Получи документы

Конспект занятия с детьми старшей группы «Знакомство с традициями и бытом русского народа»

Юрина Наталья
Конспект занятия с детьми старшей группы «Знакомство с традициями и бытом русского народа»

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.

Задачи:

• обогащать речь детей на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу.

Публикация «Конспект занятия с детьми старшей группы „Знакомство с традициями и бытом русского народа“» размещена в разделах

• расширять представления детей о народных традициях и обычаях на Руси; развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему.

• продолжить знакомство с элементами русской народной росписи, музыкальным фольклором.

• обогащать представление о народных играх.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

Методы и приё мы:

словесные: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, объяснение, пояснения, указания, поощрение;

наглядные: показ слайдов, рассматривание предметов старины;

игровые: сюрпризный момент, создание игровой образовательной ситуации;

практические: хороводная игра.

Оборудование: Русская печь, русский народный костюм для хозяйки, музыкальное сопровождение, иллюстрации, презентация, мультимедийное оборудование (ноутбук).

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта.

Разучивание пословиц, поговорок, загадок, хороводов.

Чтение русских народных сказок.

Русские народные игры.

Обогащение словарного запаса: ухват, кочерга, изба; создание благоприятной среды для детского творчества.

Ход занятия

1. Вступительная часть.

(звучит русская народная музыка).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на меня, на то, что вас окружает. Как вы думаете, о чём сегодня у нас пойдёт речь? (ответы детей)

Но сначала давайте все вместе поздороваемся друг с другом.

«Здравствуйте!»

На капельку радостней стало

От того что мы просто друг другу сказали «Здравствуйте!»

Воспитатель : А что означает слово «здравствуйте!»?

(Ответы детей).

Воспитатель: Этим словом мы желаем здоровья, показываем своё доброе отношение, вежливость, воспитанность.

2. Основная часть.

Воспитатель: Дети, сегодня утром я смотрела по телевизору интересную передачу, в которой говорили о прошлых временах. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек.

Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Воспитатель: Мне так бы хотелось побывать в прошлом. А вам? Но как же нам туда попасть?

Воспитатель: Без волшебства нам не обойтись.

Чтобы попасть в прошлое, нам нужно встать в круг, взяться за руки, закрыть глаза и произнести волшебные слова.

Раз, два, три, четыре

Глазки крепко все закрыли,

Ничего мы не забыли?

В старину так люди жили,

Платья разные носили.

Раз, два, три,

Мы на месте, посмотри!

Ребята, мы с вами оказались в Древней Руси.

Воспитатель: Посмотрите, как необычно я нарядилась! Это старинная русская одежда. Этот костюм одевали русские женщины. Костюму много лет, а он выглядит он хорошо. А знаете почему? (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Его шили с любовью, очень бережно хранили и одевали только по праздникам. Поэтому костюм радует наш глаз и сегодня. Старшее поколение хранит ее как добрую память о своей молодости, о родителях. Женский народный костюм состоит из рубахи и сарафана. Для традиционного русского костюма характерен прямой крой, для свободы движения с прямоугольными или косыми вставками.

Мужская одежда по сравнению с женской была более единообразной - одинаковой. Рубаху - косоворотку и порты носили повсеместно. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали разными узкими и широкими поясами. В украшении костюма больше всего изображали солнышко.

Воспитатель: А знаете, почему Русь называли деревянной? (Ответы детей.)

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

Присаживайтесь и посмотрите про «Русскую избу» (презентация)

Воспитатель: Вот и подошли мы к такой избе. Русские люди всегда славились гостеприимством. Гость на порог — хозяину радость. А гостей принято угощать. Гостей встречали хлебом-солью и говорили: Милости просим проходите.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что же в избе было самым главным? Что называли - хозяйкой, матушкой? Тогда отгадайте мою загадку:

Дрова кушает,

Зубов не имеет,

Телом своим,

Весь дом греет! (печь)

Демонстрация макета «Русская печь»

Воспитатель: Напротив входа в дом всегда ставили печь. Как вы думаете, для чего она нужна? (Ответы детей)

Воспитатель: Печь – это сердце избы. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды. В печи

готовили пищу, пекли. В народе печь называли «кормилицей матушкой»

Воспитатель: Вспомните, в какой сказке есть упоминание о русской печке?

Демонстрация картинок из сказок «Гуси-лебеди», «Колобок», «Маша и медведь».

Воспитатель: Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

Русская Печка, Русская Печка!

Нет в добром доме теплее местечка!

Рук неустанных и щедрых творение -

Предкам великим благодарение!

Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Послушайте ещё одну загадку:

Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает? (чугунок)

Воспитатель: Это чугунок. А что такое чугунок?

Воспитатель: Для того, чтобы приготовить пищу, нужна была определенная посуда, которая выдерживала высокую температуру печи и не билась Эту посуду делали из особого вида металла. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник.

Из русской печи кашу тащи.

Чугунок очень рад,

Что схватил его…. (ухват)

Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? (Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).

Воспитатель: Посмотрите, что еще, кроме печи было в избе.

Воспитатель: Что это?

( Ответы детей: Стол)

Воспитатель: Столы в русских избах были большие. А рядом длинные скамейки, так как стульев тогда еще не было. А что на столе?

( Ответы детей: Посуда)

Воспитатель: Посмотрите, какая интересная посуда. Из чего же она сделана?

(Предполагаемые ответы детей - из дерева)

Воспитатель: Какая посуда?

( Ответы детей: Деревянная)

Воспитатель: Правильно, посуда деревянная. На Руси ели из деревянной посуды. Кушали деревянными ложками, чтобы не обжечься. Деревянную посуду расписывали мастера.

Воспитатель: А в старину люди после сытного обеда выходили на улицу размяться поиграть. А играть они любили в хороводные игры. Давайте и мы сейчас свами поиграем в русскую хороводную игру «Золотые ворота»

(В начале игры выбирают солнце и месяц, надевают маски, берутся за руки, встают лицом друг к другу и делают воротики руками. Остальные встают вереницей, берутся за руки и двигаются, проходя через воротики.)

Воспитатель: Наигрались мы с вами, навеселились, самое время выпить чаю, что же было необходимо древним русичам, что бы приготовить воды для горячего, ароматного чая? Послушайте ещё одну загадку:

Для чая важнейший аксессуар,

Что Муха купила, зайдя на базар,

Ведь гости обычно скучают

За тортом без чашечки чая! (самовар).

Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Воспитатель: А какие ещё предметы домашнего обихода можно увидеть в русской избе?

Посмотрите, какова!

Нрав совсем не робкий!

Я ворочаю дрова

В раскаленной топке. (Кочерга.)

Кочерга- это железная палка с загнутым концом, при помощи которой перемешивали дрова в печи.

Две галочки сидят на одной палочке. (Коромысло.)

Воспитатель: А еще ребята русский народ изготавливал игрушки из глины, из дерева, а потом украшали их разными росписями.

Вот послушайте про какую игрушку эта загадка?

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы — … (Матрешки)

Воспитатель: Посмотрите какая матрешка (красивая, нарядная).

Матрёшка относится к декоративно- прикладному искусству. Декоративное это значит украшенное, красивое, прикладное- применяемое в быту, т. е. все изделия изготавливались для использования в повседневной жизни и ещё это искусство называется народным, т. к. всё это создавалось и создаётся народом.

Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что вместе с русской березкой и самоваром, она стала символом страны, России. Эта кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, национальный сувенир. А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров (Предполагаемые ответы детей).

3. Заключительная часть

Воспитатель: Какое интересное путешествие мы совершили. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:

Закрываем мы глаза – вот такие чудеса

Время убегает – назад нас возвращает.

Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись в детский сад.

Где мы с вами сегодня побывали?. Давайте вспомним, что мы с вами видели?

( Ответы детей: Русскую избу, русскую печь, чугунок, ухват, самовар, кочергу, коромысло, матрешек).

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? ( Ответы детей: Да)

Воспитатель: Я надеюсь, что вечером, когда вы пойдете домой о нашем путешествии вы расскажете своим родителям.

Публикации по теме:

Ознакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклыОзнакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклы В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди,.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР»Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР» Коллеги, сегодня я Вас приглашаю – НАЗАД В СССР. Побывать в окружении вещей советского быта, послушать тиканье часов «Звезда», подержать.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2 Уважаемые коллеги предлагаю посетить музей «Легенды СССР» Часть Вторая Мебель 60-х-70-х годов еще можно найти в старых квартирах, но.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3 Уважаемые коллеги предлагаю вернуться в легендарную эпоху СССР и посетить музей «Легенды СССР» Часть третья Предлагаю Вашему вниманию экспонаты.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная. Цель: познакомить.

Конспект ОД «Знакомим детей с культурой и традициями русского народа»Конспект ОД «Знакомим детей с культурой и традициями русского народа» Цель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях и быте русского народа. Задачи: Образовательная:.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».Цель:Развивать.

Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Сентябрь Задачи:.

Опыт работы «Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа» В этом году тема Августовской педагогической конференции называлась «Проектирование и реализация основных и дополнительных программ в дошкольной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с детьми старшей группы «Знакомство с традициями и бытом русского народа»
Опубликовано: 23 апреля 2023 в 21:50
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД