Получи документы

Конспект занятия с использованием ИКТ «Космос — путешествие по Солнечной системе» для детей старшего дошкольного возраста

Алёна Рытёнкова
Конспект занятия с использованием ИКТ «Космос — путешествие по Солнечной системе» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Тема занятия: «Космос – путешествие по Солнечной системе»

Возрастная группа: старшая

Образовательная (ые) область (и): познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Цель занятия: создание технологической карты «Космос» посредством выявления отличительных признаков планет в процессе занятия с использованием ИКТ.

Задачи занятия:

Образовательные: продолжать расширять знания о планетах Солнечной системы;

Развивающие: развивать логическое мышление в процессе установления соответствий между планетами, их отличительными признаками.

Публикация «Конспект занятия с использованием ИКТ „Космос — путешествие по Солнечной системе“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Воспитательные: воспитывать навыки совместного взаимодействия детей с другими детьми и воспитателем в процессе создания технологической карточки.

Словарная работа: солнце, Солнечная система, Марс, Венера, Земля, Луна, Марс, астероиды, Юпитер, Сатурн, кольца, Уран, орбита, Плутон, спутник, парад планет.

Планируемые результаты занятия: дети знают и называют отличительные признаки планет и заполняют технологическую карточку в совместной деятельности с другими детьми и воспитателем.

Материалы и оборудование: конспект занятия, проктор, экран, ноутбук, материалы для создания карточки (карточка, клей, иллюстарции планет, условные обозначения).

Ход занятия

Ребята, сегодня перед выходом на работу я смотрела интересную программу. Программа была про космос, ребята, вы знаете что такое космос? Космос – это все, что существует за чертой земной атмосферы. А что находится в космосе, как вы думаете? Да, ребята, там находятся планеты, звезды, спутники. Ребята, скажите, а планеты похожи внешне между собой? Да вы правы, похожи.

А как вы думаете, если все планеты внешне похожи, так в чём же их отличие, ребята? Я предлагаю вам узнать это, посмотрев научный фильм.

Ребята, напоминаю вам правила просмотра фильма:

1. Во время просмотра не разговариваем, чтобы не мешать рассказчику.

2. Внимательно, смотрите фильм. Потом мы с вами поговорим о том, что вы интересно увидели и узнали.

3. Оборудование трогать не нужно, иначе изображение может исказится.

Сядьте поудобнее. Будьте внимательны, чтобы узнать, чем же планеты отличается друг от друга. Наше путешествие начинается.

Солнце, Луна, облака — все, что связано с небом, вызывает интерес. Особенно ночью, когда все пространство над головой покрыто сияющими точками, различными по величине и как будто складывающимися в разные фигуры.

Солнце – это звезда, вокруг которой вращаются планеты. Благодаря его теплу возможна жизнь на Земле. Мы все знаем, как выглядит Солнце: большой горячий светящийся шар. И в данном случае зрение нас не обманывает: Солнце, как и другие звезды, представляет собой огромный шар из газа, который горит и согревает все вокруг.

В центре Солнечной системы находится Солнце, вокруг него движутся 8 планет, в том числе наша Земля. Все они разные по составу, величине, каждая движется по своему пути — он называется орбитой — на разном расстоянии от Солнца.

Помимо того, что планеты вращаются вокруг Солнца, они сами вращаются вокруг своей оси. Именно это сложное вращение приводит к смене времен года и времени суток.

Ближе всего к Солнцу находится планета, которая называется Меркурий.

Меркурий совсем немного больше Луны. Планета «шустрая»: совершает оборот вокруг Солнца быстрее всех других планет.

Год длится на Меркурии всего 88 дней. Вокруг своей оси Меркурий вращается очень медленно. Это приводит к большой разнице в температуре «днем» и «ночью».

Еще одна особенность Меркурия — у этой планеты практически нет атмосферы, то есть газового облака, которым окружены почти все планеты Солнечной системы. Вся атмосфера выгорела под воздействием жгучих солнечных лучей. Конечно, никакая жизнь в таких условиях невозможна.

Поверхность Меркурия похожа на лунную, она вся покрыта краторами, которые образовались от падения на Меркурий камней из космоса, посмотрите, ребята, как много красторов. Это самый огромный кратор, он называется Калорис. Вот мы и познакомились с Меркурием. Двигаемся дальше.

Ближайшая к Земле планета называется Венера. Она очень красивая и яркая, и ее можно увидеть даже в дневное время и без телескопа, поэтому ее называют Утренней звездой.

Венеру часто называли «близнецом Земли» — она, действительно, похожа на нашу планету и размером, и массой, поэтому раньше считалось, что на ней может быть жизнь. Но нет: на Венере слишком жарко — около 450 градусов. Это самая горячая планета в Солнечной системе. Кроме того, в атмосфере Венеры практически нет кислорода, необходимого для жизни — вся планета окутана ядовитыми облаками из углекислого газа. Люди, конечно же, не смогли бы существовать в таких условиях; да и других признаков жизни здесь тоже не обнаружено.

На Венере не бывает «зимних холодов» и вообще смены времен года — всегда царит жаркое лето.

Поверхность венеры покрыта множеством вулканов, краторов, гор и застывшей лавы.

Кстати, все планеты Солнечной системы двигаются в одну сторону, а Венера — в другую.

Третья планета от Солнца - Земля, на которой мы все живем.

Конечно, про Землю мы знаем гораздо больше, чем про все другие планеты Солнечной системы. Но и она таит в себе еще много тайн, которые пытаются раскрыть ученые.

На Земле есть уникальные условия для жизни. Температура позволяет воде оставаться в жидком виде, что необходимо для растений, животных и людей. На Земле атмосфера пригодна для дыхания. Благодаря воздуху и воде возникла жизнь.

Ближе всех небесных тел к Земле располагается ее единственный спутник — Луна. Она находится от Земли на таком расстоянии, что пригодна для исследований, поэтому в наше время мы уже много знаем про Луну: имеем образцы лунного грунта, данные о ее атмосфере, фотографии обратной стороны. Более того, Луна — единственное небесное тело, на котором побывал человек.

Поверхность Луны покрыта горами, краторами, затвердевшей лавой и пылью. На Земле они выглядят, как лунные пятна.

Следующая по удаленности от Солнца и самая «изученная» планета Солнечной системы после Земли. На Марс отправлены марсоходы, на орбите работают космические аппараты, благодаря чему мы смогли многое узнать об этой планете.

По размеру Марс значительно меньше Земли.

Красноватый цвет планеты.

Температура на Марсе очень низкая — в среднем -47 °C. Но, в отличие от Венеры, здесь бывают теплые и холодные периоды; летом в некоторых точках может потеплеть до 20 градусов днем — и похолодать ночью до -90 °С. Такую огромную разницу температур создают ветра и сильно разреженная атмосфера.

На Марсе самые высокие горы и самые глубокие впадины из всех известных планет нашей системы. Также там расположены крупнейшие вулканы. Это гора Олимп – она самая высокая во всей Солнечной системе.

На Марсе есть вода. Из-за низких температур она существует в виде льда. Это очень существенная информация, поскольку наличие воды — одно из важных условий для жизни на планете.

К сожалению, пока живых организмов на Марсе исследователи не нашли.

На расстоянии орбит между Марсом и Юпитером должна была находится ещё одна планета, но её не обнаружили, зато на её месте астрономы открыли пояс астероидов. Это множество каменных глыб, которые появились очень давно. На астероиды влияет притяжение планет и солнца.

Самая крупная планета Солнечной системе это Юпитер.

На Юпитере вообще нет твердой почвы — вся планета представляет собой сгусток газа. Это делает ее похожей больше на звезду, чем на планету.

На современных фотографиях Юпитер выглядит очень затейливо: его поверхность представляет собой чередование темных и светлых зон, которые постоянно изменяют форму, цвет и местоположение. Оказывается, мы видим меняющуюся под влиянием мощных ветров атмосферу планеты.

Знаменитой особенностью Юпитера является красное пятно, также постоянно меняющее цвет, размер и форму и хорошо различимое на фото планеты. Это гигантский ураган.

Вот мы и познакомились с ещё одной планетой – Юпитером.

Следующая планета – Сатурн. Эта планета во многом похожа на Юпитер: она крупная (вторая по величине в Солнечной системе, не имеет твердой поверхности. Есть сходство и в составе атмосферы, и особенностях движения.

Вокруг своей оси Сатурн вращается довольно быстро: сутки на этой планете составляют 10 с половиной часов.

Главной особенностью Сатурна являются его кольца. Кольца — плотные образования изо льда, пыли и камней. Эти кольца очень тонкие. Знаменитые кольца Сатурна были открыты астрономами очень давно, но до сих пор нет теории, объясняющей их образование.

На Сатурне бывает северное сияние.

Планеты, которые находятся за Сатурном называются внешними. Уран стал первой планетой, о существовании которой люди узнали только после изобретения телескопа.

Уран — самая холодная из всех планет Солнечной системы.

День на Уране длится 17 земных часов, а год — 84 земных года.

Планета голубого цвета. У Урана есть тёмные, густые кольца.

Интересной особенностью этой планеты является ее положение: Уран вращается вокруг своей оси, как бы «лежа на боку». Из-за такого положения «времена года» на планете довольно необычные: 42 года «лета» и непрерывная «полярная ночь» длиной в 42 года в противоположном полушарии. Потом полушария меняются.

Следующая планета, с которой мы познакомимся – Нептун. Нептун — самая удаленная от Солнца планета.

Нептун — одна из самых больших в Солнечной системе планет.

Сутки на Нептуне составляют около 16 часов, а год является самым длинным по сравнению с годом на остальных планетах: его продолжительность здесь составляет около 165 земных лет.

На Нептуне очень холодно и ветренно.

Поверхность Нептуна состоит из камня и покрыта льдом. Также планета имеет голубой цвет.

Удаленность Нептуна от Земли сильно затрудняет исследование этой планеты. Большинство сведений о Нептуне получены с помощью космического корабля.

До недавнего времени считалось, что планет в Солнечной системе 9, а не 8. Девятой планетой называли Плутон. Он был открыт сравнительно недавно. Но позже ученые изменили его статус: Плутон называется теперь «карликовой планетой».

Некоторые из них можно наблюдать даже без специальных приборов. Планеты и звезды постоянно меняют свое положение. Иногда 5 планет – Меркурий, Марс, Венер, Юпиетер и Сатурн выстраиваются в одну линию — это называется «парадом планет». Бывает и так, что все планеты выстраиваются по одну сторону от солнца.

Теперь мы знаем, что наш дом – Солнечная система появился очень давно. Это система планет, вращающихся вокруг центральной звезды – Солнца.

В космосе существуют не только планеты и звезды — мы окружены разными космическими телами: кометами, метеорами, астероидами, туманностями.

Возможно, в скором времени учёные раскроют перед нами всё новые и новые тайны.

Наше путешествие закончилось.

Наши глазки устали, нужно им немножко отдохнуть, повторяйте за мной

«Глазкам нужно отдохнуть.»

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Ребята, давайте занесём наши знания в технологическую карту, как учёные, я вам помогу. Сначала нужно расставить планеты по порядку.

Строчка с солнцем у нас заполнена. Это будет служить примером.

Какая планета ближе всего к солнцу? Да, Меркурий. Далее Венера, верно. После Венеры наша Земля, и тд.

Второй столбец - это поверхность: твердая или планета состоит из газов. Твёрдая – это значок камней, а газы – облако. Итак, какая поверхность у Меркурия? Верно, твёрдая, значит какой значок? Камень, молодцы, и тд.

Третий столбец – наличие воды. На каких планетах есть вода? Верно, на Земле и на Марсе. Как вы думаете, какой значок сюда подойдёт? Верно, волны. А к другим планетам? Да, зачёркнутые волны. Давайте приклеим.

Четвёртый столбец – это жизнь. На каким планетах есть жизнь? Правильно, пока жизнь обнаружена только на Земле. Давайте приклеим на строчку с землёй человечка, а на строчки с другими планетами зачёркнутого человечка.

Итак, последний столбец – это цвет. Какого цвета Меркурий? Верно, коричневого, а Венера? И тд.

Ребята, мы с вами заполнили карточки. Вы молодцы.

Подумайте, что сегодня нового узнал каждый из вас. Катя, что нового ты узнала? Молодец. Лёша, а ты? Молодец, хорошо. Давайте вспомним на каких планетах мы побывали.

Раз – Меркурий

Два –Венера

Три –Земля

Четыре –Марс

Пять –Юпитер

Шесть –Сатурн

Семь –Уран

За ним – Нептун

Молодцы. Вам понравился фильм? Мне тоже она очень понравился, скоро мы отправимся с вами ещё на одну экскурсию в космос.

А теперь я предлагаю вам нарисовать ту планету, которая вам понравилась и запомнилась больше всего.

Публикации по теме:

Конспект занятия с элементами музыкотерапии «Путешествие детей в страну Музыка» для детей старшего дошкольного возраста Занятие с элементами музыкотерапии в старшей группе Цель занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности.

Фотоотчёт о физкультурном празднике ко Дню космонавтики «Путешествие по Солнечной системе» в подготовительной группеФотоотчёт о физкультурном празднике ко Дню космонавтики «Путешествие по Солнечной системе» в подготовительной группе Традиционно в нашем детском саду проводятся мероприятия, посвящённые Дню космонавтики. В подготовительных группах провели физкультурно-музыкальный.

Конспект музыкального занятия «Путешествие в страну музыкальных инструментов» для детей старшего дошкольного возраста Конспект музыкального занятия для детей «Путешествие в страну музыкальных инструментов», Для детей старшего дошкольного возраста. Программное.

Конспект музыкального занятия «Путешествие в музыкальное королевство» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект музыкального занятия «Путешествие в музыкальное королевство» для детей старшего дошкольного возраста Цель: закрепление изученного материала по основам музыкальной грамоты. Задачи: - Выявить умение различать характер музыки одного жанра.

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в космос» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» г. Чаплыгин. Конспект образовательной деятельности.

Конспект открытого музыкального занятия «Путешествие по волшебным островам» для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по волшебным островам» Цель: Развивать восприятие музыки и творческие способности детей, через интеграцию различных видов.

Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес»Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес» (Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся.

Конспект занятия с использованием элементов кинезиологии для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие Колобка»Конспект занятия с использованием элементов кинезиологии для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие Колобка» Конспект занятия с использованием элементов кинезиологии для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие «Колобка» Цель: Развивать.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на остров Спортландия» Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная. Цели: познакомить детей с различными.

Конспект занятия по песочной анимации «Путешествие в космос» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по песочной анимации «Путешествие в космос» для детей старшего дошкольного возраста Арт-студия. Занятие Космос. Цель: Закреплять умение рисовать силуэт ракеты в полёте, развивать способность оперировать представлениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с использованием ИКТ «Космос — путешествие по Солнечной системе» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 марта 2023 в 23:28
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия с использованием ИКТ «Космос — путешествие по Солнечной системе» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Рытёнкова (УИ 2008508) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД