МААМ-картинки

Конспект занятия с детьми старшего возраста «Живая Земля»

Ирина Шаталина
Конспект занятия с детьми старшего возраста «Живая Земля»

Конспект занятия с детьми старшего возраста по теме “ Живая земля”

Цель: знакомство детей с составом земли.

Задачи:

• формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам неживой природы;

• изучить, из чего состоит земля;

• определить свойства глины, камней, почвы, песка.

• воспитывать у детей природоохранное поведение.

Материалы и оборудование:

Публикация «Конспект занятия с детьми старшего возраста „Живая Земля“» размещена в разделах

мисочки с песком, глиной, почвой, камнями; вода, ложечки для воды; салфетки; коктейльные трубочки; поднос для смешивания; дидактическая игра “Откуда горсть земли?”; проектор, ноутбук; Дымковская и Филимоновская игрушки, посуда из глины.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята! Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать; если угадаете – вы поймете, о чём мы будем говорить на занятии.

1. И топчут её, и режут её-

Она не серчает.

2. Кто нам общая мать?

(Земля)

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим. Почему говорят, что она всем добром отвечает? Почему землю называют мать-земля, матушка? (ответы детей).

Воспитатель: Какая земля наощупь? Так что же делает землю такой твёрдой? (ответы детей)

Воспитатель: Почему всё на ней растет? Из чего состоит земля? На все эти вопросы мы с вами постараемся ответить сегодня. Для этого я вам предлагаю превратиться в учёных. Хотите? (дети надевают фартуки, шапочки)/

Воспитатель: А чем занимаются учёные? (исследуют, наблюдают, делают опыты)

Мы опыт начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

2. Эксперементирование. (Форма организации – парами)

Воспитатель: Что нужно ученым для проведения опытов? (ответы детей) Представьте, что это наша лаборатория.

Дети садятся по 2 человека за стол. На столах стоят 4 мисочки – с песком, глиной, камнями, почвой.

Воспитатель: ваша задача сегодня – работать в парах, договариваться, помогать друг другу. На каждом столе лежат предметы для исследования, снимите салфетки, посмотрите, что там лежит? (Дети перечисляют)

С чего мы начнём?

Далее работа строится в соответствии с выбором детей.

ПЕСОК

Воспитатель: Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и посыпьте в мисочку, какой он? (ответы детей). Воспитатель стимулирует детей назвать как можно больше качеств характеризующих песок.

Воспитатель: А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? (ответы детей)

- В песке все песчинки лежат отдельно друг от друга.

- А что будет, если в песок налить не много воды? Как вы думаете? Куда девалась вода? Мокрый песок сыпучий? (ответы детей)

-Из какого песка легче делать постройки – из мокрого или сухого? (ответы детей)

-А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Просто целое море песка. Там очень жарко, мало растительности – растут кактусы, колючки, живут ящерицы, верблюды (ответы детей).

Воспитатель показывает на глобусе и называет 5 пустынь и показывает на видео слайдах барханы и песчаную бурю.

Вывод: Песок состоит из множества маленьких песчинок, все они разные, если приглядеться к ним получше. Песок сыпучий, если сухой, ветер легко может передвигать песчинки. Но если его намочить – песчинки слипаются, прилипают к рукам. По песку тяжело передвигаться – ноги утопают, песок забивается в обувь.

ГЛИНА

Воспитатель: Внимательно рассмотрите её. Какая она? (ответы детей)

Воспитатель: Может это не глина, а камни? Давайте нальём немного воды и посмотрим, что получится… Куда делась вода? Как изменилась глина? (ответы детей)

Воспитатель: Глина стала пластичной, мягкой – из неё можно лепить. Давным-давно, люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из неё посуду. Посуду лепили, а затем обжигали на огне, тогда она становилась твёрдой и водонепроницаемой.

Воспитатель показывает видео слайды гончарной мастерской, мастеров гончарного дела за работой, печи для обжига. Дает детям рассмотреть посуду сделанную из глины, Дымковскую и Филимоновскую игрушки.

Вывод: Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твёрдая, но если её намочить, она становится мягкой, пластичной. После дождя по глине тяжело ходить – она прилипает к обуви, на ней легко поскользнуться. Из глины лепят посуду, используют в строительстве и изготовлении игрушек.

КАМУШКИ

Воспитатель: Давайте исследуем камушки. Потрогайте их, внимательно рассмотрите, покрутите в руках, постучите друг о друга. Какие они? (ответы детей)

Воспитатель: налейте на камни немного воды. Что получилось? Камни стали мягче? Они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни? Как они изменились? (ответы детей)

Воспитатель: А где живут камушки? (ответы детей).

Воспитатель рассказывает детям о том, какие камни бывают (галька, драгоценные, полудрагоценные и т. п.) и что человек делает из камней. Свой рассказ воспитатель сопровождает показом слайдов. Далее просит детей привести свои примеры того как человек использует камень.

Вывод: камни твёрдые, крепкие. Камни живут на земле, под землёй, в земле, на дне морей, озёр, рек, в вулканах. Камни бывают очень разные по цвету, форме, по месту обитания. Они дружат с водой, если их намочить - меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче.

ПОЧВА

Воспитатель: Рассмотрите её внимательно, что вы видите, из чего состоит почва? (ответы детей).

Воспитатель: Почва образуется из погибших растений, животных, Почва – самая плодотворная часть земли. В ней много еды для растений. Если внимательно присмотреться, можно увидеть семена растений. Видите, как интересно! Налейте в мисочку немного воды. Что получилось? (ответы детей).

Воспитатель: посмотрите, что происходит в природе, когда на землю попадает вода. (Показывает отрывок видеофильма, как в ускоренном темпе растут растения после дождя).

Вывод: почва образуется из погибших насекомых, растений и животных. Это самая плодородная часть земли.

3. Физкультминутка проводится после исследования второго компонента земли.

(Выполняются движения в соответствии с текстом)

Повторить 2 раза.

РАЗ – и стану я Землёй, -

Посмотрите я какой.

Очень сильный, очень крепкий,

Очень добрый и большой.

Два – и в миг я глиной стану,

На ботинки к вам пристану,

Если дождик во дворе –

Не ходите вы по мне!

Три – сейчас я холм зыбучий,

Очень жёлтый и сыпучий,

Осторожней, люди, будьте,

Если вы не на верблюде!

А четыре – камни мы,

Крепкие ребята.

И бросать в окошко нас, Никому не надо.

Пять – я почва – верхний слой,

Дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:

“Чтите матушку свою!”

***

Наша круглая планета называется ЗЕМЛЯ,

Все живущие под солнцем –

Братья нам и мы друзья!

4. Игра «Пожелания Земле».

Воспитатель: Мы с вами исследовали составные части ЗЕМЛИ. Теперь давайте попробуем всё содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать. Что получилось? (ответы детей)

Воспитатель: Все эти части необходимы земле. Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Люди часто называют землю «кормилица», «Матушка-земля». Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Если земля плодородная, то на ней возрастают цветы, сады, леса. Земля – Это ещё и название наше планеты. Давайте теперь скажем «Матушке-Земле» несколько добрых слов или пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «ЖИВУЮ ЗЕМЛЮ», на которой всё оживает. (Дети говорят добрые слова Земле).

Воспитатель: Земля услышала вас.

Воспитатель накрывает землю и ставит в сторону :

Все имеется у нас на потом и на сейчас

Реки, горы и леса, голубые небеса

Океаны, пальмы, снег и Земля –

Одна на всех.

Все она отдать нам рада

Только жадничать не надо,

И останется тогда

Все для всех и навсегда!

- Ну, а теперь поиграем!

5. Дидактическая игра: «Откуда эта горсть земли

Описание игры.

На игровом поле находятся иллюстрации с изображениями разных природных уголков нашей Планеты. ( Цветок с 6-ю лепестками: 1-пустыня, 2-лес, 3-цветники, 4-каменистый берег моря, 5- глинистая дорога, 6-горы.). Подготовлены пакетики с землёй, разной по составу (песчаная, глинистая, каменистая, плодородная почва).

Ход игры.

Дети по очереди с завязанными глазами берут землю из пакетиков и пытаются определить на ощупь, что это за земля, а затем открывают глаза, выбирают лепесток с нужной иллюстрацией.

Воспитатель: А теперь давайте проверим.

ПЕСОК-ПУСТЫНЯ,

ГЛИНА-ДОРОГА ПОСЛЕ ДОЖДЯ,

ПОЧВА-ЛЕС, САД,

КАМНИ - БЕРЕГ МОРЯ, ГОРЫ.

6. Заключительная часть.

Воспитатель: Теперь, выходя на улицу и видя землю у себя под ногами, вы может быть, посмотрите на неё по-другому.

Воспитатель берет, поднос, открывает, а из земли видны молодые побеги.

(Поднос подменили во время игры.)

Воспитатель: Посмотрите! Что это! Как вы думаете, что произошло? (ответы детей).

Воспитатель: Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю. Сегодня мы узнали много нового о земле, о её свойствах. Вы были не только учёными, но и волшебниками! Я думаю что теперь каждый из вас будет защитником природы. Давайте вместе произнесём клятву. Повторяйте за мной:

Природу будем защищать

Зря деревья не ломать,

Цветы не будем мы топтать,

Зверей не будем обижать

Природе будем помогать.

В гармонии, в дружбе

С природой будем жить

Давайте же будем

Природу любить!

Видеоклип клип «Защитники природы» от Детского музыкального коллектива «Фонтан. Чик» из Санкт-Петербурга.

Список используемой литературы:

1. Видеоклип клип «Защитники природы» от Детского музыкального коллектива «Фонтан. Чик» из Санкт-Петербурга. https://www.youtube.com/watch?v=Br92dB7N--o

2. Минипедия - детская энциклопедия для детей www.minipedia.org.ua/

3. Удивительные лесные цветы! Ускоренная съемка. Amazing forest flowers! Express survey. https://www.youtube.com/watch?v=R8v0ulApgUw

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Моя малая Родина» Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Моя малая родина».

Конспект итогового занятия в старшей группе по теме «Земля-планета, на которой мы живем» «В гостях у морского царя»Конспект итогового занятия в старшей группе по теме «Земля-планета, на которой мы живем» «В гостях у морского царя» Цель: развивать любознательность через обобщение представлений о морских обитателях. Задачи: 1. Закрепить представления о морях и океанах.

«Живая природа». Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области области «Познание» ТЕМА: «Живая природа» Цель: расширять и уточнять представление детей о живой природе. Программное содержание: 1. Уточнить представление.

Конспект подгруппового логопедического занятия для дошкольников старшего возраста по теме «Море. Звук [Р] в словах» Цель: Автоматизировать звук Р в словах. Задачи: коррекционно-развивающие: -корригировать произношение; -корригировать и развивать зрительную.

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Весна» для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР Коррекционно-образовательные задачи: Активизация словаря по лексической теме «Весна». Автоматизация звуков «С,Сь», «З,Зь» в слогах, словах,.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6–7-летнего возраста с ОНР по теме «Школа. Школьные принадлежности» Лексическая тема: Школа. Школьные принадлежности. Задачи: 1. Актуализация знаний по лексической теме; 2. Развитие логического мышления;.

Конспект занятия с детьми старшего возраста «Три поросёнка»Конспект занятия с детьми старшего возраста «Три поросёнка» Конспект Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Три поросёнка» Составил: Смольникова.

Конспект занятия-экскурсии для детей старшего дошкольного возраста по теме «Город Горячий Ключ — детскими глазами» «Город Горячий Ключ - детскими глазами» Цель: Уточнить и обобщить знания детей о родном городе, его достопримечательностях. Формировать.

Мастер-класс «Живая Земля» (средствами экспериментальной деятельности) с детьми средней группы Образовательные задачи: - Познакомить детей с почвой, ее составом на основе опытов. -Вызвать у детей познавательный интерес к почве, через.

План-конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста в рамках недели «Наши защитники» по теме дня «День настоящих мужчин» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с детьми старшего возраста «Живая Земля»
Опубликовано: 2 мая 2016 в 11:50
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД