сухая, то семена уже созрели и их можно собрать" (показывает как). Дети собирают семена в коробочку.

Воспитатель -" Мы придем в группу, разложим их а лист, а когда они совсем высохнут, спрячем их в сухое темное место, чтобы посадить на следующий год. А какая часть цветка не видна? (корень).

Но цветы сажали и другие дети. Посмотрите, какие цветы вы знаете?" Дети перечисляют цветы : астра, белые, розовые, фиолетовые, оранжевые.

Дед - Природовед - " Астра - осенний цветок. На что он похож? На звезду. Обратите внимание на буйство красок. А как вы думаете, для чего их сажают?"

Ответы: для красоты.

2) Сирень.

А кто из вас помнит, как называется это дерево? Ответ: сирень. Только это кустарник, а не дерево - у него много стволов.

Дед - Природовед - " Скажите, какие изменения вы видите у сирени?" Дети отвечают что весной у сирени пышные цветы, а сейчас их нет.

Воспитатель - " Правильно, пышные соцветия у сирени отцвели в мае. А сейчас мы с вами видим только листья на ветке. Какие кустарники вы еще знаете?" Ответ : шиповник, смородина.

3) Акация

Дед - Природовед - " Высокий кустарник или деревце высотой 2-7 метров сос стволами до 10-15см. Листья сложные, состоящие из 5-8 пар листочков. Ярко зеленые, гладкие. Цветет в конце весны - начале лета. Плод - боб. Плоды созревают в июле - августе. Собраны в стручок. Будьте осторожны, это колючий кустарник. Но он нужен пчелам, с него они сбирают пыльцу и делают мед. "

Воспитатель -" Кто скажет акация в тени или на солнце растет?" Ответ: здесь тень. Воспитатель говорит, что акация - теневой кустарник.

4) Пень.

Дед - Природовед - " Ой - ой - ой, беда - огорчение. Летом была гроза и рухнуло дерево. Посмотрите, кто знает, что от него осталось - пенек. А что это такое? После того, как спиливают деревья - остается пень. Предлагаю посмотреть, может в нем кто и живет?"

Дети с помощью лупы рассматриваю пень: называют кого видят (жуки, пауки)

Дед - Природовед - " Жуки и пауки забираются в пень и живут в нем всю зиму, прямо "теремок". Пенек их греет, это дом. А еще, из пня могут вырасти новые побеги и вырастет новое дерево.

5) Скворечник. Дед - Природовед - "Кто помнит, как называется во-он тот домик на дереве? Кто в нем живет? Почему оконце маленькое? ( Ответы детей : скворечник, перелетные птицы скворцы, чтобы кошка не залезла, чтобы маленькие птенчики не выпадали). Почему сейчас скворечник пуст? (Осень. Скворцы улетели). Да, в начале осени скворцы собрались в стаи и готовятся к отлету. Скажите, какую пользу приносят скворцы? Летом их много, они стайкой пасутся на поле, а в городе на газоне. Они всюду находят себе еду. Какую? (Насекомые, червяки, гусеницы) .Человек всегда рядом со своим жильем строил дом для скворцов, а они в благодарность - уничтожали вредителей на посевах. Помогают людям сохранить урожай. Воспитатель. Предлагаю вам представить себя скворцами, улетающими в дальние страны? Готовы? Подвижная игра "Перелетные птицы" 6) .Деревья. Дед - природовед. "Птицам хорошо живется там,где много деревьев. А какие деревья вы знаете на вашем участке? (Береза, клен,ель). Для чего и кому нужны деревья? (Вьют гнезда, ищут под корой насекомых - пропитание). Воспитатель. "Мы наблюдали с вами за березой летом. Какого цвета у нее были листья? (Зеленые). А сейчас? (Желтые,золотые, коричневые). Есть примета "Если листья на березе сначала пожелтели на верхушке - то весна будет ранней " .Предлагаю посмотреть и определить какой будет следующая весна. (Дети высказывают мнение). Придем в группу и запишем это наблюдение. А весной проверим. Дед - Природовед. " Послушайте загадку : (про ель). (Ответы детей). Правильно елка, ель. Это хвойное дерево. Давайте посмотрим, что нового появилось у ели с летнего периода? (Рассматривание ели). К осени появились шишки. Внутри них - живут крылатые семена. (показ картинки). Эти семена послужат зимой пищей для птиц и животных. А чем ель отличается от березы? (У березы - листья, а уели -хвоинки, иголки. У березы листья к сени начали желтеть, а у ели иголки -зеленые). Листья у ели -это хвоинки, те же листья, только маленькие, видоизмененные. Они тоже опадают круглый год, но это незаметно. "Зимой и летом - одним цветом ". Ель - древнейшее дерево в русском лесу. Растет 500 лет. Цветет раз в 5-6 лет. у лиственного дерева листья желтеют и опадают, потому что зимой корни не могут брать воду, а листья испаряют много воды - тянут из дерева. Иголки у елки -маленькие, тонкие,жесткие (сухие, в них мало влаги) .Они испаряют меньше воды - поэтому и держится хвоя на дереве дольше, почти круглый год. " Воспитатель. "Посмотрите, какие деревья? (Высокие, тянуться к солнцу,в небо). Представьте и себя деревьями. Словесная игра с движениями "Мы - деревья". Станем мы деревьями -сильными, большими. Ноги - это корни - их поставим шире. Чтоб держали дерево - падать не давали. Наше тело-ствол могучий. Он чуть-чуть качается. И своей верхушкой острой - в небо упирается. Наши руки- ветки,крону образуют. Вместе им не страшно, если ветер дует.

(Дети по тексту выполняют движения) Дед -Природовед. "Посмотрите,как подрос наш малыш - каштан. Обратите внимание на его листья, похожие на большую лапу. Какого они цвета? (Коричневого). А вот когда каштан станет взрослым деревом на его ветках будут вот такие плоды. (Показ плодов в кожуре и без нее). Слушайте загадку. (про рябину). Пойдемте искать загадку. Дам подсказку - кораллы - это камни красного цвета и круглые по форме. А у дерева - это красные ягодки. (Дети ходят рассматривают деревья и ищут рябину). Кто самый наблюдательный? Вот и нашли - это рябина. Рассмотрите листья и гроздья ягод. (Дети собирают листья и ягоды. Рассматривают их). Осенью на рябине созревают гроздья - они красного или ярко оранжевого цвета. Эти ягоды очень любят птицы зимой. И для людей они полезны - их можно сушить и заморозить на зиму и пить с ними чай. А еще у этого дерева особенные листья : лист состоит из нескольких парных листиков, которые держатся за палочку, и еще один - на макушке. Воспитатель. "Много мы сегодня нового узнали? Назовите с какого дерева этот листочек? А этот? (Дети называют деревья (с подсказками) Посмотрите, у меня в корзине много различных листьев - возьмите себе каждый по листочку (нарисованные листья). Каждый назовите у кого с какого дерева?

Подвижная игра.

Предлагаю поиграть. У кого какой листочек к тому дереву и бегите. "Раз, два, три - к своему дереву беги". Поменяйтесь листочками с другом. (Дети называют. Игра повторяется два раза.)

3. Заключительная часть.

А нам пора прощаться. Только пообещайте Деду - Природоведу, что сегодня расскажите родителям какие деревья видели.

воспитатель - "Ты какое дерево запомнил? Почему?" (Дети отвечают по желанию.)

Рефлексия

Дед - Природовед (показывает карту) - " Посмотрите, весь маршрут прошли с вами. " Прощается с детьми.

До свидания.

Публикации по теме:

Организация наблюдений и мероприятий осенью с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация наблюдений и мероприятий осенью с детьми старшего дошкольного возраста Ежедневно дети на прогулках соприкасаются с миром природы, и она не перестаёт их удивлять. Ведь Природа умеет преподносить сюрпризы не только.

Конспект занятия «Звук [Ч] и буква Ч» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия «Звук [Ч] и буква Ч» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: -Уточнить артикуляцию звука «Ч» -Совершенствовать у детей умение изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Конспект тематического занятия «Масленица» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект тематического занятия «Масленица» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для закрепления знаний о русских народных праздниках, о празднике - масленица. Задачи: -Воспитывать интерес и любовь.

Конспект занятия по аппликации «Новогодняя открытка» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по аппликации «Новогодняя открытка» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: научить детей делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение. Задачи: Создать праздничное,.

Конспект занятия по конструированию ёлочных игрушек с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по конструированию ёлочных игрушек с детьми старшего дошкольного возраста Назначение: для новогоднего оформления, украшения елки, для подарка близким людям. Цель: учить детей создавать игрушки к Новому году. Задачи:.

Конспект занятия по лепке с детьми старшего дошкольного возраста «Стрекоза»Конспект занятия по лепке с детьми старшего дошкольного возраста «Стрекоза» Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (лепка) с детьми.

Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста «Совёнок»Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста «Совёнок» Цель: учить изображать сову с помощью пластилина. Задачи: • расширить представления детей о лесной птице сове, об особенностях её внешнего.

Конспект занятия по рисованию «Новогодние шарики» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по рисованию «Новогодние шарики» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для развития художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства. Задачи: - Формировать умения.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста  «Совушка — сова»Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста  «Совушка — сова» Образовательные области:  познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное развитие Цель:  Создать.

Конспект «Экологическая тропа весной» для средней группы Цель: Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе, рассмотреть объекты экологической тропы веной, формировать заботливое отношение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Экологическая тропа осенью»
Опубликовано: 26 февраля 2023 в 16:25
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Экологическая тропа осенью»» (включая файлы) размещена пользователем МАКСИМОВА СВЕТЛАНА (УИ 413452) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД