Елена Ахметшина
Конспект занятия с использованием песочной терапии для детей с ЗПР подготовительной группы «Утенок-путешественник»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с использованием песочной терапии для детей с ЗПР подготовительной группы «Утенок-путешественник»
Разработала: педагог-психолог
«Школа-интернат для детей с нарушением
слуха и речи» дошкольное отделение
Ахметшина Елена Викторовна
Тема занятия «Утенок — путешественник»
(стабилизация эмоционально-волевой сферы дошкольников)
Публикация «Конспект занятия с использованием песочной терапии для детей с ЗПР подготовительной группы „Утенок-путешественник“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Утки, утята
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Цель:Коррекция и стабилизация эмоционального фона детей с ЗПР через использование методов песочной терапии.
Задачи:
1 Формировать представление о свойствах сухого песка; формировать навык экспериментирования с песком ; обогащать тактильный опыт у воспитанников с ЗПР.
2 Развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук.
3 Снять психоэмоциональное напряжение у дошкольников с ЗПР.
4 Воспитывать аккуратность; вызывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Оборудование:
-Световой стол и стул для ребенка.
-Игрушка утенка и утки.
-Песок.
-Морские камушки.
-Полудрагоценные камешки разного размера.
-Карточки с изображением : «драгоценных камешков»; «солнца»; «гор»; «моря»; «ручья»; «следов»; «леса»; «цифр», «геометрических фигур».
Ход занятия
Ритуал начала занятия.
Психологическая игра «Волшебный камешек»
Цель: Создание положительной атмосферы; положительного настроя на совместную, продуктивную работу.
Перед ребенком стоит поднос с полудрагоценными камнями.
Психолог: «Посмотри на эти камни. Расслабься. Выбери один, который нравится тебе больше остальных. Возьми его, рассмотри, подержи в руках, почувствуй его. Психолог напоминает, что всё тело надо расслабить.
Психолог: Посмотри на свои камешеки, сожми его в кулачке. Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными, самыми внимательными, самыми послушными и всё, что вы будете делать, у вас обязательно всё будет получаться.
Основная часть
Цель: Коррекция и стабилизация эмоционального фона детей с ЗПР через активную работу с песком.
1 Знакомство со столом.
Психолог: Посмотрите какой красивый стол перед тобой. А что в нем?
Ребенок: Песок.
Психолог: Правильно. Молодец!
Психолог: Посмотри, а кто это еще у нас около стола (в ряд разложены голыбые карточки округлой формы изображениями вниз. На одном конце ряда из карточек игрушка утенка- на другом мамы-утки?
Ребенок: утенок и утка.
Психолог: Правильно. Но они очень далеко друг от друга. А утенок очень хочет попасть к маме утке. Но сделать это ему самому трудно. Он должен справиться с заданиями и только тогда он доплывет до мамы-утки. Давай поможем утенку доплыть до мамы-утки, решая задания.
Далее по ходу занятия психолог переворачивает карточки изображениями вверх и переставляет утенка на изображение, символизирующее выполненное задание.
2 Упражнение «Необыкновенные следы»
Психолог переворачивает первую карточку, на которой изображены следы. Включает белую подсветку песочного стола.
Психолог: Теперь давай посмотрим каие могут быть следы и попробуем оставить сами следы на песке.
Психолог показывает, а ребенок повторяет за ним.
Медведь: ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок
Змея: кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
Сороконожка: ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение
Волны: большой палец прижимаем к ладони, а оставшимися ведем по песку
Лопата: ставим обе ладони внешним ребром на песок и отодвигаем его.
Эксковатор: набирать обеими ладонями песок
По окончании задания ставим утенка на эту «выполненную» карточку.
3 Упражнение «По горам»
Психолог переворачивает вторую карточку, на которой изображены горы. Психолог Включает оранжевую подсветку песочного стола.
Психолог: Чтобы утенку попасть к маме, ему нужно пройти горы. Давай нарисуем их на песке. Горы могут быть маленькие или большие, может быть одна гора или много.
Ребенок рисует горы. Попутно коментирует какие горы у него получаются.
Психолог Хвалит ребенка: у тебя получилось очень здорово, молодец. Утенок прошел это испытание.
Психолог передвигает утенка на круг этого задания.
4 Упражнение «Ручей»
Психолог переворачивает третью карточку, на которой изображен ручей. Психолог включает голубую подсветку песочного стола.
Психолог: А теперь утенку нужно пройти через ручей. Давай же нарисуем ручей на песке. Для этого сильно растопырим пальцы на руке и проведем ими по песку. Так получается ручеек.
Психолог ставит несколько камней на ручей.
Психолог: Посмотри на пути ручья стали камушки. Давай поможем ручейку побежать мимо них.
Ребенок рисует волны, огибая препятствия.
Психолог Хвалит ребенка: у тебя получилось очень хорошо, молодец. Утенок прошел и это испытание.
Психолог передвигает утенка на круг этого задания.
5 Упражнение «Волшебный лес»
Психолог переворачивает четвертую карточку, на которой изображен лес. Психолог включает зеленую подсветку песочного стола.
Психолог: Посмотри, сейчас храброму утенку нужно пройти лес. А какие деревья растут в лесу?
Ребенок: Елки
Психолог: Давай нарисуем дремучий лес, где много елок. А теперь поставим следы медведя, который ходит по лесу.
Психолог Хвалит ребенка: у тебя получился самый настоящий дремучий лес и даже следы медведя очень большие получились, молодец. Мы помогли утенку пройти этот лес- ведь сам бы он не справился! Утенок прошел и это испытание.
Психолог передвигает утенка на круг этого задания.
6 Упражнение «Море»
Психолог переворачивает пятую карточку, на которой изображено море. Психолог включает бирюзовую подсветку песочного стола.
Психолог: А теперь мы окажемся на море. А на море есть приливы и отливы. И поазывает как двумя ладонями сгребать и отодвигать песок. Ребенок повторяет это движение. Затем психолог незаметно подбрасывает ракушки.
Психолог: Посмотри, а ведь это ракушки с настоящего моря. Давай соберем их все. Ну вот, мы опять справились с заданием и утенок стал еще ближе к своей маме утке!
Психолог передвигает утенка на круг этого задания.
7 Упражнение «Посчитаем»
Психолог переворачивает шестую карточку, на которой изображены цифры. Психолог включает красную подсветку песочного стола.
Психолог: А чтоб помочь утенку справиться с этим заданием нам нужно посчитать. Посчитай, пожалуйста, сколько кружков с заданиями нужно всего пройти утенку, чтоб добраться до мамы- утки?
Ребенок: Восемь
Психолог: Правильно. А напиши эту цифру на песке. Молодец. А теперь сосчитай, сколько заданий мы уже помогли выполнить утенку?
Ребенок: Шесть.
Психолог: Молодец. Напиши эту цифру на песке. А сколько заданий нам еще нужно пройти?
Ребенок: Два
Психолог: молодец, хорошо считаешь. Напиши эту цифру на песке. Молодец, с твоей помощью утенок прошел и это испытание.
Психолог передвигает утенка на круг этого задания.
8 Упражнение «Фигуры»
Психолог переворачивает седьмую карточку, на которой изображены геометрические фигуры. Психолог включает оранжевую подсветку песочного стола.
Психолог: А что же это такое изображено на картинке?
Ребенок: Геометрические фигуры.
Психолог: Правильно.
Психолог показывает на треугольник и просит назвать геометрическую фигуру. Затем нарисовать ее на песке.
Психолог показывает на квадрат и просит назвать геометрическую фигуру. Затем нарисовать ее на песке.
Психолог показывает на круг просит назвать геометрическую фигуру. Затем нарисовать ее на песке.
Психолог показывает на прямоугольник и просит назвать геометрическую фигуру. Затем нарисовать ее на песке.
Психолог показывает на овал и просит назвать геометрическую фигуру. Затем нарисовать ее на песке.
Психолог: Молодец, все правильно назвал и нарисовал.
Психолог передвигает утенка на круг этого задания.
Итог занятия
Цель: Повышение самооценки ребенка, закрепление положительного эмоционального фона.
Психолог переворачивает последнюю карточку, на которой изображено солнце. Психолог включает желтую подсветку песочного стола.
Психолог: Посмотри, наш утенок смог доплыть до своей мамы-утки, пройдя все испытания. Но у него ничего бы не получилось, если бы ты не помогала ему! Только благодаря твоим способностям, твоей доброте и отзывчивости он смог встретиться с мамой-уткой. Ты большая молодец! и посмотри, даже солнышко выглядывает через песок! Давай же поможем ему, нарисуем его, его лучики. Давай нарисуем ему улыбку, радостные глазки. Пусть оно греет и согревает нас! Чувствуешь, как оно радуется тебе! Как оно согревает. Даже солнышко говорит тебе, какая ты молодец!
И я говорю тебе, что ты большая молодец. Наше занятие закончено, спасибо.